| Здесь всю систему менять надо | На прошедшей неделе в Алматы на международной научно-практической конференции «10 лет по пути безопасности и сотрудничества: успешный опыт противодействия современным вызовам и угрозам на пространстве ШОС» обсуждались вопросы, связанные с реформированием Шанхайской организации сотрудничества, которая за десять лет показала свою состоятельность и влияние. Практически так же, как и в случае с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, многие возлагают надежды на Астанинский саммит. В частности, ожидается, что Меморандум об обязательствах государства-заявителя в целях получения статуса члена ШОС будет утвержден на предстоящем юбилейном саммите. На одной из сессий конференции были обсуждены условия, на которых можно было бы снять мораторий на расширение организации, который действует по инициативе нескольких ее членов. Директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС Московского государственного института международных отношений МИД России Александр Лукин озвучил позицию российской делегации: – Сегодня становится очевидным, что время ставит новые задачи. До недавнего времени большинство экспертов придерживалось мнения, что увеличивать количество членов организации до поры до времени не стоит. Именно поэтому на заседании совета министров иностранных дел в мае 2006 года была достигнута негласная договоренность о моратории на прием новых членов. Негласной она была, потому что, по сути, противоречила хартии, провозглашавшей организацию открытой. Этот мораторий подтверждался на заседании совета глав государств ШОС в Шанхае в 2007 году, в 2008 году в Бишкеке и в прошлом году в Ташкенте. Нежелание принимать новых членов до самого последнего момента в ШОС объясняли техническими причинами, отсутствием механизмов присоединения к организации. Но сегодня такой механизм фактически создан. Последние шаги будут сделаны на саммите в Астане. Приняты соответствующие документы, разработаны процедуры. Российская позиция связана с активной поддержкой кандидатуры Индии. Благодаря ее вхождению ШОС стала бы крупнейшей международной организацией в мире по количеству охватываемого населения. Исходя из того, что это самая успешная развивающаяся страна, можно было иметь наряду с успешной китайской моделью развития успешную индийскую модель. В рамках решения вопросов с поддержкой и стабилизацией Афганистана Индия могла бы оказать огромную поддержку программам ШОС, направленную на стабилизацию афганской экономики. С этой же точки зрения можно приветствовать вхождение в организацию Пакистана, так как эта страна играет ключевую роль в урегулировании положения в Афганистане и обладает значительным политическим и экономическим влиянием в регионе. Кроме того, вхождение Пакистана, поддерживающего тесные отношения с Китаем, могло бы способствовать достижению согласия и в вопросе с Индией. Есть еще кандидаты – прежде всего Монголия и Туркменистан. Принятие Монголии, давно активно сотрудничающей с ШОС в качестве наблюдателя, закроет территориальную брешь на пространстве организации. Туркменистан обладает значительными природными ресурсами и играет важную роль в энергетическом сотрудничестве в рамках ШОС. Кроме того, эта страна в последнее время проявляет большую активность на афганском направлении, недавно она выступила с инициативой начать переговоры в рамках внутриафганского диалога в Ашхабаде. Но эти две страны официального обращения по поводу вхождения в организацию в качестве полноправных членов не направляли. Можно было бы приветствовать усилия Китая по стимулированию интереса этих стран к более тесному участию в ШОС. В последнее время ШОС активно участвует в решении проблем вокруг Афганистана. Успешное их рассмотрение невозможно без участия самого Афганистана. В связи с этим представляется, что существующая картина с контактной группой ШОС-Афганистан недостаточна, и необходимо подумать о предоставлении этой стране статуса наблюдателя. Расширение организации может дать толчок к ее реформе. В чем нам видится проблема постоянных органов ШОС, прежде всего секретариата? Сегодня секретариат, по сути, не является самостоятельным органом в международной организации, проводящей собственный курс. Это конгломерат представителей государств-членов, которые могут в любое время направить туда любого сотрудника и отозвать его. Опыт таких организаций, как ООН, ЕС АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии), показывает, что сотрудники постоянных органов должны быть международными чиновниками, то есть в своей работе не зависеть от правительств своих стран. Для проведения политики страны существует национальный представитель в организации. Сотрудник же, будь он гражданином России, США или Камеруна, подчиняется уставу своей организации, а не посольству своей страны. Поэтому в отношении секретариата ШОС необходимо принять следующие меры. Во-первых, предоставить ему распоряжаться бюджетом ШОС. Во-вторых, сотрудников принимать на работу в секретариат по конкурсу. Другой вопрос, который необходимо поставить в ближайшее время, это реформа консенсусной схемы принятия решений. Уже сегодня формальное понимание консенсуса позволяет отдельным членам фактически блокировать соответствующие решения. Здесь можно воспользоваться опытом других международных организаций. Например, правила АСЕАН имеют положения, что в случае если по какому-то вопросу консенсус не достигнут, вопрос может быть передан самой организации. На практике государства, которые не заинтересованы в том или ином проекте, просто не участвуют в нем и не мешают другим. Опыт АСЕАН показывает, что расширение организации приводит к постепенному отходу от принципа консенсуса.
Подготовил Арсен САИДОВ, Алматы | |
|