| Демократия как политическое творчество | На сегодняшний день на политическом олимпе страны нет личности, соразмерной фигуре первого президента как «этического и ценностного ориентира», ответственного перед нацией. Принципиальным отличием Нурсултана Назарбаева от других политиков Казахстана является хорошее, «изнутри», знание им потребностей, чаяний и образа мыслей простых людей. Именно это является залогом успеха политических достижений любого политика. В связи с этим актуализируется задача становления такой же сильной и эффективной структуры парламента, мыслящего если не на уровне стратегического мышления главы государства, то хотя бы принципиально, ответственно и профессионально относящегося к своим обязанностям.
Политический процесс в современном Казахстане вошел в свою активную фазу. События последнего времени свидетельствуют о начале электорального цикла и оживлении самого политического поля, на котором происходит позиционирование различных субъектов этого пространства. Народ уже не безмолвствует, а, используя доступные ему собственные мобилизационные ресурсы, как то, к примеру, известная инициатива по проведению референдума, активно участвует в политическом процессе. Ощущая свои «тревоги и ожидания», народ в силу собственного разумения или «коллективного бессознательного» старается оказать необходимую поддержку силам стабильности и развития этого самого политического процесса в лице Елбасы. Парламент как институт реализации народовластия также играет необходимую партию в разыгравшейся политической пьесе, выступая с соответствующими законодательными инициативами, правда, как выясняется, с не всегда корректными формулировками. И, напротив, Конституционный совет как орган, призванный стоять на страже Конституции, дает принципиальную оценку соответствия этой законодательной инициативе. Основной дееспособный фигурант на политическом поле Казахстана – партия «Нур Отан» – находится в авангарде, на острие народных переживаний и чаяний, очень активно «идя в народ», что делает ей честь, в отличие от имеющихся оппозиционных и псевдооппозиционных структур партийно-политического пространства. И даже зарубежные наблюдатели и партнеры не остаются равнодушными к становящейся «молодой демократии» Казахстана, высказывая порой категорические и очень резкие оценки политического процесса в Казахстане и прогнозы по нему. На этом фоне, пожалуй, наиболее ответственную и взвешенную позицию занимает первый президент Казахстана. Нурсултан Абишевич здесь выступает не только как искушенный политик, не понаслышке знающий о неожиданных коллизиях политического процесса, но и как мудрый человек, хорошо чувствующий психологию народа и одновременно ответственный государственный муж, отстаивающий приоритет закона и исконные интересы народа. Таким образом, все мы сегодня стали свидетелями творческого акта, называемого народовластием, в котором самым причудливым образом переплетаются различные интересы и желания, рациональные проекты и «смутные ожидания». Президент Казахстана совершенно справедливо обозначил это «как исторический урок демократии, который преподнесла нам сама жизнь». Задаваясь вопросом о том, что же нас ожидает теперь в ближайшей и стратегической политической перспективе, хотелось бы высказать несколько соображений и выводов. Во-первых, произошедшее явственно демонстрирует, что первый президент сегодня является модератором всего политического процесса в Казахстане как в силу занимаемого им высшего поста в стране, так и в силу его реального авторитета как внутри, так и за пределами страны. Именно он в силу своего политического таланта, предвидения и ответственности является главным политическим субъектом, который вправе устанавливать и контролировать правила игры на этом политическом поле. Думается, что все другие участники-субъекты этого пространства, как явные, так и теневые, должны принять это как данность и опору на ближне- и долгосрочную перспективу, считаясь и корректируя свои политические «инициативы» в соответствии с этими заданными Лидером Нации парадигмами политического развития. Во-вторых, деятельность инициативной группы по проведению референдума не является напрасной и четко демонстрирует подавляющую поддержку народом действующего президента страны. Это своего рода экзит-пул, позволяющий политическим технологам реально оценить и спрогнозировать не только результаты, но и сам ход и содержание грядущих выборов президента Казахстана. В-третьих, тезис о спорности досрочных выборов не выдерживает никакой критики, поскольку глава государства, объявив о выборах президента, разрубил гордиев узел той политической коллизии, которая возникла в результате народной инициативы по проведению референдума. Действительно, итоги этой инициативы при ее реализации могли оказаться в своем крайнем варианте исполнения катализатором политической дестабилизации, многочисленные примеры которой можно видеть как в политической истории, так и в современном мировом политическом процессе. Совершенно очевидно, что такая подвешенная ситуация никак не отвечает современной политической модели и природе самого политического процесса в Казахстане с сильной и легитимной президентской вертикалью власти, но также и задачам стратегического характера, связанным с реализацией ускоренного, опережающего инновационного развития. В своем обращении к народу 31 января 2011 года глава государства ясно обозначил: «Я, как президент и гарант Конституции, не могу создавать прецедент, который