Развитие казахстанской экономики неразрывно связано с качественным образованием и подготовкой профессиональных специалистов. Как отмечает глава государства Нурсултан Назарбаев, для решения ключевых задач индустриально-инновационного прогресса в Казахстане необходимо создать центр знаний мирового уровня. Причем речь идет не об одном конкретном объекте, а о совершенно новой конкурентоспособной системе образования, способной стать интеллектуальным плацдармом в технологическое будущее нашей страны. Основа инновационного прогресса
На Западе существует популярная теория, согласно которой индустриальный прогресс государства неизбежно связан с серьезной нагрузкой на образовательную систему. В первую очередь научное предположение объясняется необходимостью модернизации всей обучающей программы и перехода на инновационные рельсы. В этой ситуации важно не только поднять на новый уровень подготовку технических кадров, но и не допустить провалов в гуманитарных специальностях. Речь идет о достижении сложного равновесия, при котором образование становится одним из ключевых факторов успешного развития страны. Именно поэтому глава государства Нурсултан Назарбаев обращает особое внимание на актуальные вопросы отечественного образования. В послании народу Казахстана «Построим будущее вместе!» президент подчеркнул, что качественное образование должно стать основой индустриализации. И современная система подготовки кадров способна ответить вызовам времени. Ведь не секрет, в гонку за инновациями вступили все страны, имеющие разумную стратегию образовательного развития. Как справедливо отмечает глава государства, Казахстан не может остаться на обочине, поскольку инновации уже сегодня являются общенациональным приоритетом, уверенной дорогой в будущее. Гарантировать достижение поставленной цели можно только при условии превращения Казахстана в мировой центр знаний, где будет обеспечен высокий уровень подготовки кадров для инновационного производства. Готова ли современная образовательная система нашей страны выполнить столь высокую миссию? Очевидно, что да. Сформированная за годы независимости социальная модель подготовки молодых специалистов направлена на формирование конкурентного интеллектуального капитала. Более того, она одинаково эффективно работает на все слои населения, вне зависимости от положения в обществе, уровня дохода, национальности или религиозной принадлежности. Базовым принципом равноправного подхода при получении высшего образования является выделение государственных грантов для наиболее одаренных студентов. Объективность отбора, направленного на предотвращение коррупционных проявлений, сегодня практически не вызывает сомнений. Только в 2010 году около 35000 ребят из разных уголков нашей страны получили возможность бесплатного обучения в ведущих вузах республики по образовательным грантам. Более 5500 студентов начали обучаться по грантам областных акимов и ректоров. Более 2200 студентов из социально уязвимых слоев населения получили финансовую поддержку социальных партнеров высших учебных заведений. В русле мировых тенденций
Еще Сократ говорил о том, что постоянно улучшать условия для воспитания и образования молодого поколения – священная задача государства. И хотя эта мудрость в XXI веке звучит очевидно, не все в мире еще осознают истинную цену знаний. Не случайно именно Казахстан стал первой в Центральной Азии страной – участницей Болонского процесса. Наша система высшего образования развивается в русле общемировых тенденций, она использует лучшие достижения мировой практики. Для повышения конкурентоспособности отечественных вузов создан либеральный правовой режим, согласно которому государственные и частные учебные заведения находятся в равных условиях. Вузы предоставляют широкий спектр образовательных услуг, самостоятельно устанавливают связи с отечественными и зарубежными партнерами, заключают контракты о сотрудничестве в области подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации и обмена опытом. В современных рыночных условиях формируются не только правовые, но и финансовые принципы высшего образования. Действуют специальные государственные программы в области развития материально-технической базы вузов, поддержки лучших преподавателей и студентов. Кроме того, создана национальная система оценки качества, основу которой составляют единое национальное тестирование, промежуточный госконтроль в вузах, независимые экспертизы. Вместе с тем сегодня необходимо говорить не только о достижениях, но и о решении новых задач, которые поставлены перед системой образования главой государства. Тем более что потенциал для дальнейшего движения вперед полностью еще не реализован. Взять, к примеру, до сих пор не решенный окончательно вопрос отрыва реальной экономики от академической и тем более университетской науки. Эта проблема, где научные открытия не рассматриваются как собственно цель исследования, досталась нам от советской модели. Все перспективные проекты наших ученых, в том числе и молодых, завершаются на стадии защиты диссертаций. Тогда как в мире уже давно образование перестроилось на получение конечного результата – продукта инновационного прорыва. В развитых зарубежных странах широкое распространение получила так называемая «модель исследовательского университета», в рамках которой высшие учебные заведения не только создают новые знания, но и внедряют их в процессе инновационной деятельности. Такую же модель, очевидно, необходимо внедрить в Казахстане. Тем самым к практическим исследованиям будут привлечены все участники образовательного процесса, начиная от студентов и заканчивая самыми успешными профессорами. Вузы должны стать центрами сотрудничества бизнеса, академического сообщества и государства. Совместные усилия позволят приступить к решению глобальных проблем в области научного и технологического прогнозирования, обмена передовыми знаниями, тесного и эффективного сотрудничества с реальным сектором экономики. Масштаб реализуемых проектов в дальнейшем позволит достигнуть значимых результатов в междисциплинарных исследованиях, инновационном производстве, интернационализации научной деятельности. Значительно упростится возможность публикации работ казахстанских ученых в ведущих научных журналах и организации международных исследовательских групп. Знания – в приоритете
