| В единстве сила | В текущем году в Казахстане на консенсусной основе приняли Доктрину национального единства. Но что такое национальное единство в современном мире? Тем более, когда он стал тесным, а его границы оказались размытыми?Получается, что понятие «единство» утрачивает свое национальную черту, а мир походит на большой «плавильный котел». Но в действительности это далеко не так. Об этом говорит в интервью газете «Литер» заместитель директора ИМЭП, руководитель Центра первого президента и внутренней политики РК ИМЭП при Фонде первого президента РК Айдар Амребаев. По его словам, национальная идентичность в современном мире никуда не исчезает. Более того, она только укрепляет конкурентоспособность стран и не позволяет им раствориться в «потоке истории».
В конце этого месяца состоится XVI сессия Ассамблеи народа Казахстана. Событие неординарное, заставляющее снова задуматься о мире и гармоничном развитии разных наций. В том числе в условиях глобализации. К разговору мы пригласили заместителя директора Института мировой экономики и политики (ИМЭП), руководителя Центра первого президента и внутренней политики РК ИМЭП при Фонде первого президента РК Айдара Амребаева. – В этом году в Казахстане приняли доктрину национального единства. Что значит национальная идентичность сегодня? – Поиск и оформление современной национальной идентичности Казахстана – один из краеугольных камней. По прошествии почти 20 лет со дня обретения независимости этот вопрос по-прежнему остается на пике обсуждения в аналитических кругах. Исследователи задаются вопросами о национальной идее, об особенностях национальной идеологии, о носителях национального сознания. И это не случайно. Вопрос идеологического оформления и самосознания нации – достаточно длительный и мучительный процесс переосмысления не только прошлого, но и понимания себя в современности, а также наметка контуров развития на будущее. При всем многообразии, многоуровневости и сложном переплетении форм общественного сознания необходимо выявить своего рода «опорные точки», категории национального сознания, которые являются основой конструкции национальной идентичности. – В мире балом правит глобализация, которая несет вызовы национальной идентичности. Как быть? – Национальная государственность Казахстана состоялась как субъект современных международных отношений, сформировалась политико-экономическая модель развития. Но достаточно сложно идет процесс культурной и духовной самоидентификации. Эта тонкая сфера подвержена активному внешнему воздействию и обладает довольно хрупкой, в силу динамической, ризоматической природы кочевого сознания, конструкцией. И в условиях номадического прошлого такая конструкция была оправданна и давала возможность легко выживать в ситуации перманентного «исторического напряжения». Кочевая этническая идентичность, подобно степному ковылю, склонялась, адаптируясь под различными ветрами, но не была сломлена и вновь оживала и крепчала под лучами степного весеннего солнца. В современной ситуации такая гибкая основа не может служить надежным основанием такой жесткой конструкции, как современное национальное государство со всей разветвленной и сложной структурой социальных институтов. Но при этом следует заметить, что импульс номадического сознания, присутствующий в национальном сознании, все еще ощущается и позволяет нам с легкостью коммуникатировать с различными по набору ценностей и интересов цивилизационными мирами. И в то же время эта легкость обращения с ценностями, присущая номадам, сегодня несколько смущает наших партнеров по диалогу. Кто мы? Европейцы, с их рациональным, либеральным и правовым, атеистическим, прагматичным сознанием? Или, может быть, мы люди Востока, с характерным утонченным, достаточно многоуровневым, глубинным сознанием, в котором причудливо перекликаются рациональность и интуиция, знание и вера? А может, мы евразийский народ, с его свободой и вольностью, поклоняющийся времени и легко преодолевающий пространства, вне законов и правил, с импровизационным импульсом и легким отношением к идолам веры. – От адаптивности и современности национального сознания зависит и возможность состояться как передовая нация, сохранив свою идентичность. Какова все же политическая составляющая? – Многие современные идеологи нациестроительства, стоящие на позиции национального (этнического) патриотизма, обращаются к истории как к основанию, тем самым «опорным конструкциям» нашей идентичности. При всей привлекательности и заманчивости построения идентичности на монокультурной основе казахского этноса, языка и культуры, мусульманской кочевой веры все же такая перспектива представляется весьма проблематичной. Поскольку не учитывает ряд факторов, не считаться с которыми было бы как минимум некорректно. – А что это за факторы? – Их несколько, но стоит выделить два. Внутренним фактором является бесспорный факт состоявшегося полиэтнического, мультикультурного общества, имеющего общую модернизационную судьбу, хоть и по советской модели. Внешним фактором выступает наличие «мультипартнерской завязанности» Казахстана на различных внешнеполитических, внешнеэкономических и культурных векторах России, Запада, Китая и мусульманского мира, который по определению не может быть закрытой, монокультурной средой, ограничивающей тот или иной вектор. Формирование нации на основе казахской этнической среды, которая даже при самом внимательном и толерантном отношении к другим этносам объективно будет «вымывать» иные этнические элементы, существенно ограничит наши возможности и сократит наше собственное цивилизационное пространство, низведя его до уровня «провинциального, местечкового» сознания. – Т.е. мы будем менее конкурентоспособными? – Действительно, это парадокс нашего времени. Современная глобализация требует более гибкого, адаптивного, интегративного отношения ко всем возможным актуальным парадигмам развития, откуда бы они ни исходили. Сила нации и ее перспективы связаны с этой высокой степенью диалогичности и адаптивности к быстро меняющейся международной культурной среде. Поэтому полагаем, что движение страны по проторенному мировому пути формирования гражданской нации с полиэтническим и мультикультурным содержанием является наиболее оптимальной стратегией нациестроительства.
Беседовала Куляш ТУРГАЗИЕВА, Алматы | |
|