Каждые очередные выборы в равной степени показывают как наши успехи в области совершенствования выборного законодательства, так и наши недочеты. К этому необходимо относиться с пониманием как организаторам выборов, так и участникам и предпринимать усилия, на постоянной основе направленные на устранение выявленных недостатков. Основой закона о выборах, по моему мнению, должно быть обеспечение главных неразрывно связанных между собой задач: 1. Стимулировать активность политических партий, избирателей, СМИ и других участников избирательных кампаний на выборах; 2. Максимально открыть все пути, ведущие к формированию свободного волеизъявления граждан на выборах всех уровней. Одним из направлений совершенствования выборного законодательства является формирование независимой (в административном, материально-техническом и других планах) вертикали ЦИК. В этой связи считаю необходимым учреждение должностей уполномоченных ЦИК в участковых, окружных и областных комиссиях. Эта вертикаль была бы логическим продолжением существующих сейчас представителей ЦИК в областях. Она должна полностью финансироваться из республиканского бюджета и действовать на постоянной, профессиональной основе. Да, это будет обходиться бюджету недешево, но коль скоро мы будем выбирать вертикаль местной исполнительной и представительной власти, выборы будут частыми и постоянно действующая вертикаль ЦИК будет себя оправдывать. На практике это будет содействовать профессионализму членов избирательной комиссии, стабильности избирательных процессов, минимизации технических и организационных проблем при проведении выборов. В частности, представители ЦИК на уровне участковых комиссий в предвыборный период занимались бы вопросами уточнения списков избирателей (как мы знаем сейчас, по этому вопросу мы имеем очень много претензий), просвещением и информированием избирателей и членов участковых комиссий по выборному законодательству и процедурам, организационным и техническим вопросам подготовки и проведения выборов и другим сопутствующим вопросам. ЦИК со своей стороны проводила бы соответствующую работу со своими представителями на местах. Также немаловажной функцией представителей ЦИК на местах было бы устранение влияния, минимизация или уравновешивание негативного влияния на избирательные комиссии структур исполнительной и представительной власти. Все мы знаем, что в период подготовки и проведения выборов различного уровня участники выборного процесса сталкиваются с такой проблемой, когда нормы права, касающиеся выборов, разнесены по различным законодательным актам, в частности в Административном кодексе РК. В этой связи было бы рациональным провести кодификацию выборного законодательства. Раз за разом практика показывает, что действующий закон «О выборах в Республике Казахстан» не может оперативно ответить на все возникающие в ходе выборов вопросы, в то время как всем участникам избирательного процесса было бы легче и удобнее пользоваться единым систематизированным законом, в котором детально были бы регламентированы все этапы, регулирующие выборы разных видов и уровней. Кодификация (в нашем случае выборного законодательства) – деятельность, направленная на систематизацию и переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодифицированного акта-кодекса. Как известно, кодификация – один из эффективных путей решения проблемы ликвидации множественности актов, регулирующих однородные вопросы на основе единых принципов, обеспечивающих стабильность нормативного материала. Кодификация обладает способностью упорядочивать действующее законодательство, делает его более компактным, согласованным. Поэтому кодификация рассматривается в качестве одного из самых наиболее совершенных видов правотворческой деятельности. Роль кодификации выражается в укреплении системности и устойчивости законодательства. Большинство норм избирательного законодательства носит процессуальный характер, а это также обуславливает необходимость кодификации выборного законодательства. Кроме того, есть необходимость в подготовке и поэтапном развертывании и запуске постоянно действующей сети сайтов участковых, окружных и областных избирательных комиссий имеющих выход на сайт ЦИК РК и интегрированных в систему «электронного правительства». На сайте участковой избирательной комиссии можно было бы разместить информацию о месте ее расположения, контакты, список членов участковой избирательной комиссии с краткой информацией о них. Кроме того, законодательные акты по выборам и акты избирательных комиссий. На паритетных началах, в период выборов, необходима информация о кандидатах и их предвыборных материалах, соответствующих требованиям выборного законодательства, система «вопрос-ответ», иная соответствующей значимости информация. Входя на сайт при помощи персонального идентификационного кода избиратель имел бы возможность: 1. В день голосования проголосовать за выбранного кандидата, список партий и т.д., где бы он ни находился. 2. Перед выборами проверить наличие своей фамилии в списках избирателей, так же вводя свой персональный идентификационный код. 3. При помощи своей электронной цифровой подписи, введение которой предусматривается программой «электронное правительство», обращаться в избирательные комиссии всех уровней с официальными заявлениями по вопросам выборов. 4. Ознакомиться с предвыборными материалами кандидатов, партий и сведениями о них. 5. Через систему «вопрос-ответ» получить ответы по интересующим вопросам. 6. Проверить, правильно ли учтен его голос, вводя свой персональный идентификационный код. 7. Другие возможности, связанные с выборами. В этой связи следует: 1. Четко очертить круг лиц (лица), имеющих право и возможность на ввод и вывод информации в данную систему и их учет. 2. С момента начала голосования и до момента подписания протокола об итогах голосования на данном избирательном участке сайт участка используется исключительно для наблюдения за ходом и промежуточными результатами числа проголосовавших. В течение дня выборов через каждые два часа, например, на сайте размещалась и обновлялась бы информация о количестве проголосовавших на данном избирательном участке, а после окончания выборов: электронная копия результатов выборов на данном избирательном участке. Наличие расхождения между количеством проголосовавших в течение дня выборов и количеством проголосовавших согласно итоговому протоколу могло бы служить основанием для пересчета голосов на данном избирательном участке. В отдаленных избирательных участках работа сайта избирательного участка поддерживалась бы при помощи беспроводного Интернета. Разумеется, данная система предварительно должна пройти сертификацию независимыми экспертными сообществами, а также быть подвергнута экспертизе уполномоченными государственными органами на предмет того, что выбранные технологические решения и криптографические средства защиты соответствуют необходимым требованиям информационной безопасности. Введение предлагаемой системы должно быть постепенным, с устранением выявленных возможных недостатков. Также можно предусмотреть постоянное (до следующих выборов) размещение предвыборной программы избранного кандидата, партий, получивших мандаты в парламент, с тем, чтобы избиратель мог контролировать выполнение ими своих предвыборных программ. Следует особо отметить, что возможность дистанционного голосования, которую дает предлагаемая система, не должна полностью подменять существующие традиционные способы голосования. Хотел бы отметить, что предлагаемая система в некотором отношении является усовершенствованным вариантом проекта создания ГАИС «Сайлау», соответствующим образом оформленная и предложенная ЦИК РК в 2001 году. Тогда она не была принята к реализации из-за своей дороговизны. Предлагаемую систему можно рассматривать как логическое продолжение существующей АИС «Сайлау» и при соответствующем ее функционировании она будет большим шагом вперед в обеспечении эффективности и гласности избирательного процесса.
Толеген АБИЛГАЗИН, политолог | |