задаст неверные ориентиры для следующих поколений политиков». Это демонстрирует твердое намерение первого президента следовать букве и духу закона даже в ущерб собственным интересам. В-четвертых, предстоящие президентские выборы нацеливают дееспособные политические силы, да и весь электорат на поиск новых идей, содержательных концептов, инновационных подходов для реализации задач, поставленных первым президентом. В этом контексте, конечно, фигура действующего главы государства объективно находится вне конкуренции, поскольку он является автором и основным вдохновителем всего модернизационного процесса в Казахстане и пользуется безоговорочной поддержкой народа. Но вместе с тем это абсолютно не отвергает соревнования идей, стратегий, действенных предложений по тому, как лучше и эффективней достичь поставленных целей дальнейшего инновационного развития страны. Думаю, что в процессе избирательной кампании необходимо будет сосредоточиться на содержательной части программ кандидатов, на выработке «технологии инновационного развития» страны, а не на персонах, выдвигающихся от тех или иных политических объединений. Необходима скоординированная, конструктивная, совместная, в интересах всего народа программа реализации Стратегии опережающего индустриально-инновационного развития страны, обеспечивающего преемственность того курса, который определен нашим Лидером Нации. В-пятых, реальной, достижимой целью для всех политических субъектов страны, которые желают весомо участвовать в политическом процессе Казахстана, на мой взгляд, должна стать активная общественно-политическая деятельность среди простого народа. Ведь принципиальное отличие Нурсултана Абишевича от других политиков Казахстана является хорошее, «изнутри» знание им потребностей, чаяний и образа мыслей простых людей. Именно это является залогом успеха политических достижений любого политика! Возможность заслужить народное уважение и авторитет есть у любого политика и партии сегодня в Казахстане, особенно в преддверии парламентских выборов. Тем более, что задача конструирования эффективной конфигурации законодательной ветви власти чрезвычайно актуальна и востребована обществом. Необходим поиск конструктивных и содержательных форм участия всех политических сил в процессе консолидации общества на созидание сильного, дееспособного, профессионального парламента, избранного на альтернативной основе с участием всех партий и активных субъектов гражданского общества, личностей, которые могут взять на себя бремя политической ответственности и внимания к нуждам народа Казахстана. На сегодняшний день, к сожалению, на политическом олимпе страны нет личности, соразмерной фигуре первого президента как «этического и ценностного ориентира», ответственного перед нацией. В связи с этим актуализируется задача становления такой же сильной и эффективной структуры парламента, мыслящего, если не на уровне стратегического мышления Елбасы, то хотя бы принципиально, ответственно и профессионально относящегося к своим обязанностям по выражению воли и чаяний народа. Идеология инновационного прорыва, предлагае-мого первым президентом сегодня зачастую наталкивается на консервативную инерцию, возможно объективную, в силу особенностей законотворческой работы, нашего законодательного органа. Одновременно с этим в деятельности этой структуры существуют проблемы, связанные с лоббистской деятельностью, которая зачастую заслоняет для некоторых парламентариев основную их функцию по качественной подготовке законов. Об этом, как мы помним, высказался и глава государства в своем послании этого года. Активные мероприятия, предпринимаемые президентом и всей вертикалью исполнительной власти по борьбе с коррупцией, наталкиваются на несовершенство законов, наличие различных «нормативных лазеек» и могущественных покровителей-агашек, что отнюдь не способствует социальной мобилизации в процессе инновационного развития страны и формированию у населения подлинного авторитета парламента как представителя народа и защитника закона. В современных условиях актуализируется потребность в формировании у политической элиты нравственного кодекса, позволяющего отсеивать и выбирать в процессе политической конкуренции подлинных личностей с высокими моральными качествами, способностью честно и принципиально служить интересам, избравшего их народа. В казахской традиции есть замечательные примеры выборов народом подлинных представителей народа – Ел Агасы, которые олицетворяли собой квинтессенцию народной мудрости, чести и достоинства, способных в любых обстоятельствах отстаивать общественные интересы, которые являлись не только детьми своей семьи или рода, но и были подлинно государственными, «народными мужами». Конечно, в казахской истории известны имена и «профессиональных законодателей», судей, мудрецов-биев, которые в сложные переломные этапы истории могли взять на себя ответственность за судьбу страны, определить ее политические перспективы и предложить обществу личным примером образцы высоконравственного морально-этического поведения… Думается, и в современных условиях наше общество нуждается в таких образцах высокой гражданственности, олицетворением которой сегодня является личность Лидера Нации. В перспективе же такая масштабная личность может стать духовным, этическим ориентиром и основанием для будущего подлинного народовластия.
Айдар Амребаев, заместитель директора Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента Республики Казахстан | |
|