| Резерв процветания | Стабильное развитие казахстанского государства и общества заложено в первых строках Конституции, где отказ от деления на этнические меньшинства обеспечил межнациональное согласие и равенство на годы вперед.К такому выводу пришли эксперты в ходе «круглого стола», организованного Казахстанским институтом стратегических исследований при президенте Казахстана по случаю 15-й годовщины Конституции. Залог устойчивого развития мультикультурного общества вписан в основной закон страны в 1995 году, став основой того, чем сегодня Казахстан по праву может гордиться, собственной моделью межэтнического согласия, отметил вице-президент Ассоциации корейцев Казахстана профессор Георгий Кан. – Мое любимое место в Конституции – самое начало, где сказано: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой…». Это положение определило все дальнейшее развитие страны, – отметил он. Комиссар по делам нацменьшинств ОБСЕ Кнут Воллебек все время советовал нам принять закон о национальных меньшинствах, напомнил Георгий Кан. Такой закон принят в Украине, он широко распространен и в других странах. Но все приходят к элементарному выводу: статус нацменьшинства означает неравноправное положение по отношению к титульной нации. Еще на начальном этапе становления наша республика избрала для себя иной путь. Закон о независимости, к которому обращались разработчики Конституции, гласит, что «граждане республики всех национальностей, объединенные исторической судьбой с казахской нацией, составляют вместе единый народ Казахстана», подчеркнул эксперт. – Сейчас уже настало время, когда ведущими векторами развития являются настроения и чувства людей. Законы все приняты, инфраструктура создана, мы наелись, оделись, обулись. В казахстанском обществе этот вопрос уже не стоит, в отличие от соседнего Кыргызстана, где ВВП составляет 800 долларов на душу населения. У нас сейчас на первое место выходят чувства, самосознание. Для внутреннего подъема надо сказать, что мы – единый народ, у нас нет большинства и меньшинства, коренных и некоренных, диаспор. Именно это было сделано 15 лет назад, – сказал Кан. Интересен в этой связи пункт 1 статьи 19 Конституции РК, предоставляющий гражданам право выбора указывать или не указывать в документах свою этническую принадлежность. Хотя на практике это положение пока не получает реализации, не исключено, что наше общество однажды придет к гражданской самоидентификации, основы которой лежат в основном законе страны. Становление новых независимых государств, начавшееся после распада Союза, сопровождалось кризисами во многих сферах, часто вызванными отказом от всего советского. Это коснулось и Казахстана, когда в обществе сложилось неприятие всякой идеологии, ассоциировавшейся в сознании людей с ограничением свободы. Однако с течением времени стало очевидно, что народ без идеологии жить не может, и этот вопрос особенно остро встал в нашей стране в последние годы, когда, утолив физический голод, население почувствовало потребность в пище духовной. Результатом объективного исторического процесса стало принятие первого идеологического документа – Доктрины национального единства, отметил Георгий Кан. И снова преамбула к Конституции внесла ясность в жаркие дискуссии вокруг проекта документа. В основном законе страны была заложена основа принятого недавно закона о Лидере Нации, считает эксперт. – Во время советского строя мы растеряли многие вещи, в том числе и культуру пиетета к руководству. Их свели либо к культу личности, либо к его критике. К двум крайностям, равно опасным. Но ведь это стабильность, это определенная преемственность, культура повседневности и политических отношений, – говорит вице-президент Ассоциации корейцев Казахстана. Участники «круглого стола» поспорили о том, насколько гибкой должна быть Конституция и как обеспечить реализацию ее положений на практике. Большинство склонилось к тому, что 15 лет – не срок для такого концептуального документа. Кроме того, потенциал нынешнего основного закона не исчерпан по ряду вопросов. В частности, уже не новое, но все еще «заморское» понятие о гендерном равенстве 15 лет назад было прописано в Конституции, однако вопреки недопустимости дискриминации по какому-либо признаку равноправие полов в Казахстане далеко от совершенства. Одной из главных проблем здесь остается отношение к женщине в обществе. Со стороны государства работа в этом направлении идет, однако соцопросы по-прежнему выявляют скептическое отношение к занятию женщинами руководящих должностей в политике и экономике, особенно со стороны мужского населения. – По данным последних опросов, в том, что женщины – это важная часть общества, которая может приносить пользу не только в семье, но и в экономике и политике, сейчас уверены 68,8 процента населения. И 65,6 процента опрошенных полагают, что равенство женщин – это неотъемлемая часть политической модернизации Казахстана, – сообщила заместитель директора КИСИ Зарема Шаукенова. Представительницы прекрасного пола в этом вопросе проявляют определенную солидарность, считая себя и других способными принести стране пользу «не только в семье», сообщила замдиректора КИСИ. Однако единство женщин на деле заканчивается тем, что на выборах они отдают предпочтение кандидатам мужского пола. Это наводит экспертов на вывод о том, что патриархальный уклад общества прочно сидит в сознании казахстанцев, хотя определенная динамика повышения роли женщины в обществе все же есть. Со стороны государства созданы все условия для обеспечения гендерного равенства, но реализация на практике упирается в основном в сознание населения. Дискуссия о правах женщин плавно перешла к положению мужчин. В соответствии с Конституцией никто не может быть дискриминирован по гендерному признаку, однако правам мужчин в этом контексте не уделяется должного внимания, убеждена исполняющая обязанности ученого секретаря института Леся Каратаева. – Мы всегда говорим о праве женщин быть избранными, работать на определенных должностях, но забываем о том, что, возможно, кому-то из мужчин хочется сидеть в декрете, если его жена хорошо зарабатывает, или быть домработницей. И по Конституции он имеет на это право, только общество не готово это принять, – сказала эксперт. По мнению Леси Каратаевой, постоянный мониторинг государственных должностей на соблюдение гендерного ценза является ярким свидетельством того, что эта проблема по-прежнему остается актуальной для Казахстана. – Мы не считаем, сколько у нас в правительстве людей с сединой или сколько блондинок или брюнеток может зайти в магазин, потому что это естественные вещи. Как только мы перестанем считать, сколько нас где присутствует, – это и будет показателем того, что нет разницы, мужчина это или женщина, что это в первую очередь человек, интеллектуал, который может что-то предложить своей стране. Как говорят представители ОБСЕ, не обращайте на это внимание, это всего лишь проявление нашего разнообразия.
Екатерина БОЛЬГЕРТ, Алматы | |
|