| Куда Европа без Азии? | Те угрозы экстремизма и терроризма, которые, по словам главы нашего государства Нурсултана Назарбаева, подобно раковым метастазам, шаг за шагом поражают всю местную цивилизацию, исходят из Афганистана, проходят через государства Центральной Азии и неуклонно продвигаются в сторону Европейского союза.Поэтому сегодня обеспечить прочную европейскую безопасность, не учитывая азиатское измерение безопасности, невозможно. И, на наш взгляд, настало время новой системы безопасности – евроазиатской. Радует, что наши европейские партнеры по ОБСЕ, наряду с уже устоявшимся определением единой, неделимой, всеобъемлющей безопасности на пространстве ОБСЕ, наконец-то согласились с терминами «европейская» и «евразийская» безопасность, которые мы на ряде наших конференций выдвигали и отстаивали. И вопрос именно европейской и евразийской безопасности предполагается обсудить на предстоящем саммите глав внешнеполитических ведомств. К сожалению, ОБСЕ, которая должна по своему определению заниматься вопросами безопасности и сотрудничества на пространстве от Ванкувера до Владивостока, основное внимание уделяла «третьей корзине». Такая политика ОБСЕ была понятна в период «холодной войны», в период противоборства двух идеологий и мировоззрений. Но с момента распада Советского Союза прошло уже двадцать лет, поэтому ОБСЕ должна вернуть себе статус важнейшей международной организации, призванной в первую очередь заниматься теми сложными проблемами международной безопасности и сотрудничества, для решения которых она и была создана в Хельсинки в 1975 году. Когда Казахстан принимал председательство, то, по образному выражению Нурсултана Назарбаева, блеск Хельсинкского процесса изрядно потускнел и утратил часть своей притягательной силы. Поэтому первостепенной задачей Казахстана на протяжении первых шести месяцев было не только возрождение утраченного бренда Хельсинкского процесса, но и придание нового дыхания ОБСЕ путем установления взаимодействия этой организации с евразийскими организационными структурами. Преодолеть устоявшиеся стереотипы трудно, поскольку Западная Европа продолжает держаться устаревших западноцент-ристских подходов, трактующих Евразию как ряд обособленных культурно-цивилизационных пространств. Но тем не менее шаг за шагом Казахстану удается преодолевать эти устоявшиеся стереотипы. Кроме того, Казахстан в рамках своего председательства стремится расширить сотрудничество ОБСЕ с исламским миром. И, в частности, казахстанская сторона предлагает исламским странам рассмотреть возможность сотрудничества ОБСЕ и ОИК по ряду актуальных проблем, таких как миграция и интеграция мусульманских общин в европейских странах. Не менее важным направлением председательства Казахстана в ОБСЕ является политика по развитию и углублению диалога цивилизаций и религий, которая осуществляется нашей страной на протяжении ряда лет. Все это взаи-мосвязано и непосредственно отражается на системе евразийской безопасности. И одним из важных компонентов европейской безопасности является Цент-ральная Азия. Для обеспечения безопасности важнейшим фактором является развитие и углубление сотрудничества государств региона. Астана исходит из того, что страны Центральной Азии сближают не только экономические интересы, но и общие судьбы народов. По мнению президента Назарбаева, развиваясь как единое пространство, страны Центральной Азии могут создать пояс экономического благополучия, который будет надежной преградой для международного терроризма, религиозного экст-ремизма, наркотрафика и нелегальной миграции. Но взаимодействие стран региона может строиться только при понимании важности для региона проблем как в сфере торгово-экономических связей, так и в области обеспечения безопасности. Пока же совместные проекты пробуксовывают, несмотря на взаимные заверения по географическим, транзитным ресурсам, человеческим потенциалам, а также общности менталитетов. А после событий в Кыргызстане, я думаю, проблема центральноазиатской интеграции отодвигается на неопределенное время. Давайте, наконец, признаем, что Кыргызстан является одной из транзитных баз контрабанды опиума и героина из Афганистана в Россию и далее – в Европу. Если в Кыргызстане возьмут верх клановые группировки, а именно они заинтересованы в так называемом разнузданном парламентаризме с непредсказуемыми последстви-ями, мы можем определенно получить второй Афганистан. Тогда встанет вопрос о необходимости внешнего вмешательства в урегулирование ситуации в этой стране. Кризис в Кыргызстане активизировал радикальные террористические и религиозные группы в Центральной Азии. Сценарий давления на органы власти как инструмент политической борьбы со стороны недовольных радикальных групп может быть взят за образец экстремистскими радикальными организациями во всех странах Центральной Азии. В конечном итоге такие действия неминуемо приведут к дестабилизации ситуации по всей Центральной Азии. В этой ситуации Казахстан как председатель ОБСЕ продолжает оказывать содействие скорейшему выходу Кыргызстана из кризисной ситуации. Действующий Председатель организации, государственный секретарь – министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев подчеркивает: «Нестабильность государства, отбрасывая его на обочину цивилизованного развития, создает благоприятную среду для экстремизма, организованной преступности, наркотрафика, тем самым транслируя угрозу безопасности далеко за пределы региона». Поэтому перед лицом растущих вызовов и угроз благополучию наших наций, нам, как никогда, необходимо тесное сотрудничество и взаимопонимание, единство подходов и координация действий всех заинтересованных государств и организаций. Именно поэтому Казахстан предлагает на неформальном саммите министров иностранных дел выработать консолидированную позицию по оказанию помощи народу Кырыгзстана на политическом уровне, включая осуществление конкретных действий. И, конечно, для обеспечения региональной безопасности Казахстан выступает за укрепление взаимодействий между региональными организациями (СВМДА, ШОС, ОДКБ), с одной стороны, и организациями международного плана (ЕС и НАТО), занимающимися вопросами обеспечения безопасности на Евроатлантическом пространстве – с другой. Таким образом мы выступаем за создание эффективной евразийской системы безопасности, предусматривающейся не только в двустороннем формате, но и на уровне сотрудничества между организациями на всем пространстве ОБСЕ.
Булат СУЛТАНОВ, директор Казахстанского института стратегических исследований при президенте Республики Казахстан
| |
|