Председатель киргизского Центризбиркома Акылбек Сариев вчера так и не смог обнародовать официальные результаты референдума в означенное время. Причиной задержки стал человеческий фактор: операторы автоматизированной системы «Выборы» вводили ошибочные данные.Из-за этого итоги плебисцита оказались в незначительной степени искаженными. Несмотря на маленький конфуз, можно уже говорить о том, что референдум состоялся, а Кыргызстан стал парламентской республикой. Армия наблюдателей еще в день голосования выступила с заявлениями о том, что, несмотря на отдельные нарушения, референдум можно считать состоявшимся. Поздней ночью 27 июня президент переходного периода Роза Отунбаева выступила в прямом телеэфире и назвала прошедшие выборы «важнейшей победой на пути установления подлинного народовластия». Свои поздравления народу соседней республики адресовал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. «Казахстан искренне заинтересован в том, чтобы ситуация в соседнем государстве вернулась в нормальное русло, и готов поделиться своим опытом проведения реформ в экономике и политике, в других сферах общественной жизни и помочь братской стране», – сказал он вчера. Поводом для оптимизма стала неожиданно высокая явка граждан в день голосования. Свои голоса отдали около 1 млн 800 тыс. человек, или примерно 65 процентов от общего количества избирателей республики. Еще большей неожиданностью стала подавляющая поддержка кыргызстанцами предложенной временным правительством новой Конституции. По предварительным данным ЦИКа, за нее свои голоса отдали 90,57 процента граждан. Напомним, что новый Основной закон упраздняет Конституционный суд и наделяет Розу Отунбаеву статусом президента переходного периода. Против такой нормы проголосовало только 8,05 процента избирателей. Таким образом, Кыргызстан вступил в новую политическую реальность, стал первой в Центральной Азии парламентской республикой. Гигантский социально-политический эксперимент продлится до 2020 года. Предполагается, что поправки и изменения в принятую Конституцию нельзя будет вносить в течение 10 лет. Хотя этой оговорке мало кто придает большое значение. Да и вообще слишком многие в стране настроены скептически в отношении затеянных реформ, ожидая, что и новую власть рано или поздно ожидает участь предшественников. Опыт двух революций не прошел бесследно, люди утратили веру в возможность цивилизованной и мирной передачи власти. Впрочем, не менее интересно воспринимается победивший парламентаризм. Вместо одного президента, рассуждают люди, будет 120 «маленьких президентов» в лице депутатов. Поэтому эксперты успех голосования связывают не с сознательным выбором, а со страхом в обществе перед новыми столкновениями. Для граждан важно было преодолеть кризис легитимности власти, которая генерирует нестабильность в республике. Но были и такие избиратели, которые с энтузиазмом восприняли новую модель власти, и теперь они ожидают парламентских выборов. Для них парламентская республика – это гарантия того, что во власти не будет усиления одного человека или узкой группы людей, залог прогрессивных изменений в Кыргызстане. В числе прочих преимуществ политически подкованные граждане называют прозрачность и подотчетность всех ветвей государственного управления, равную ответственность перед законом чиновника и простых людей, устранение коррупции в бюрократических органах и экономике в целом. Оппоненты парламентаризма, в числе которых и экс-спикер Жогорку Кенеша Адахан Мадумаров, ставят вполне резонные вопросы: «Россия свою Конституцию радикально не меняла, но это не помешало пришедшему вместо Ельцина Владимиру Путину возродить страну и установить в ней верховенство закона». А экс-секретарь совбеза генерал Мирослав Ниязов настойчиво отрицает необходимость парламентской системы, аргументируя свое негативное отношение необходимостью одного сильного и ответственного лидера. Руководители же временного правительства отметают претензии критиков. Глава Минфина Темир Сариев причину нападок на конституционную реформу видит в том, что ей противостоят представители бывшей власти, обладающие ресурсами и «ницшеанской» волей к власти. Политик считает, что на референдуме народ высказался в пользу демократии, но тут же признал, что у парламентской республики есть свои издержки. На них Сариев не стал акцентировать внимание, отметив, что Кыргызстан «впервые апробирует парламентское правление». Впрочем, у Кыргызстана уже есть свой небольшой опыт. Осенью 2006 года в республике серьезно обсуждали возможность ограничения полномочий президента в пользу парламента. Мощный оппозиционный лагерь в лице депутатов Жогорку Кенеша третьего созыва (избранного во время президентства Аскара Акаева. – Ред.) в результате многодневных митингов добился подписания экс-главой государства Курманбеком Бакиевым новой редакции Конституции. Текст лишал его значительной части своей власти. Мятежные депутаты напомнили ему об обещании, данном после 24 марта 2005 года: внести конституционные ограничения на деятельность президента, что стало бы «предохранительным клапаном» от диктатуры. Бакиев уступил требованиям, но не по своей воле, а под давлением оппозиции, которая инициировала акцию «За реформы» и мобилизовала широкую народную поддержку. Митинги в ноябре 2006 года на самом деле запомнились своей массовостью и дисциплинированностью участников. И хотя активисты акции «За реформы» могли с шумом ворваться в «Белый дом», они предпочли образцовую «бархатную» революцию: вынудили Бакиева подписать проект конституционных поправок. Все произошло поздно ночью в личной охраняемой резиденции президента. Как потом вспоминал Бакиев, у него, «сонного и в тапочках», лидеры оппозиции потребовали подпись. Но это были «15 минут славы». Через полтора месяца экс-президент с помощью закулисных комбинаций и подкупа вернул себе полномочия. Роковую роль тогда сыграл премьер-министр Феликс Кулов, потребовавший роспуска парламента. Испугавшиеся за свои кресла депутаты пошли на попятную и уступили президенту. В отместку они дважды проголосовали против вторичного на- значения премьер-министром Кулова, и тот ушел с политического Олимпа. В выигрыше остался один Бакиев, который через несколько месяцев проведет референдум, благодаря которому распустит тот парламент и еще больше усилит власть президента. Вот такой извилистый и кровопролитный путь проделал Кыргызстан к своей мечте о парламентской республике. Как писал классик: «Опыт, сын ошибок трудных». Если бы два экс-президента не допустили столько ошибок и вместо клановой системы построили бы эффективную экономику, то сегодня никто и не заикнулся о модели парламентаризма. Однако 20-летний путь независимости не оставил кыргызстанцам другого выхода, кроме как испробовать пока не-знакомую систему. Не только им, но и всем остальным странам СНГ.
Азамат ТЫНАЕВ, Бишкек | |