Говорят, что жизнью может управлять лишь человек, который умеет мыслить. Во всем мире сегодня эту мудрость берут за основу, вкладывая значительные силы в развитие образования и делая ставку на человеческий капитал. Это происходит не только в традиционных образовательных центрах США, Канады, Западной Европы, но и в Китае, Индии, Малайзии, Сингапуре. Исходя из международного опыта следует отметить ряд наиболее значимых факторов, которые оказали влияние на формирование ведущих национальных систем образования и неизменно появятся у нас в Казахстане. Это интернационализация программы подготовки кадров, переход к наукоемким и высокотехнологичным экономическим системам, рост конкуренции на международном рынке образовательных услуг. Эти вызовы формируют новые принципы функционирования вузов как важнейших субъектов социально-экономического развития. Университеты должны обеспечить не только развитие системы образования, но и общества в целом. Для того чтобы казахстанская образовательная система смогла реализовать свои возможности, в стране усовершенствована законодательная база. Так, законом «О науке», в частности, закреплена норма, предоставляющая государственным НИИ и вузам право создавать совместные организации по коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности. При этом в качестве вклада в уставной капитал могут выступать права интеллектуальной собственности без согласования с государственными органами. Научная, научно-техническая, опытно-конструкторская деятельность определена в законе в качестве основных видов наряду с образовательной. Государственным вузам предоставлено право создавать научные лаборатории, научно-исследовательские институты, технопарки, проектно-конструкторские организации и инновационные предприятия, а также научно-образовательные консорциумы. Предусматривается функционирование исследовательских университетов. Внесены изменения и в систему финансирования науки, при которой предусматриваются три формы: базовое, грантовое и программно-целевое финансирование. Что касается государства, то в соответствии с законом «Об образовании» его функции заключаются в создании условий для реализации права граждан на получение образования и в осуществлении госконтроля, осуществляемого путем проведения процедур лицензирования, аттестации и аккредитации высших учебных заведений. Стоит отметить, что сегодня все больше вузов стремятся к автономии, однако обеспечение качества высшего образования требует совместных усилий органов власти, вузов и профессионального сообщества. И в этом плане главной задачей является создание баланса между государственным, рыночным и общественным контролем отечественной системы образования. В настоящее время некоторые универ ситеты в качестве важного признака успешности выдвигают такие параметры, как соответствие вуза критериям качества, установленным независимыми сторонними организациями, международным стандартам ИСО. Другие доказывают его членством в международных ассоциациях или участием в международных проектах. Но нужно помнить – главным результатом деятельности вуза является появление уникальных отечественных научных разработок, а также их быстрое внедрение в производство.
Назарбаев Университет – университет новой формации
По мнению автора известного научного труда «Создание университетов мирового класса» Джамиля Салми, самые лучшие учебные заведения планеты вносят значительный вклад в распространение знаний именно через научные исследования. Фундаментом для создания первоклассного учебного заведения являются три фактора: наличие талантливых преподавателей и студентов, наличие условий для проведения исследований, а также четко выстроенная, свободная от бюрократии структура управления. Открытый в 2010 году в Астане Назарбаев Университет соответствует всем основным параметрам прорывного современного вуза высшего международного стандарта. Появление столь мощного игрока на рынке образовательных услуг должно стимулировать рост созидательного потенциала всей Центральной Азии. Новый вуз стал ведущим звеном реформирования казахстанского образования. В соответствии с мировой практикой учебное заведение получило полную автономию. Права на регулирование всех процессов переданы попечительскому совету, которому предстоит при принятии решений ориентироваться на потребности рынка. Возведение в столице Назарбаев Университета – это яркий и смелый эксперимент, который должен изменить наш взгляд на современную образовательную систему в Казахстане. Не случайно в своем послании глава государства отметил, что именно этот вуз должен стать образцом для всех казахстанских учебных заведений. Вуз новой формации, безусловно, снимет часть нагрузки с программы «Болашак», поскольку уже в ближайшие годы Назарбаев Университет сможет взять на себя подготовку квалифицированных бакалавров. Что же касается будущих стипендиатов, то «Болашак» переориентируется на подготовку магистров и докторов Phd. При этом потенциал болашаковцев не будет забыт. Президент страны уже поручил правительству проконтролировать вопросы их трудоустройства. Наиболее достойные выпускники этой программы должны выдвигаться и работать на ответственных должностях. Последняя статистика говорит о том, что большая часть болашаковцев работает сегодня в частном секторе – 48 процентов, еще 28 процентов трудятся в национальных компаниях с государственным участием, 21 процент задействован в государственных учреждениях и организациях. Таким образом, создание суперсовременного университета в Астане, переход образовательной системы на инновационные рельсы, дальнейшая либерализация законодательства, использование потенциала президентской программы «Болашак» создадут интеллектуальный плацдарм для рывка в технологическое будущее.
Дархан МЫНБАЙ, заведующий отделом внутренней политики администрации президента РК
| |