| Третий путь | В разгар глобального кризиса на последний план отступили транснациональные корпорации. А ведь именно их в эпоху «некритичного либерализма» рассматривали в качестве «слонов», на которых покоится мировая экономика. Но вопреки популярному мнению, роль первой скрипки пришлось играть государствам.Такое положение, по мнению экспертов, сохранится в посткризисный период, что повысит требования как к профессионализму госслужащих, так и к гражданскому обществу. От последнего фактора в XXI веке зависит устойчивое и гармоничное развитие стран, обществ и национальных экономик. В 2011 году завершается срок реализация концепции развития гражданского общества. Сегодня можно уверенно говорить о том, что первый и второй этапы концепции успешно реализованы. Более того, поставленные на третьем этапе цели практически достигнуты. Поэтому актуальным становится вопрос разработки нового документа, который бы обозначил траекторию развития гражданского общества на ближайшее время. Возникает вопрос: какой период должен охватывать данный документ? Нам представляется, что логичным решением является разработка стратегии развития гражданского общества, синхронизированной с задачами стратегии развития страны до 2020 года. То есть гражданское общество должно обозначить свои задачи по участию в подготовке экономики к посткризисному развитию; развитию инфраструктуры и реализации проектов индустриализации; повышению конкурентоспособности человеческого капитала; обеспечению качественными социальными и жилищно-коммунальными услугами; содействию укреплению межнационального и межконфессионального согласия. Не исключено, что решение поставленных задач внесет коррективы в конфигурацию структуры гражданского общества. В настоящее время в «третьем секторе» преобладают организации по поддержке общественных инициатив – 20,8 процента, детские и молодежные организации – 13,4 процента, организации культуры, искусства, науки и образования – 11,7 процента, спортивные организации – 9,4 процента, этнокультурные объединения – 7,9 процента, организации социальной защиты – 7 процентов, правозащитные организации – 5,6 процента. Можно ожидать, что реализация Госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР) и «Дорожной карты» повлечет за собой создание новых неправительственных организаций в сфере содействия развитию малого и среднего бизнеса, независимого мониторинга государственных программ, лидерских качеств, общей культуры управления и пр. При определении структуры и содержания концепции развития гражданского общества необходимо учитывать ряд моментов. Первое: важнейшим фактором развития гражданского общества является осознанное понимание большинством казахстанцев того, что у них есть национальный лидер. Это способствует консолидации общества и одновременно формирует мощный положительный бренд Казахстана как успешно состоявшегося государства. Второе: посткризисное развитие нашего государства и объявленная в послании президента программа форсированного индустриально-инновационного развития мотивируют институты гражданского общества к более активному выражению своей позиции, поскольку в послании имеется прямое указание: «Каждый индустриальный проект в каждом регионе должен быть взят под особый контроль не только местной власти, но и общественности. Эта работа должна стать общенародной задачей всей страны в ближайшее десятилетие». И наконец, третье. Действующее председательство Казахстана в ОБСЕ предоставило возможность широкому кругу различных казахстанских неправительственных организаций участвовать в Конференции высокого уровня по толерантности и недискриминации с участием представителей 56 государств – членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Кроме того, активное развитие институтов гражданского общества, в частности Гражданского альянса, и других неправительственных организаций усилило их влияние на принятие решений органами государственного управления. В настоящее время сформирован системный механизм взаимодействия институтов гражданского общества, органов власти и бизнеса через регулярно проводимые гражданские форумы. Необходимо отметить, что принятие Доктрины национального единства народа Казахстана в условиях широкого обсуждения всеми общественно-политическими силами способствует гармонизации межэтнических отношений в обществе. Конституционным органом стала Ассамблея народа Казахстана, представляющая собой уникальный институт гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений, признанный мировым сообществом. Прогрессирующее развитие профессиональных неправительственных организаций привело к тому, что государство делегирует им ряд функций. Так, независимый мониторинг хода реализации Госпрограммы ФИИР возложен на объединение юридических лиц «Торгово-промышленная палата Республики Казахстан». Начиная с 2005 года Министерством культуры, рядом министерств и местными органами власти выделяются средства на реализацию государственного социального заказа. Объемы финансирования ежегодно возрастают. Благодаря взаимодействию государства и НПО получила развитие инициатива прозрачности добывающих отраслей (ИПДО). Эта позиция актуальна для нашей страны, поскольку большая часть валового внутреннего продукта Казахстана формируется за счет этих отраслей. В рамках ИПДО реализуется контрольная функция НПО за деятельностью добывающих компаний, включая мониторинг экологических последствий. Сегодня, говоря о параметрах состояния гражданского общества в Казахстане, очень важно вооружить институты гражданского общества инструментами независимого общественного мониторинга за ходом реализации программы индустриального развития, а это, безусловно, требует унификации процедур управления проектами, финансируемыми из государственного бюджета, и, следовательно, подотчетности гражданскому обществу. В результате мы получим эффективную общественную систему по отслеживанию качества и своевременности принятых государственных решений, что напрямую отразится на уровне жизни населения.
Алексей ЦЕХОВОЙ, первый вице-президент, генеральный директор Международной академии информатизации, д.т.н., профессор
| |
|