В январском послании президента страны народу Казахстана большой блок был посвящен вопросам внешней политики. Казахстан шел на сближение с соседями практически все 20 лет своей независимости. Причем именно ушедший год стал переломным в этом плане. Своим видением решения задач, поставленных главой государства, с «Литером» поделился политолог, главный научный сотрудник Института стратегических исследований Мурат Лаумулин. – Прошлый год ознаменовался для Казахстана целым рядом событий, способных значительно укрепить авторитет нашей страны на международной арене. В первую очередь это, конечно же, саммит ОБСЕ, на котором впервые за последние восемь лет была принята итоговая декларация. Как, по-вашему, насколько эффективным можно считать председательство Казахстана в этой организации? – Главной целью Казахстана является укрепление системы коллективной безопасности в Центральной Евразии. То есть решение проблемы Афганистана и в целом уничтожение угрозы со стороны радикального исламизма, а также усиление взаимодействия между всеми институтами в сфере безопасности, действующими в Центральной Азии: НАТО, ОДКБ, ОБСЕ и ШОС, возможно, также СВМДА. На достижение этого был нацелен Астанинский саммит ОБСЕ. Проблема Афганистана является по многим порядкам ключевой для безопасности Центральной Азии. И саммит в Астане это наглядно продемонстрировал. В геополитическом контексте ситуация в Афганистане затрагивает безопасность более широкого региона, включающего в себя Южную Азию, Средний и Ближний Восток, СНГ, КНР. Астана с самого начала предлагала подключить к процессу в качестве партнеров ОБСЕ государства, лежащие по периметру географической зоны организации, от которых зависит безопасность стран-участниц. Однако в 2011 году председательство в организации переходит Литве. Естественно, Вильнюс переменит акценты в деятельности ОБСЕ в сторону своего региона – Центральной и Восточной Европы. Приходится ожидать, скорее всего, что на повестку дня выйдут такие вопросы, как «Восточное партнерство Евросоюза», «Белорусский вопрос», отношения ЕС с Россией, проблемы энергетического снабжения Европы и так далее. Следует отметить, что Астана в ходе своего председательства не избегала этих тем. Несмотря на будущее сильное влияние европейского фактора, у Казахстана и стран Центральной Азии и СНГ в целом остается такой действенный политический инструмент, как Астанинская декларация ОБСЕ 2010 года. Историческая заслуга Астанинского саммита ОБСЕ состоит в том, что он обозначил данную проблему в рамках организации и наметил пути ее решения. В целом казахстанская программа «Путь в Европу», то есть максимально возможная политическая и экономическая интеграция РК с Евросоюзом, имеет мало шансов на реализацию в современных условиях. Это обусловлено особенностями политической культуры ЕС, его геополитическими и географическими императивами, а главное – предубежденным отношением к государствам постсоветского пространства. – Помимо ОБСЕ прошлый год ознаменовался вступлением Казахстана в Таможенный союз трех республик бывшего Союза. Почти 20 лет длился процесс подготовки, и все решилось практически за три месяца 2009 года. О чем это может говорить? – Важнейшим направлением во внешней политике нашей страны остается российское, которое включает в себя самую широкую повестку дня – от безопасности и экономики до социально-гуманитарного взаимодействия. Без всякого сомнения, 2010 год был выдающимся с точки зрения сотрудничества Казахстана и России во всех областях. Определяющими факторами в двустороннем сотрудничестве в уходящем году были создание Та- моженного союза, председательство РК в ОБСЕ и политическое взаимодействие Астаны и Москвы, в первую очередь на уровне глав государств. Россия оказывала безусловную политическую поддержку Казахстану в ходе нашего председательства в ОБСЕ. Доля двустороннего торгового оборота сейчас составляет более 18 процентов от общего объема внешней торговли Казахстана. Сотрудничество по отраслям охватывает такие области, как энергетика, освоение космоса и инновационные направления. После создания Таможенного союза Казахстан стал наиболее близкой с Россией страной постсоветского пространства. А после намеченного на 2012 год запуска Единого экономического пространства обе страны вместе с Белоруссией и вовсе должны образовать структуру, похожую на ЕС. В реальности создание Таможенного союза привлечет инвестиции в несырьевые секторы экономики Казахстана. Казахстанские производители могут расширить свои возможности в области фармацевтики. В рамках Таможенного союза будет свободное обращение лекарств за счет взаимного признания всех разрешительных документов. В России сейчас слишком высокие заградительные барьеры для вхождения иностранных производителей, но для казахстанских игроков они уже неактуальны. В целом в долгосрочной перспективе союз должен положительно сказаться на экономике Казахстана. В частности, можно ожидать усиления конкурентоспособности казахстанских производителей и снижения потока контрабандного товара. Но в двусторонних отношениях остаются и нерешенные проблемы. Одна из них – увеличение срока пребывания без регистрации граждан наших государств. Например, для граждан Украины срок пребывания без регистрации в России – 90 дней, а для граждан Казахстана – всего 3 дня. Это один из примеров. Кроме того, в Центральной Азии существует дефицит питьевой воды. В связи с этим Нурсултан Назарбаев на встрече в Усть-Каменогорске предложил вернуться к идее поворота вспять сибирских рек. Пока этот вопрос также не рассматривается. На перспективу казахстанско-российских отношений начата работа над планом совместных действий на 2011–2012 годы и разрабатывается проект программы уже до 2020 года. По-видимому, в предстоящем десятилетии роль России как основного политического и торгово-экономического партнера для Казахстана еще более возрастет. – В казахстанском обществе активно обсуждается вопрос о том, что Казахстан вступил в Таможенный союз, чтобы противостоять засилью Китая. Насколько объективным вы считаете этот довод? – В 2011 году Казахстан завершает свое председательство в ШОС, которое должно закончиться саммитом летом этого года. В этой связи резко возрастает значение казахстанско-китайских отношений. Многое для Казахстана будет зависеть от динамики развития Китая и его способности решать возникающие проблемы. Необходимо признать, что противодействовать экономическому и торговому проникновению Китая в регион ни государства Центральной Азии, ни Россия не в состоянии. Более того, в настоящее время Китай для Центральной Азии является более значимым партнером, нежели Центральная Азия для Китая. Сегодня вполне очевидно, что взаимодействие с КНР имеет важнейшее значение для поддержания положительной экономической динамики государств региона. Главный вывод состоит в том, чтобы использовать китайское присутствие на пользу социально-экономическому развитию Казахстана. Это может быть расширение казахстанско-китайского сотрудничества в несырьевых отраслях экономики. Необходимо не только проводить тщательную экспертизу всех заключаемых с Китаем контрактов, но и добиваться их транспарентности. К сожалению, китайская трудовая миграция – это объективная реальность, с которой необходимо считаться. Но в наших силах организовать строгий учет мигрантов и контроль за их деятельностью. Единственное, что реально может остановить продвижение Китая в регион, – активизация интеграционных процессов на пространстве Евразии (СНГ). Формирование Таможенного союза между Россией, Казахстаном и Беларусью – существенный шаг вперед в ограничении экспансии Китая на постсоветском пространстве.
Беседовал Алексей ХРАМКОВ, Алматы | |