Главным достижением сегодняшней Конституции Казахстана являются закрепленные в основном законе права и свободы человека и гражданина, которые приведены в соответствие с международными стандартами.Согласно Конституции, права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение правовых актов. Конституция Республики Казахстан обязала законодателя при принятии законов в первую очередь исходить из этой нормы и ставить во главу угла права человека. Конституция независимого Казахстана берет свое начало с внесения изменений в Конституцию Казахской ССР, действовавшую с 1978 года. Принятие закона от 10 декабря 1991 года «Об изменении наименования Казахской ССР» и закона «О государственной независимости» от 16 декаб-ря 1991 года знаменует второй этап в истории конституционного законодательства независимой страны. В этих актах впервые зафиксированы самостоятельность республики, территориальная целостность единого государства, автономная система государственных органов, собственные Вооруженные силы. Но в целом, несмотря на дополнения и коррективы, Конституция 1978 года уже не отвечала веяниям времени. Принципы и ценности
Важнейшей политической задачей после провозглашения независимости стало принятие нового Основного Закона в 1993 году. Первая Конституция стала реальностью и знаменовала собой третий этап конституционного законодательства независимого Казахстана. Это был исторический правовой акт, совершенно по-новому определивший государство и его общественный строй. В то же время многие статьи документа носили противоречивый характер, а также незавершенность либо неточность формулировок. В Конституции Республики Казахстан 1993 года, как и в прежней, Верховный Совет был наделен весьма широкими полномочиями, что затрудняло осуществление принципа разделения власти и создание системы сдержек и противовесов. Дальнейшее проведение реформ выявило неэффективность республиканских органов власти, в первую очередь представительных, которые не могли оперативно реагировать на быстро меняющиеся события и принимать адекватные решения. Результаты работы отдельных органов Верховного Совета двенадцатого созыва, функционировавших на постоянной основе, также подтверждали необходимость создания профессионального парламента. Неработающие механизмы сдержек и противовесов позволяли Верховному Совету вмешиваться в деятельность правительства или подменять его, что привело к досрочному прекращению деятельности представительного органа республики. В результате референдума, проведенного 30 августа 1995 года, была принята новая Конституция Республики Казахстан, устранившая недостатки прежнего государственного устройства. Конституция республики не просто провозгласила принцип разделения власти, обеспечивающий стабильность, эффективное функционирование и взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной ветвей, – в ней была закреплена конкретная система сдержек и противовесов. Основной Закон утвердил в качестве высших ценностей человека, его жизнь, права и свободы. Принцип разделения государственной власти не противоречит ее единству, а предполагает согласованное взаимодействие ее ветвей, невозможность сосредоточения всей полноты власти в одной из них. В этом проявляется диалектическое взаимодействие ветвей единой государственной власти. А механизм сдержек и противовесов способствует обеспечению политической стабильности в стране. Конституционная реформа 1995 года окончательно ликвидировала прежнюю систему представительных органов. Дальнейшая эволюция института парламентаризма в Казахстане происходит в контексте генезиса и институционализации президентской системы правления. Как показывает время, сильная президентская власть – закономерная потребность казахстанского общества, граждан, исторически проживающих на исключительной по своим масштабам территории полиэтнического унитарного государства, сохраняющих традиции коллективизма и уважительного отношения к центральной власти. Конституция Республики Казахстан – основной закон государства, выражающий волю и интересы народа, закрепляющий основы общественного и государственного строя. По форме это нормативный правовой акт прямого действия, базовый закон общества, имеющий государственно-обязательную, высшую юридическую силу, которая является главенствующей в иерархии законодательства страны, содержащий исходные начала национальной системы права. По содержанию Конституция – политический документ и общества, и государства. Основные вопросы ее содержания: о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. Ее нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, граждан и иностранцев. В Конституции закреплены основные правила жизни людей, их важнейшие права, свободы и обязанности. Также в ней зафиксированы: назначение государства, система власти и государственных органов, их функции и компетенция, основы местного само-управления населения. Основному Закону свойственны учредительные, идеологические, организаторские и правовые функции, которые отражают роль основного закона в осуществлении задач государства, политике, жизни общества и граждан. Также ей присущи основные черты, характеризующие ее связь как политико-юридического документа с общественным развитием. Надежный фундамент
Основными чертами Конституции республики являются: основополагающий характер, народность, реальность, стабильность. Основополагающий характер Конституции заключается в том, что она является основным законом, обладающим высшей юридической силой, источником, базой национального законодательства, которое принимается в развитие и в соответствии с ней. Народность состоит в том, что она выражает интересы народа и казахстанский народ может и непосредственно участвовал в разработке и принятии Основного Закона. Реальность означает, что Конституция республики соответствует фактически существующим общественным отношениям, отвечает потребностям общества, интересам граждан. Она обеспечивается организаторской работой государственных органов, постоянным расширением социально-экономических, политических, организационных гарантий. Стабильность – это длительность ее действия без внесения существенных изменений. Она основывается на незыблемости самого социального строя, в условиях которого принимается и которую оформляет. Устойчивость общественно-экономической формации определяет стабильность Конституции. Конституция страны позволила осуществить глубокие экономические, а затем и политические преобразования, о чем свидетельствует новое национальное законодательство суверенного Казахстана. Президентская форма правления вывела Казахстан из постсоветского экономического и политического застоя, способствовала строительству казахстанской государственности и рыночной