Председательство Казахстана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе – это огромный успех отечественной дипломатии и всего народа, который закрепляет предстоящий в декабре саммит лидеров стран ОБСЕ в Астане.Не исключено, что в ходе него будет заложен новый фундамент безопасности на пространстве от Европы до Азии. По крайней мере, известно, что в работе саммита примут участие не только «старожилы» ОБСЕ, но и представители стран из других уголков планеты. Поэтому одной из главных задач встречи в Астане станет генерация новой философии, которая позволит превратить евразийское пространство в зону безопасности и процветания. В этом контексте Казахстан уже ведет последовательную и целенаправленную политику по превращению ОБСЕ в переговорную площадку с такими структурами, как СВМДА, НАТО и ОДКБ.
Председательство Казахстана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) следует расценивать как национальный стратегический проект, а саммит организации, который пройдет 1–2 декабря в Астане, в качестве прорывного события на всем пространстве ответственности. Независимо от исхода встречи в верхах мы можем с гордостью констатировать: республика подошла к исполнению высокой миссии со знанием дела. Несмотря на существующие противоречия, нам удалось убедить сесть за стол переговоров руководителей стран-участниц. Встреча в верхах для ОБСЕ редкое явление, свидетельствующее о проблемах организации. Если говорить языком цифр, хельсинкскому процессу в этом году исполнилось 35 лет, планируемая же встреча в Астане будет седьмой. Грубые подсчеты показывают, что переговоры проводятся не чаще одного раза в пятилетку. А это свидетельствует о системных сбоях в ОБСЕ, поскольку данный факт противоречит основополагающему документу организации – Парижской хартии, принятой в 1990 году, согласно которой саммиты должны проводиться каждые два года. Столь нелицеприятный для организации вывод можно сделать, ориентируясь, что называется, на «среднюю температуру» по больнице. На самом же деле все гораздо сложнее. Достаточно сказать, что последний саммит не проводился с прошлого века, если точнее, с 1999 года, а это, по меркам большой политики, целая эпоха. За это время мир столкнулся с множеством проблем глобального характера: ростом террористических угроз, увеличением потока наркотрафика, экстремизмом и созданием новых очагов напряженности на карте мира, экономическими и экологическими потрясениями. Организация в этих условиях далеко не всегда демонстрировала высокую эффективность. Анализ произошедших событий говорит о том, что механизм действия ОБСЕ, несмотря на наличие разветвленной системы и оперативное реагирование на многие вызовы, все же неэффективен по ключевым направлениям деятельности, прежде всего в предотвращении потенциальных конфликтов. Зато гуманитарное измерение, так называемая третья «корзина», получила мощный импульс, став вечным раздражителем для многих государств к востоку от Вены. Этот факт, собственно, во многом и спровоцировал внутренний конфликт, вылившийся в долгие годы противостояния. Отрадно, что именно Казахстан переломил ситуацию. Затянувшийся застой разразился ярким, энергичным председательством нашей страны, кульминационным моментом которого станет саммит ОБСЕ. Это большой успех отечественной дипломатии, всего народа Казахстана, доказавшего, что мир и согласие, консолидация общества в деле достижения новых высот, способность мобилизоваться в сложнейших условиях позволяют добиться, казалось бы, невыполнимых целей. В процессе продвижения инициатив Казахстана на международной арене большую роль сыграл авторитет главы государства Нурсултана Назарбаева, его умение мыслить нестандартно, заглядывая на годы вперед, смело и решительно идти к поставленной цели. Так стало и с идеей председательства. Многие эксперты и политологи искренне сомневались в способности Казахстана добиться консенсуса по этому вопросу. Не было и мысли, что общеевропейский форум безопасности возглавит страна из Центральной Азии. Легче было поверить в то, что в Париже проснется вулкан... Не меньше скепсиса вызвало предложение Казахстана провести саммит ОБСЕ. В декабре прошлого года в итоговых документах СМИД в Афинах государства-участники отразили интерес к идее. Не более… Тогда мало кто верил в ее осуществление. Но в этом и заключается талант политика: уметь добиваться поставленных целей, ломать стереотипы, убедить, что именно Казахстан, и никакая другая страна, может быть полезен ОБСЕ в этот непростой период. Вы спросите, зачем это нашей республике? Ответ очевиден. Наша страна активно участвует в процессах строительства систем безопасности и разоружения на всех уровнях международного и регионального сотрудничества с целью создания единого пространства безопасности стран-членов. Ведь только там, где стабильность, может быть развитие. В этом контексте ОБСЕ сохраняет за собой роль ключевого политического форума, определяя нормы международного и внутреннего поведения. Организация в этом плане уникальна, так как в ее состав входят разнородные силы, представляющие евроатлантическую и евразийскую системы безопасности. В этом контексте Казахстан ведет целенаправленную политику по превращению ОБСЕ в переговорную площадку с такими структурами, как СВМДА, НАТО и ОДКБ. Таким образом, руководство Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе дает нашей стране возможность транслировать национальные интересы на геополитическом уровне. Мы оберегаем границы Казахстана от различного рода вызовов и угроз, что называется, в превентивном режиме. Примером служит позиция Казахстана в отношении Афганистана и Кыргызстана, помощь которым оказывается как на двусторонней, так и многосторонней основе. В рамках второй «корзины» наша страна уделяет внимание экологическим и транспортным проблемам региона. В контексте сохранения окружающей среды акцент сделан на проблематике Аральского моря, в области транспорта – на создании эффективной, безопасной и экологически чистой транспортной системы, которая связывала бы Запад и Восток. Не остается без внимания и третья корзина. В преддверии саммита в Астане состоится обзорная конференция по третьему измерению. Это говорит о том, что и Казахстан, и страны – участницы организации уделяют особое внимание этому аспекту и особенно развитию демократии, правам человека в Центральной Азии. Но главная задача – обеспечить кардинальный поворот к острому осознанию потребности совместных усилий для того, чтобы превратить евразийское пространство в зону безопасности. Фундамент для решения подобной задачи создан за время казахстанского председательства. Так что можно рассчитывать, что и во время встречи на высшем уровне в Астане философия нового подхода к роли и месту ОБСЕ в быстро меняющемся мире станет ценностным ориентиром для всех стран – участниц организации.
Айдар БОЛАТОВ, Алматы | |