Не нами придумано: любая новая идея в человеческом восприятии неизбежно проходит через три стадии. Первая: то, что вы предлагаете, – полный бред! Вторая: это и так всем очевидно! И третья: мы сами первые это сказали! Так и с идеей Таможенного союза, предложенной президентом Назарбаевым. И если вначале некоторые наши критически настроенные ученые умы утверждали, что это полный бред, то сегодня мы уже плавно переходим ко второй стадии, когда ее полезность становится всем очевидной. Чтобы, вероятно, назавтра столкнуться с претензиями на авторство со стороны тех, кто столь же яростно эту идею сегодня отрицает. А между тем наши соседи китайцы уже поняли, какие в не столь отдаленной перспективе дивиденды для экономики их страны может принести плодотворное сотрудничество Китая со странами Таможенного союза. За счет планируемого более чем в полтора раза увеличения товарооборота между нашими государствами. Свидетельством чему стал экспериментальный переход китайско-казахстанского таможенного поста «Хоргос» с восьмичасового на двенадцатичасовой рабочий график, без обедов и выходных дней. Буквально назавтра подобная мера позволит увеличить пропуск грузовых автомобилей через это направление со ста до ста восьмидесяти машин ежедневно. Словом, уже сегодня на «Хоргосе» апробируется новый механизм несения таможенной службы китайскими и казахстанскими таможенниками, с тем чтобы в ближайшие два года с запуском первой очереди Международного центра приграничного сотрудничества, с завершением строительства железной дороги Хоргос – Жетыген и автомобильной магистрали Западный Китай – Западная Европа все таможенные посты, расположенные вдоль границы Китая с Казахстаном, могли перейти на новый режим работы. Что существенно отразится на росте товарооборота между странами ТС и Китаем. Казахстан в данном случае выступает в роли государства-посредника, по территории которого будет пролегать вновь созданный и модернизированный в XXI столетии Великий шелковый путь, предоставляющий нашей стране огромные экономические и политические дивиденды. И здесь даже доказывать ничего особо не надо. Достаточно вспомнить всю прошлую историю нашего народа, когда благополучие кочевников напрямую связывалось с функционированием этой древней караванной дороги. Вот вам и первая выгода от Таможенного союза. Хоргос
Группа казахстанских журналистов 6 апреля 2011 года побывала на таможенном посту «Хоргос», где с участием казахстанских и китайских гостей прошло торжественное мероприятие с разрезанием красной ленты, знаменующее собой переход на новый, двенадцатичасовой график работы таможенников Китая и Казахстана. Никогда еще за всю стодвадцатилетнюю историю «Хоргоса» грузооборот между Китаем и Казахстаном не достигал нынешних астрономических величин. И, собственно, об этом шел разговор на пресс-конференции, проведенной тут же в здании таможни сотрудниками департамента таможенного контроля по Алматинской области. Так, по словам руководителя департамента таможенного контроля полковника Курманбека Артыкбаева: «В июле 2011 года планируется первый запуск Международного центра приграничного сотрудничества, расположенного на границе Казахстана с Китаем. Кроме того, как вы знаете, к 2013 году предполагается завершить строительство дороги Западный Китай – Западная Европа, основной участок которой пройдет по казахстанской территории. Естественно, это потребует увеличения товаропотока. И, как следствие, увеличится нагрузка на таможенные посты двух наших стран. Поэтому и было принято решение об экспериментальном переходе таможенного поста «Хоргос» на двенадцатичасовой, семидневный рабочий график, как самого оснащенного на сегодняшний день, с тем чтобы в не столь отдаленной перспективе перевести все таможенные посты на границе Китая с Казахстаном на такой режим несения службы». И здесь же, отвечая на вопрос газеты «Литер», Курманбек Артыкбаев не исключил, что со временем китайско-казахстанские таможенные посты могут перейти на круглосуточный режим несения службы. По крайней мере, казахстанская сторона для себя такой сценарий развития событий не исключает.
Майкапчагай
А между тем опыт своих коллег с «Хоргоса» внимательно изучают сегодня на другом таможенном казахстанском посту «Майкапчагай», удаленном от «Хоргоса» за сотни километров. По словам местного жителя Нурбека Абишева, процветание многих поселков ВКО, находящихся в непосредственной близи от «Майкапчагая», зависит напрямую от количества российских предпринимателей, приезжающих сюда за товарами. «Для каждого местного достаточно, – говорит Нурбек, поддерживать связь с двумя, тремя российскими предпринимателями, и уже можно выстраивать свой доходный бизнес». Жители казахстанского приграничья, расположенного вблизи «Майкапчагая», как правило, осуществляют доставку товаров народного потребления из Китайской Народной Республики в ближайший российский город Барнаул. Откуда уже сами россияне развозят товары по российским городам и весям. И это та схема, которая выгодна всем. Поэтому в связи с резко выросшим грузопотоком китайских товаров в Россию предприниматели Восточного Казахстана также выражают свою заинтересованность в переходе таможни «Майкапчагай» на двенадцатичасовой режим работы, без выходных дней и воскресений. «Ну почему, в конечном итоге, – досадуют они, – алматинский «Хоргос» так может работать, а восточноказахстанский «Майкапчагай» нет?»
Два мира – две системы
И в качестве эпилога. Сегодня на планете существуют две модели государственного строительства. Первая модель условно называется возведением «государства-крепости». По этому пути сегодня идут такие страны, как КНДР, Куба, Ливия, Иран, отгородившиеся высокими крепостными стенами от своих соседей. Что приводит, как правило, к созданию деспотических режимов внутри самих таких государств, опирающихся на жесткий идеологический фундамент. Но есть и другая модель, получившая название «модели строительства дорог». И это тот путь, который выбрал для себя Казахстан, направленный на экономическую интеграцию с другими государствами, предполагающий априори создание открытой экономики и открытого демократического общества. По той простой причине, по которой политика, как государственная надстройка, не может существовать отдельно от экономического базиса государства. Поэтому те наши ученые, которые выступают на деле против экономической интеграции Казахстана с соседними странами, а на словах заявляют о своей приверженности демократии, явно противоречат сами себе. Нельзя быть наполовину беременным. Или ты, как народ, строишь северокорейскую замкнутую экономику и садишь себе на шею диктатора, или идешь по пути широкой экономической, политической и культурной интеграции с окружающим миром, проторенному до этого многочисленными демократическими режимами. И вот вам еще одна выгода Таможенного союза, предполагающая на основе открытой рыночной экономики построение демократического общества в Казахстане, в котором было бы комфортно жить всем его гражданам.
Серик МАЛЕЕВ, Фото Айтжана МУРЗАНОВА, Алматы – Хоргос – Ускаман – Майкапчагай – Алматы
| |