| Знак равенства | За последнее десятилетие в Казахстане произошли значительные изменения в подходах государства к разрешению гендерных проблем.Принята «Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006–2016 годы», в которой обозначены основные направления и меры по достижению гендерного равенства в области общественно-политической жизни, экономики, репродуктивного здоровья, борьбы с насилием в отношении женщин и детей, семейных отношений, информационной политики и гендерного образования. В послании президента народу Казахстана определены стратегические векторы развития образования. Модернизация образования предполагает формирование и развитие новых успешных инновационных моделей учебных заведений республики. Эффективность социальной, образовательной модернизации казахстанского общества зависит от того, на каком уровне решаются и гендерные проблемы. Сегодня реализация принципа гендерного равенства постепенно становится неотъемлемым атрибутом государственной политики. Достижение правового и гендерного равенства предусматривает формирование и развитие целостной системы гендерного образования и просветительства. Закон РК «Об образовании» обеспечивает конституционное право граждан на образование и определяет основные принципы государственной политики в этой сфере. Национальная модель системы образования обеспечивает широкий доступ населения к качественному образованию на всех уровнях и ступенях образования. В этой связи и актуализируется роль института образования, который обеспечивает функцию не только обучения, но и воспитания. На современном этапе развития наше общество пришло к пониманию того, что специфика «женского», «мужского» жизненного опыта должна найти отражение в системе образования, которая нуждается в создании педагогики нового типа для всех учебных заведений. Поэтому особую значимость для казахстанского общества приобретает новое понимание возможностей гендерного образования и обучения. Значимость приоритетного развития гендерного образования связана с тем, что оно способно открыть путь к развитию личности, преодолению личных гендерных проблем, повышению гендерной компетентности. Реализация гендерного подхода в образовании способствует формированию нового менталитета, который обеспечивает поведение, базирующееся на принципах равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, способствует подготовке подрастающего поколения к продуктивной деятельности в обществе на принципах равноправия, что соответствует принципам поступательной демократизации общества. Объяснить природу гендерных стереотипов, показать их историческую изменчивость, социальную обусловленность – в этом основное предназначение гендерного образования. Можно констатировать, что институционализация гендерного подхода в образовании связана с внедрением гендерных программ в систему высшей школы республики. Внедрение гендерной проблематики в учебный процесс высшей школы начался с внедрения элективных гендерных курсов в вузах республики. Институционализация гендерного подхода в науке и образовании поставила перед казахстанским образованием задачу формирования и развития теоретической и методической базы, соответствующей нормативной базы документов, необходимость формирования у педагогов гендерной компетентности. Гендерное образование в республике начинает развиваться с 90-х годов ХХ века. В 1998 году был образован Центр гендерных исследований. Как исследовательский центр в области гендерного образования он провел в 1999 году первую апробацию курса «Теория гендера» в АГУ им. Абая. В Карагандинском государственном университете им. Букетова в 1996–2001 годах был прочитан курс «Гендерная культурология». С 2005 года работает центр гендерного образования при КазНУ им. Аль-Фараби. Центр занимается разработкой учебных программ всех уровней образования, внедрением гендерной составляющей, организацией и проведением летних школ, семинаров, тренингов, конференций по гендерной проблематике. Центр гендерного образования наряду с другими вузами республики способствует продвижению гендерной проблематики в систему образования, развивая и совершенствуя учебно-воспитательную составляющую гендерного обучения, воспитания и просветительства. В 2000 году Министерством образования и науки РК при Казахском государственном женском педагогическом университете создается научно-исследовательский институт социальных и гендерных исследований. Институт занимается разработкой социальных и образовательных программ с использованием гендерных индикаторов, развитием гендерных исследований, внедрением непрерывного гендерного образования в систему образования республики, содействием введению инноваций в учебные программы. Сотрудниками института разработан учебно-методический комплекс «Гендер», который включает в себя учебно-методическое пособие для учителей начальной школы «Азбука гендера», «Грамматика гендера» (5–8 классы), «Основы гендерного образования» (9–11 классы), подготовлено учебное пособие на государственном языке «Гендерлік білім: теориясы мен тажірибесі». Особенностью данного учебного пособия