Глава государства в своем ежегодном послании народу Казахстана обозначил реализацию стратегического плана-2010 как важнейший рубеж развития нашей страны. В качестве основных показателей успешности нашего общества он привел следующие факты: «Улучшились основные показатели здоровья населения. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 65 до 68 лет. В два раза уменьшилась материнская смертность, в полтора раза возросла рождаемость». Мы не случайно акцентируем внимание читателей именно на этих показателях, так как они больше всего отражают результат проведения грамотной демографической политики за прошедший период развития суверенного Казахстана. В 1997 году, когда была принята стратегия «Казахстан-2030», выполнение поставленных главой государства задач не всем представлялось реально достижимой целью. Государство тогда находилось на очень сложном этапе своего развития. После распада Советского Союза Казахстан обрел независимость, за которую пришлось заплатить весьма высокую цену. Производство, не интегрированное в мировую экономику, пребывало в агонии, новые формы хозяйствования еще не были выработаны, в связи с чем экономика страны, казалось, безнадежно отстала, и вывести ее на уровень, достаточный для удовлетворения насущных потребностей цивилизованного общества, представлялось задачей весьма и весьма сложной. Кроме того, проблемы бедности и безработицы повлекли за собой рост преступности. Социальные сферы, такие как здравоохранение, образование, наука, нуждались в средствах, которых в полном объеме не мог обеспечить бюджет, отчего нарастал потенциал общественной нестабильности. Усугублялись негативные процессы заметным сокращением численности населения Казахстана. За период с 1991-го и вплоть до 2003 года, по данным Агентства Республики Казахстан по статистике, отрицательное сальдо миграции в совокупности составило 2 201 097 человек. В основном уезжало трудоспособное население. Квалифицированные специалисты, увозя с собой семьи, искали лучшей доли в странах бывшего Союза и дальнего зарубежья. Но не только миграционные процессы сказывались на демографической депопуляции нашей страны, значительно упала рождаемость, причем самый низкий показатель был зафиксирован в 1999 году и составил 14,6 новорожденного на 1000 жителей. В таких условиях назрела необходимость возвести демографическую политику в ранг ведущих приоритетов национальной безопасности. Стоит отметить, что задачи по увеличению численности народонаселения президент страны Нурсултан Назарбаев сформулировал еще в 1997 году, когда в послании народу Казахстана прозвучали страшные цифры, что впервые за 50 послевоенных лет наше население стало сокращаться. И уже 8 декабря 1997 года вышел указ президента об образовании Агентства по миграции и демографии, основными задачами которого должно было стать управление миграционными процессами и обеспечение политики по росту численности населения. Однако просто заставить женщин рожать невозможно никакими силовыми методами. Даже запрещение абортов в различных странах мира не приводило к росту населения, скорее наоборот, подпольное прерывание беременности влекло за собой появление полукриминальных структур и, что самое страшное, вредило здоровью женщин, которые после неправильно сделанного аборта вообще могут утратить репродуктивную способность. Специалисты-демографы, в свою очередь, успокаивали, ссылаясь на то, что в связи с отсутствием стабильности в обществе через некоторое время реванш возьмут отложенные роды. Но в любом случае без комплексных мер по улучшению жизни всего населения рассчитывать на иллюзорный «беби-бум» в будущем не приходилось. Несмотря на принятые меры в 1998–1999 годах ситуация с численностью населения продолжала ухудшаться. В связи с чем в августе 2000 года появилось постановление правительства «О концепции государственной демографической политики Республики Казахстан». А 30 октября 2001 года была утверждена программа демографического развития Республики Казахстан на 2001–2005 годы, в которой объясняется: «Изменения в этнической структуре населения обусловлены как различием в естественном движении населения по национальностям, так и миграцией репатриантов (оралманов) и эмиграцией лиц других национальностей на свою историческую родину. В целом снижение численности населения происходит из-за низкого естественного прироста и отрицательного сальдо по миграции населения». В программе также разработан комплекс мер для улучшения демографической ситуации в стране и обозначены первостепенные задачи: стабилизация рождаемости и ее рост в долгосрочной перспективе до уровня, обеспечивающего расширенное воспроизводство населения; уменьшение смертности, увеличение средней продолжительности жизни населения, улучшение состояния здоровья населения; укрепление института семьи; сокращение отрицательного сальдо миграции; рост качества жизни населения. Несмотря на скептические оценки зарубежных и отечественных специалистов, после принятия программы можно отследить наметившиеся улучшения, которые стали прослеживаться в статистических исследованиях за последующие годы. Уже в 2002 году количество рожденных в Казахстане детей хоть незначительно, но стало увеличиваться. С 2003 года в стране производится единовременная выплата пособий за рождение ребенка. Многодетным матерям, награжденным подвесками «Алтын Алка», «Кумис Алка» или получившим ранее звание «Мать-героиня», положено специальное государственное пособие. В соответствии с законом «О пенсионном обеспечении в РК» право на пенсию в 53 года имеют женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста. Сальдо миграции также сменило направление динамики и к 2004 году вышло на положительный коэффициент. Однако некоторые исследователи, в частности А. Н. Алексеенко, продолжают предостерегать, что «совпавший с макроэкономическими успехами некоторый рост числа заключенных браков, абсолютного числа рождений и общего коэффициента рождаемости не должен вводить в заблуждение: он – следствие второй демографической волны, вступления в репродуктивный возраст многочисленных поколений, родившихся в конце 1970-х и в 1980-е годы. Не следует думать, что началось демографическое выздоровление. Налицо объективные изменения возрастно-половой структуры