| Главное – участие | До финальной черты президентской кампании остается три дня. Уже в эти выходные казахстанцы придут на избирательные участки, чтобы сделать свой политический выбор. В связи с этим кандидаты активно используют оставшееся время, дают интервью журналистам, встречаются с послами и, разумеется, призывают граждан отдать за них свои голоса. Конечно, текущая предвыборная кампания не отличалась зажигательными акциями, но тем не менее у нее были свои особенности. К примеру, роль первой скрипки здесь играли не политические партии, а скорее неправительственные организации. С другой стороны, чувствуется веяние времени: кандидаты стали активно использовать для реальной борьбы виртуальный мир Глобальной сети. Впрочем, и это тоже далеко не единственная специфика текущей предвыборной кампании.
Весна постепенно, с переменным успехом вступает в свои права. В стране таяние снега и повышение температуры стало спутником роста барометра активности населения, связанного с предвыборной кампанией за пост президента страны. Стартовавшая весенняя гонка подходит к своему апогею, демонстрируя общественности основные моменты политтехнологии республиканского масштаба. Прежде всего, представители оппозиционных партий, ранее призывавшие власти отказаться от идеи референдума по продлению полномочий президента до 2020 года в пользу выборов, теперь предлагают их бойкотировать. Так, с начала электоральной кампании они не стали выдвигать своих кандидатов и впоследствии заняли пассивную позицию. Вызывает много вопросов уход большинства партий от участия в выборной кампании. Своим отказом общественно-политические объединения автоматически исключили себя из политической жизни. Какие цели при этом они преследовали – остается гадать. Вместе с тем очевидно, что подобный уход в «тень» негативно отразится как на самих организациях, так и на их электорате. Так, при участии в кампании партии могли бы в очередной раз оживить работу своих филиалов в регионах страны. Тем самым, с одной стороны, они проверили бы – есть ли «порох в пороховницах», с другой – напомнили бы своим членам и избирателям о своем существовании и продемонстрировали бы свои дальнейшие шаги в процессе достижения собственных целей. Однако этого не произошло. В результате регионы, как и раньше, остались без прямого активного контакта со штаб-квартирами партий, а электорат перешел на сторону более активных участников предвыборной гонки. Что, в конечном счете, способствовало оттоку единомышленников и последующему размытию рядов большинства общественно-политических объединений в регионах, а сами партии в очередной раз фактически подтвердили свое существование в виде организаций, ограниченных в людских ресурсах и региональном представительстве, способных проявлять свою активность в основном в Алматы и изредка – в Астане. Вместе с тем со стороны общественно-политических объединений стали предприниматься шаги в направлении работы с избирателями по снижению значимости основных кандидатов предвыборной гонки. Последующие инициативы некоторых партий, направленные на привлечение общественного внимания, носили эпизодический характер, что в конечном счете не смогло повлиять на общий ход предвыборной кампании. Нужно отметить, что и внутри партий нет единой позиции. Так, обращает на себя внимание тот факт, что на старте предвыборной гонки Уалихан Кайсаров, являющийся членом президиума политсовета оппозиционной партии «Азат», предпочел выдвигаться самостоятельно, вне рамок политического объединения, которое выставило своим кандидатом политика Булата Абилова, но впоследствии ОСДП отказалась принимать участие в выборах. На фоне занятой пассивной позиции партий активизировались общественные объединения, которые стали активно проводить разного рода акции в Астане и Алматы, а также в некоторых крупных городах страны. Одни из них призывали граждан к активному участию в электоральном процессе, другие, напротив, генерировали на фоне выборов протестные настроения. Очевидно, что акции недовольства, носящие локальный характер, будут эпизодически продолжаться. Вместе с тем, по данным соцопросов, не следует ожидать участия широкого круга общественности в митингах и разного рода выступлениях. Относительно работ партийных структур нужно отметить, что открывшиеся общественные приемные не стали источником разрешения социальных вопросов, так как активно начали действовать лишь во время предвыборной кампании. Принимая во внимание низкую оперативность в работе общественных приемных, многие граждане, обратившиеся по адресу, разочаровавшись, начинают присматриваться к их политическим оппонентам. Кроме этого, есть вероятность того, что обращения останутся нерешенными в электоральный период, что в очередной раз будет способствовать росту недоверия со стороны населения к партийной системе. Основное отличие президентских выборов 2011 года от других кампаний состоит в смене тактики ведения агитации. Так, если партии по традиции основной упор сделали на использование медиаресурсов (печатные издания и ТВ), то общественные объединения более активно действуют в интернет-пространстве. Это дало определенное преимущество, так как в последнее время отмечается более широкое использование виртуальных сетей со стороны молодежи и возрастной категории граждан до 45 лет. Учитывая, что основная борьба стала вестись в информационном пространстве, Астана выступила с инициативой в виде распоряжения председателя Центризбиркома Куандыка Турганкулова о создании общественного совета по рассмотрению информационных споров на президентских выборах. Что же касается самих кандидатов, то надо отметить, что первоначальный ажиотаж среди желающих побороться за президентское кресло (тогда заявки на участие в выборах подали 22 человека) постепенно сошел к минимуму. В результате к 3 марта ЦИК страны зарегистрировал лишь четырех кандидатов, которые смогли выполнить все необходимые условия: сдать экзамен на знание государственного языка, собрать 91 тыс. подписей избирателей и внести избирательный залог в сумме 799 950 тенге. Обращает внимание другой аспект: большинство кандидатов не смогли провести презентабельную предвыборную кампанию. Такое положение можно рассматривать как индикатор развития электоральных технологий в Казахстане. Пока они низкие. Конечно, в предвыборных программах кандидатов есть пункты, которые отличаются друг от друга. Но их предвыборные «предложения», равно как и агитационные мероприятия, стоят на порядок, чем у действующего президента. Что свидетельствует об отсутствии в их штабах квалифицированных специалистов – грамотных политтехнологов и PR-менеджеров. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что поддержка претендентов растет от выборов к выборам. Так, если в 2007 году партия Гани Касымова получила порядка 44 тыс. голосов, то для участия в предвыборной гонке уже фигурировала цифра в 99 тыс. Наблюдается рост популярности и другого претендента на пост президента – Мэлса Елеусизова, у которого по сравнению с президентской гонкой 2005 года голоса выросли более чем в 5 раз. При такой динамике, возможно, на следующих выборах кандидаты покажут еще более значительные результаты. Но главное, такая тенденция подтверждает простую истину: важнее участвовать в политической жизни страны независимо от ожидаемых результатов, чем гордо ее игнорировать. Анализируя действия кандидатов и эффективность их предвыборных шагов, нужно учитывать, что предвыборная кампания 2011 года была сжата по времени с трех до двух месяцев. Также меньше времени отводилось на выдвижение, регистрацию. Агитационный период сокращен с 38 до 30 дней. Правда, это не помешало 18 самовыдвиженцам подать свои заявления в ЦИК, что тоже стало отличительной особенностью текущих выборов. Но фактор времени и низкая мобилизация штабов не позволили кандидатам совершить турне по стране. Что касается действующего президента, то все его поездки носили рабочий характер и не было даже намека на предвыборную кампанию. На фоне словесных обещаний кандидатов действующий глава страны выгодно выделяется своими действиями, вернее – результатами. Все видят, что предвыборная гонка проходит в относительно стабильной общественно-политической ситуации. Кроме того, межэтнические отношения, равно как и религиозная составляющая, выглядели стабильными и прогнозируемыми, что выступает цементирующим фактором для полиэтничного Казахстана.
Андрей КОРОЛЕВ, Алматы | |
|