экономики, развитию либеральной политической системы. Президентская республика позволила провести эффективные рыночные преобразования, создать мощный фундамент рыночной экономики. Была создана социально-экономическая база для демократии, которая способствовала переходу к масштабным политическим реформам. Поправками в Конституцию были предусмотрены перераспределение полномочий и ответственности между ветвями власти, повышение роли парламента. Вместе с тем республика остается президентской, но с существенным расширением полномочий парламента. В целях обеспечения эффективности и качества государственных услуг, общественной подотчетности деятельности исполнительной власти установлена ответственность правительства не только перед президентом, но и перед парламентом, усилены полномочия парламента по эффективному контролю за деятельностью правительства. Премьер-министр наделен конституционной обязанностью ставить перед вновь избранным мажилисом вопрос о доверии правительству. Установлено назначение премьер-министра президентом после консультаций с фракциями политических партий и с согласия большинства депутатов мажилиса. Расширены права парламента по отзыву как отдельных членов правительства, так и правительства в целом, для выражения мажилисом вотума недоверия правительству достаточно будет простого большинства голосов депутатов. Правительство фактически становится подотчетным перед депутатами за реализацию программы победившей на выборах партии, тем самым усиливается взаимозависимость и взаимная ответственность в деятельности парламента и правительства. Правительство теперь будет отвечать прежде всего за реализацию партийных программ, а парламент осуществляет контроль за работой правительства. В повышении роли политических партий важным шагом явилось определение выборов депутатов мажилиса по пропорциональной системе. Поскольку в демократическом обществе именно партии являются самым важным и единственным звеном между народом и правительством. Через партии правительство может обратиться к народу за поддержкой, а он, в свою очередь, критиковать правительство и предъявлять ему требования. Таким образом, партия представляет собой посредника между официальными государственными институтами и социальными группами, общественными силами. Впредь казахстанцы будут голосовать за конкретную программу соответствующей партии, в которой четко изложены видение социальных, экономических, политических проблем и способы предлагаемых мер для решения их. А это значит, что у народа будет возможность конкретного выбора, в свою очередь, и политические партии будут нести ответственность за реализацию этих программ. Конституционно укреплена система защиты прав и свобод граждан. Для судебной защиты от посягательств на права человека со стороны государственных органов и должностных лиц введено положение о санкционировании ареста судом. Так как суд как независимый орган не связан с обвинительной установкой и узковедомственными интересами, не несет ответственности за раскрытие преступления, поэтому может более объективно подойти к аресту. Установление компетенции судов по санкционированию ареста послужит дополнительной гарантией в защите прав подозреваемых и обвиняемых со стороны государства. Важным условием политической модернизации государства, уникального по своему этническому составу, является обеспечение общественной стабильности, межнационального согласия, поэтому в Конституцию введена норма об образовании Ассамблеи народа Казахстана президентом республики. Обеспечение представительства Ассамблеи народа в сенате и мажилисе поднимет на новую ступень роль и авторитет этого органа и будет служить дальнейшему укреплению мира и согласия в стране. В разделе Конституции по вопросам местного самоуправления предусмотрены фундаментальные изменения, согласно которым на местные маслихаты возложены функции по организации местного самоуправления. Как представительные органы, избираемые местным населением для решения местных задач, маслихаты станут основой местного самоуправления. Конституция сегодня позволяет возлагать на органы местного самоуправления выполнение государственных функций. Маслихаты имеют возможность влиять на персональный состав местных органов власти, которые согласовывают решением сессии маслихата персональный состав соответствующего акимата по представлению акима. Маслихаты также наделены правом рассмотрения отчетов руководителей исполнительных органов и внесения в соответствующие органы представлений о привлечении к ответственности должностных лиц государственных органов, а также организаций за невыполнение решений маслихата. В 2009 году ООН включила Казахстан в категорию стран с высоким уровнем человеческого потенциала, что является неоспоримым свидетельством возросшего благосостояния казахстанцев. За последние десять лет обладателями жилья стали 350 тысяч семей – это примерно 1,2 миллиона человек. Построено и отремонтировано 32 тысячи километров дорог, что составляет одну треть всех дорог Казахстана. Валовые международные резервы и активы Национального фонда превысили 50 миллиардов долларов, благодаря эффективно реализованной стратегии занятости в стране создано свыше 400 тысяч рабочих мест. Среднемесячная заработная плата выросла в 5 раз, а средний размер пенсий – в 3 раза. Улучшились основные показатели здоровья населения. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 65 до 68 лет. В два раза уменьшилась материнская смертность, в полтора раза возросла рождаемость. За десять лет были построены 652 школы и 463 объекта здравоохранения. В республике есть медицинские центры мирового уровня – Национальный центр материнства и детства и Институт нейрохирургии. Государство в полном объеме обеспечивает получение бесплатного среднего образования в государственных учебных заведениях, гарантированное Конституцией, также гарантировано получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования. При этом из года в год увеличивается объем государственного финансирования в сфере высшего образования. Казахстан, будучи одним из самых многонациональных государств, в непростые годы трансформации общественно-экономической формации сумел сохранить мир, стабильность и согласие. Огромную роль в гармонизации межэтнических отношений и консолидации общества играет созданная по инициативе президента страны Ассамблея народа Казахстана. Очень многое сделано за эти годы в судебно-правовой сфере, судебная система очищена от несвойственных ей функций. Работают Высший судебный совет, комитет по судебному администрированию при Верховном суде. Функционируют специализированные суды и суды присяжных.
Аманкажы ЗЕЙНЕЛУЛЫ, главный консультант аппарата сената парламента Республики Казахстан | |