является его направленность на специфику педагогических вузов. Изданы монографии «Казак тіл білімінін гендерлік тџгыры», «Гендерная политика Республики Казахстан: международный опыт и национальная модель», учебные программы для магистрантов «Гендерная лингвистика». В 2009 г. сотрудники института выиграли конкурс «Фундаментальные научные исследования в области образования», в рамках научной программы разрабатывается проект «Гендерный подход в системе образования Республики Казахстан». В настоящее время в стране наблюдается процесс включения гендерных курсов в систему высшего образования, гендерные отношения как отдельная проблематика вошли в образовательную практику студентов. При этом большинство курсов читается по специальностям: политология, педагогика, психология, социальная работа. Однако опыт показывает, что следует стремиться к интеграции гендерной проблематики в учебные программы почти всех специальностей, чему способствует междисциплинарный характер гендерных исследований. С 2001 года по согласованию с Министерством образования и науки в КазгосженПУ внедрена программа «Гендер» в учебные планы всех факультетов, нацеленная на актуализацию проблем отношения полов, формирование гендерного самосознания, преодоление гендерных стереотипов. У нас формирование новых моделей гендерных отношений достигается через внедрение элективных гендерных курсов в учебно-воспитательный процесс всех уровней образования. Трансформирование социальных отношений, затрагивая все стороны социума, требует соответствующих моделей гендерного поведения. Что, в свою очередь, актуализирует и гендерное образование школьников, взрослых, и гендерное просветительство вообще. Безусловно, обеспечение равного права на образование, независимо от пола, в Казахстане реализуется в полной мере. Основные общеобразовательные программы разрабатываются на основе соответствующих государственных общеобязательных стандартов образования и предназначены для всех обучающихся независимо от пола. Еще в 2001 году в целях укрепления нравственных основ воспитания и охраны репродуктивного здоровья подрастающего поколения была утверждена правительством республики «Концепция о нравственно-половом воспитании в РК». В учебный процесс общеобразовательных школ была внедрена программа «Валеология». В общеобразовательные учебные планы был введен обязательный предмет «Этика и психология семейной жизни», курс «Самопознание». Общеизвестно, что конструирование гендера начинается с дошкольного учреждения, школы, где закладываются основы формирования эгалитарного мышления, гендерной чувствительности, гендерной идентичности, правового самосознания, активной гражданской позиции. Отсутствие самостоятельной и обязательной гендерной дисциплины в общеобразовательных учебных программах компенсируется лишь включением отдельных аспектов гендерной проблематики в обязательные предметы, во внеклассные мероприятия. Что, в свою очередь, ставит и проблему подготовленности учителей школ, колледжей. Введение гендерных проблем предполагает знания гендерной теории и методологии, методики преподавания гендерных курсов, спецкурсов, факультативов, учебно-методического обеспечения процесса гендерной социализации обучающихся. На наш взгляд, система гендерного образования не может эффективно развиваться, если не будет опираться на научную основу. Необходимо подведение научной базы под всю систему гендерного образования. Результативность гендерных исследований вряд ли возможна без методологических наработок, тем более они должны быть ориентированы на практическое воплощение в курсах с адекватными аспектами гендерной проблематики. Перспективой для продолжения научно-исследовательской работы по гендерной проблематике можно считать действующие НИИ социальных и гендерных исследований, центр гендерных исследований, центр гендерного образования. В этой связи полагаем, что появилась и необходимость создания на региональном уровне координирующих научно-образовательных центров. Необходимо использовать имеющуюся практику, все, что накапливалось в отечественном и зарубежном опыте. Создание научно-образовательного центра позволит поддерживать связь с научно-исследовательскими институтами, активизировать работу по разработке и совершенствованию учебных программ, проведение совместных научных исследований по различным аспектам гендерной проблематики. В условиях развития единого образовательного и информационного пространства резервы этого центра могли бы быть востребованы. Эффективно действующая система гендерного образования необходима для дальнейшего эволюционного развития общества. Каждая страна, стремящаяся к достижению гендерного равенства, движется к ней с учетом своего исторического, культурного и политического опыта. Это сложный процесс, включающий в себя исследования, анализ, планирование, институциональное развитие и образовательную практику. Ведь в обществе происходят социальные процессы, детерминирующие изменения в гендерной культуре и влекущие за собой изменения социальных ролей.
Шырын КУРМАНБАЕВА, доктор политических наук, профессор | |
|