| Две головы лучше, чем одна | Политическая карта мира пестрит сотнями не похожих друг на друга государств. В некоторых из них веками сложившиеся системы государственного управления, другие, сотрясаемые катаклизмами, продолжают поиск оптимальной для себя формы.В современном мире залогом развития и процветания государства становится стабильность. Одной из ее составляющих является сильная внутриполитическая система с четко очерченными ветвями власти, уравновешивающими друг друга и обеспечивающими реализацию стратегического курса страны. Как считает наш сегодняшний собеседник Ахан Бижанов, депутат сената парламента, председатель комитета по социально-культурному развитию, в Казахстане важнейшим звеном внутриполитической цепи долгие годы остается двухпалатный парламент. По его словам, он оперативно и вместе с тем продуманно создает законодательную базу для ключевых программ развития.
Высокие темпы реализации стратегических программ Казахстана – это во многом заслуга парламента республики. Все идеи и планы страны, которые ежегодно презентуются депутатам в послании президента, получают законодательную поддержку со стороны мажилиса и сената. За годы работы двухпалатный парламент доказал свою эффективность, стал прочным фундаментом демократических преобразований. Сегодня, оглядываясь назад на годы независимости, о роли парламента в развитии Казахстана рассуждает председатель комитета сената парламента депутат Ахан Бижанов. – Ахан Хусаинович, в начале года глава государства выступил перед депутатами с посланием народу Казахстана. Каковы ваши впечатления об основных положениях послания? Как восприняли его в парламенте? – В парламенте нынешнее послание было воспринято как логическое продолжение стратегического курса государства, направленного прежде всего на повышение народного благосостояния и вхождение Казахстана в число признанных лидеров мирового сообщества. Это программный документ, который задает ориентиры во внешней и внутренней политике на предстоящий период. Подводя итоги развития за годы независимости, глава государства привел наглядный пример прогресса страны: по сравнению с 1994 годом ВВП на душу населения вырос более чем в 12 раз и на сегодняшний день превысил 9 тысяч долларов. Это действительно результат, которого не достигало ни одно государство в мире за такой период времени. Эти цифры свидетельствуют об актуальности базовых ценностей казахстанского пути развития – свободы, единства, стабильности и процветания. В послании президента нашла свое продолжение одна из стратегических и прорывных программ за всю историю республики – форсированного индустриально-инновационного развития, старт которой был дан в 2010 году. Она имеет большую социально-экономическую перспективу, так как одним из главных уроков мирового экономического кризиса стало понимание необходимости определения и развития современных приоритетов в экономике в соответствии с требованиями времени. Программа дает импульс развитию инновационно активных предприятий нового поколения; росту объемов конкурентоспособных несырьевых товаров с высокой добавленной стоимостью; увеличению количества новых высокопроизводительных рабочих мест. Все это в конечном итоге будет способствовать повышению качественного уровня жизни населения страны. Необходимо отметить, что главной целью определенных в послании задач является укрепление благосостояния народа. Поэтому в своем выступлении глава государства уделил особое внимание вопросам социальной модернизации. Дальнейшее развитие образования, здравоохранения, расширение занятости, модернизация жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение качественной питьевой водой, повышение заработных плат, стипендий и пособий – это тот неполный перечень вопросов, изложенных в послании, решение которых значительно повысит качественные показатели жизненного уровня населения. – Какова роль парламента в реализации положений послания? По каким конкретно направлениям будет прорабатываться законодательная база? – Необходимо отметить, что послание носит социально ориентированный характер. Кроме того, в своем выступлении на XIII съезде НДП «Нур Отан», в котором я участвовал в качестве делегата, президент особо подчеркнул, что простыми базовыми ценностями каждого казахстанца являются жилье, здоровье, образование, семья и работа. Поэтому роль парламента в данном вопросе заключается прежде всего в формировании законодательной базы, необходимой для достижения этих и других целей послания. Буквально на днях в парламенте были приняты уточнения республиканского бюджета на 2011 год, ключевые параметры которого направлены на дополнительное увеличение расходов образования на 20,5 млрд тенге, здравоохранения – 7,1 млрд тенге, реализацию новой программы по обеспечению занятости населения до 2020 года – 40,2 млрд тенге, модернизацию ЖКХ – 75 млрд тенге, реализацию мер госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития – 56,9 млрд тенге и другие сферы. С начала года парламент принял новую редакцию закона «О науке», регламентировал законодательную