населения». Здесь уместно возразить, что макроэкономические успехи если и возможны без учета демографической политики, то вряд ли положительным образом скажутся на желании или возможности большей части населения обзавестись ребенком. В Казахстане же экономические успехи поэтапно сопровождались улучшением уровня жизни всего населения, и этот аспект наиболее четко обозначен в стратегии развития всей страны до 2030 года. Социально-экономические изменения в самый сложный период демографического спада легко отследить. Так, рост населения в 2002-м составил 0,1 процента, в 2003-м – 0,6 процента, а уже на начало 2005 года численность населения составила 15 млн человек, что обусловлено увеличением рождаемости, репатриацией казахов на историческую родину и реэмиграцией бывших граждан. Рынок труда в Казахстане стал характеризоваться снижением уровня безработицы, продолжающимся перераспределением рабочей силы между секторами и отраслями экономики в пользу негосударственного сектора, ростом численности населения, работающего по найму. В 2003 году занятость среди мужчин составила 93 процента, среди женщин – почти 90 процентов. Уровень безработицы всего населения – 8,8 процента (1999 г. – 13,5 процента), в том числе у мужчин – 7,2 процента, у женщин – 10,4 процента. За короткий период принят целый ряд законов, направленных на охрану здоровья женщин и детей: «О медико-социальной реабилитации лиц, больных наркоманией» (27.05.2002 г.), «О профилактике и ограничении табакокурения» (10.07.2002 г.), «О профилактике йододефицитных заболеваний» (14.10.2003 г.), «О репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления» (16.06.2004 г.). В 2002–2003 годах был принят ряд законов: «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам незаконной миграции», «О внесении дополнений в Уголовный кодекс Республики Казахстан», внесено изменение в закон «О туристской деятельности в Республике Казахстан». Эти законы сняли многие проблемные вопросы и играют важную роль в борьбе с таким антисоциальным явлением, как торговля людьми с целью сексуальной или иной эксплуатации (трафик). Динамично развивается в Казахстане неправительственный сектор, число зарегистрированных неправительственных организаций (НПО) составляет 4,5 тыс., из них около 150 занимаются проблемами защиты прав и законных интересов женщин. После проведения 15 октября 2003 года гражданского форума с участием президента Республики Казахстан, активно внедряются в практику механизмы сотрудничества органов власти всех уровней и НПО в интересах решения многочисленных общественных проблем. Так, при министерствах, областных акиматах создаются советы по взаимодействию с НПО, стали проводиться общественные слушания по актуальным проблемам, представители НПО приглашаются для работы над проектами законов, для подготовки альтернативных докладов по ряду вопросов. В целях реализации рекомендаций комитета CEDAW по созданию комплексной политики и институционального подхода в вопросах достижения равенства мужчин и женщин во всех сферах жизни и деятельности общества в ноябре 2003 года постановлением правительства одобрена «Концепция гендерной политики в Республике Казахстан», которая разработана при помощи международных и неправительственных организаций (ЮНИФЕМ, Бюро ООН «Гендер и развитие» и др.). Огромную роль в обеспечении прав человека играет Ассамблея народа Казахстана как механизм цивилизованного, взаимоприемлемого и демократического решения любых межэтнических и межконфессиональных проблем. Реализована рекомендация комитета CEDAW по ускорению создания института омбудсмена. Указом президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002 года учреждена должность уполномоченного по правам человека. Значительно возросла роль женщины в обществе, что также можно считать заслугой проводимой в стране демографической политики. Указом президента Республики Казахстан от 15 мая 2008 года Национальной комиссии по делам женщин и гендерной политике придан статус Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте Республики Казахстан. На сегодняшний день благодаря комплексу экономических, административно-правовых, воспитательных и пропагандистских мер численность населения Казахстана достигла 16 млн жителей. И этот показатель продолжает расти. Но говорить о том, что Казахстан вышел из демографического кризиса, еще рано. Достаточно вспомнить о том, что в 1989 году население, проживающее на территории нашей страны, составляло 16,2 млн человек. Учитывая, что Казахстан является государством с очень низкой плотностью населения по республике – всего 5,7 человека на один квадратный километр, проблемы демографии для нашей страны имеют особое значение. Поэтому совсем не случайно задачи по увеличению рождаемости, снижению смертности и повышению уровня жизни постоянно стоят в стратегических планах развития нашего государства. В этом году президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в ежегодном послании сказано: «Важнейшая задача предстоящего десятилетия – улучшение качества и уровня жизни всех граждан Казахстана, укрепление социальной стабильности и защищенности. И государством будут созданы все необходимые условия для увеличения численности населения страны к 2020 году на 10 процентов». Оглядываясь на уже проделанную работу в области народонаселения нашей страны, еще рано говорить о больших достижениях. Мы лишь сумели вернуть позиции, утраченные со времен распада Советского Союза. Кроме проблем рождаемости и смертности при помощи грамотной демографической политики, нашему обществу еще предстоит решать проблемы населения сельских районов, проблемы внутренней миграции. Если не остановить поток молодежи из сельских районов в города и не обратить этот процесс вспять, то в скором времени мы вновь столкнемся с очередным демографическим кризисом. Оглядываясь на опыт благополучной Европы, можно смело утверждать, что урбанизация ни в коем случае не способствует здоровью нации, ее способности к самовоспроизводству. Поэтому в ближайшее время необходим комплекс действенных мер по созданию благоприятных для жизни условий в тех местах нашей страны, где более всего назрела необходимость в самом важном для страны ресурсе – человеческом капитале.
Серик БАЕВ, Алматы
|
|