основу «Назарбаев Университета», на завершающей стадии находится законопроект по вопросам образования. Таким образом, обновляется законодательный блок, направленный не только на реализацию послания народу Казахстана, но и в целом на формирование конкурентоспособной и интеллектуальной нации, на что постоянно обращает внимание наш президент. В настоящее время готовится к рассмотрению в парламенте ряд законопроектов по целому спектру вопросов, в том числе по вопросам занятости, энергоэффективности, жилищных отношений, регрессников и другие. Следует заметить, что во многом мы решаем не только текущие задачи, но и нацелены на перспективу, то есть, живя сегодняшними реалиями, надо прогнозировать и быть готовыми к будущему. Безусловно, что и в следующем, и последующем годах перед нами встанут новые цели и задачи. Поэтому, обеспечивая правовую основу для претворения в жизнь требований современности, необходимо одновременно готовить почву для следующего этапа развития государства и общества. – Вы встречались с населением? Что говорят о послании на местах? – Процесс законотворческой работы неизменно связан с диалогом с населением. Встречи с избирателями служат хорошим барометром в процессе рассмотрения законопроектов и в любой другой ситуации. Лично я могу сказать, что население города Алматы, от которого я избран в сенат, с большим воодушевлением восприняло нынешнее послание. И я знаю, что сейчас в городе идет активное обсуждение основных его положений и уже принимаются меры по их реализации. В этой связи хочется отметить, что для такой поддержки послания в городе сегодня существует вполне реальная почва. Посудите сами: Алматы обеспечивает пятую часть ВВП, здесь собирается четверть налогов республики, на город приходится половина всего объема торговых операций, 40 процентов объема товарооборота, работ и услуг субъектов малого и среднего бизнеса. Это огромный потенциал в масштабах страны. В целом итоги социально-экономического развития Алматы в 2010 году свидетельствуют о том, что город не только вышел из-под влияния мирового финансового кризиса, но и сумел добиться положительных показателей во многих сферах. Достигнуто увеличение объемов инвестиций на 2,7 процента, что дает дополнительный импульс развитию практически всех отраслей экономики. В производстве промышленной продукции рост составил 27 процентов. Об оживлении экономики также свидетельствует увеличение объема транспортных услуг, которое составило 15,6 процента. Стабильно развивается малый и средний бизнес, обеспечивающий работой каждого третьего трудоспособного горожанина. Число предприятий в этой сфере в 2010 году возросло на 6,1 процента. Обеспечены позитивные темпы в сфере жилищного строительства. Возведенное в 2010 году жилье позволило помочь более чем 4 тысячам участников долевого строительства. Поэтому я полагаю, что, когда население на себе испытывает позитивные изменения, оно, безусловно, будет сторонником продолжения той политики, которая приводит к стабильности, росту его благосостояния и создает основу для формирования жизненных планов на будущее, на что направлено послание президента страны. – Вскоре после послания было объявлено о внеочередных выборах. Эксперты называли их торжеством демократии. Можно ли сейчас говорить о реформировании политической системы после их проведения? – За последние годы Казахстан достиг высокого уровня экономического развития. Стабильность, возросшее гражданское и политическое самосознание населения являются основой для развития демократических процессов в Казахстане. Однако хотел бы заметить, что старт политическим реформам в Казахстане был дан еще в 1991 году, когда после обретения государственной независимости назрела объективная необходимость перехода к новым экономическим и политическим отношениям. В итоге в это судьбоносное время ставка была сделана на демократический вектор развития. В середине 1990-х годов требовалось вывести экономику из кризиса, выстроить качественно новые рыночные отношения и при этом выйти на внешнее поле. Этим был предопределен отказ от форсированной демократизации в пользу эволюционной модели модернизации. К 1997 году наступил черед социальных реформ, наиболее сложных и болезненных. Это также был период объявления Стратегии развития Казахстана до 2030 года, имеющей огромное значение для нашей страны. Идеология Стратегии «Казахстан-2030» была отражена в послании 1998 года, в котором президент объявил семь основополагающих элементов демократизации Казахстана: совершенствование выборной системы, усиление роли партий, укрепление парламента, развитие неправительственного сектора, независимый суд, обеспечение свободы СМИ, гендерная политика. Новым этапом в политической модернизации стал 2004 год, когда президент, выступая на VII съезде партии «Отан», предложил целостную программу общенациональных политических реформ. Эти преобразования были намечены в рамках Постоянно действующего совещания (ПДС) по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества. В итоге была разработана Общенациональная программа политических реформ, которая легла в основу конституционных изменений, принятых в 2007 году. Сразу после президентских выборов 2005 года приступила к работе Государственная комиссия по разработке и конкретизации программы демократических реформ. Это означало, что Казахстан не собирается откладывать вопрос политических реформ в долгий ящик. Этот краткий экскурс в современную историю республики демонстрирует нам поэтапный, выверенный и последовательный курс на демократизацию казахстанского общества. Поэтому отказ главы государства от проведения референдума в пользу внеочередных выборов целиком и полностью ложится в логику эволюционного, демократического развития страны не только на сегодня, но и на дальнейшую перспективу. – В экспертной среде по-прежнему нет единого мнения относительно целесообразности двухпалатного парламента для нашей страны. Хотя именно такая система не раз доказывала свою эффективность. Вы видите какую-либо альтернативу двухпалатному парламенту для Казахстана, способную взять на себя роль стабилизатора в государстве? – В условиях глобализации и динамичных процессов, происходящих в мировом сообществе, вопросы обеспечения стабильности государства выдвигаются на одно из первых мест. Безусловно, понятие стабильности представляет собой многоплановый аспект, включающий не только внутригосударственные факторы, но и состояние дел в регионе, не говоря уже о мировом сообществе. В этом контексте особая роль отводится политической, экономической и социальной стабильности, которые основываются на устойчивости конституционного строя, общественном согласии, высоком уровне развития экономики, обеспечении законности и поддержании правопорядка. Другими словами, стабильность государства в современный период можно охарактеризовать как сохранение устойчивости государственной власти и всего социума в условиях динамичного, поступательного движения к более высокому уровню развития. В этом смысле важнейшую стабилизирующую роль в устойчивости внутригосударственной жизни и развитии межгосударственных отношений нашей страны играет двухпалатный парламент Казахстана – высший законодательный орган республики. Практика парламентаризма наглядно продемонстрировала опыт казахстанского парламента, когда палаты находят полное взаимопонимание и удачно дополняют друг друга, а при возникновении разногласий находят оптимальное и конструктивное решение в интересах государства. В этой связи хотелось бы привести такой пример: с 30 января 1996 года, со дня работы двухпалатного парламента, и по настоящее время было принято около 2 тысяч законов. Из них больше половины приняты сенатом после одобрения мажилисом, почти 400 – приняты мажилисом с учетом поправок сената и свыше 200 – после согласительных процедур. Таким образом, эти цифры наглядно свидетельствуют о том, что именно двухпалатная система парламента обеспечила значительный стабилизационный потенциал высшего законодательного органа, создав условия для парламентского диалога, повышения качества и совершенствования действующего законодательства. В целом необходимо отметить, что принцип двухпалатности имеет устойчивую тенденцию к распространению и в настоящее время присутствует более чем в 65 странах мира, при этом преобладая в странах Европы и Америки. – Опыт, приобретенный за время работы в парламенте, подтолкнул вас к написанию книги о парламентаризме. Какие основные вопросы вы предлагаете своей аудитории? – Да, действительно, книга была издана в Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан под названием «Парламентаризм – институт представительной демократии». Необходимо отметить, что парламентаризм как система политической организации государства имеет глубокие корни. Представительные органы существовали еще в Древней Греции, Риме и выполняли важную роль в системе государственного устройства. И сегодня мировая практика развития всех демократических систем напрямую связана с деятельностью парламента в структуре управления государством и обществом. С первых дней суверенитета первый президент нашей страны Н. А. Назарбаев целенаправленно начал внедрять в политическую практику идеологию парламентаризма. Он был твердо уверен, что именно представительная власть на основе принципа разделения ветвей власти сможет обеспечить цивилизованный политический процесс и стать важнейшим инструментом общественной стабильности. Путь построения казахстанского парламентаризма был сложным, но он вобрал в себя лучшие образцы мирового и отечественного опыта, которые были адаптированы к современным условиям в политике, экономике и социальной сфере. Учитывая все эти аспекты, в своей книге я попытался ответить на такие, на мой взгляд, важные вопросы, как формирование идеологии представительной власти, деятельность парламентских систем в мире, а также ее становление, развитие и перспективы в нашем государстве. Думаю, что книгу будет одинаково полезно использовать как в учебном процессе, так и в системе государственного управления. – Спасибо за беседу.
Беседовала Екатерина БОЛЬГЕРТ, фото Советбека МАГЗУМОВА, Астана | |
|