Государство, которое всего двадцать лет назад рассматривалось многими мировыми аналитиками как потенциальный полигон нестабильности и межэтнических столкновений, достигло высшего уровня международного признания благодаря разумной миролюбивой политике на благо всего человечества. Казахстан – один из лидеров мирового антиядерного движения. Казахстан – страна, успешно справившаяся с миссией председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, на земле которой впервые после одиннадцатилетнего перерыва состоялся саммит глав государств и правительств организации. Казахстан – новый председатель Организации Исламская конференция и Шанхайской организации сотрудничества. Но есть еще одна важнейшая миссия нашей страны, о которой в гуще важнейших событий последнего времени приходится говорить немного меньше. И напрасно. Накануне праздника единства народа Казахстана Лидер Нации получил много поздравлений от глав зарубежных государств, но Барак Обама счел необходимым поговорить с Нурсултаном Назарбаевым по телефону. Как следует из официального сообщения пресс-службы, американский президент высоко оценил достижения Казахстана и пожелал успехов в реализации намеченных планов социально-экономического и политического развития нашей страны. В ходе беседы лидеры двух государств обсудили состояние и перспективы казахстанско-американских отношений, дальнейшие шаги по укреплению стратегического партнерства между двумя странами. Состоялся обмен мнениями по вопросам глобальной и региональной безопасности, включая ситуацию в Центральной Азии. Обама выразил благодарность за конструктивный вклад Казахстана в стабилизацию ситуации в Афганистане. Большое внимание было уделено вопросам нераспространения оружия массового уничтожения, реализации инициатив Нурсултана Назарбаева в этой сфере, в том числе высказанных в ходе саммита по ядерной безопасности в апреле 2010 года в Вашингтоне. Президент США придал большое значение взаимодействию с Организацией Исламская конференция, и пожелал успехов Казахстану в ходе председательства в этой организации. Что ж, каждый народ вносит вклад в общее дело противодействия угрозам и вызовам человечеству по-своему. Заметим, кстати, что в майские дни был наконец-то уничтожен мировой террорист номер один Усама бен Ладен, и это событие вызвало в США настоящие народные гулянья. В Казахстане тоже прошли массовые первомайские демонстрации – в праздник весны люди просто радовались достижениям нашей родины и тому, что они живут в мирном, свободном и равноправном государстве. Такой событийный ряд наталкивает на определенные размышления. Локальные победы и глобальные проблемы
Торжества по поводу физического уничтожения людей, являющихся олицетворением мирового терроризма для одних наций, вызывают прямо противоположную реакцию в других регионах планеты. И печальные события, происходящие в последнее время в различных регионах планеты, заставляют усиленно искать новые ответы на извечные вопросы. Почему происходят войны? Почему цивилизованное человечество не может до сих пор понять, что, если сегодня не достигнуть толерантности в диалоге между народами, конфессиями и культурами, то завтра уже может быть поздно? Может быть, и сегодня прав германский философ и социальный психолог Эрих Фромм, столетие назад сказавший: «Человеческий мозг живет в двадцатом веке, сердце большинства людей – все еще в каменном»… Вполне очевидно, что сегодня в арсенале миротворческих средств – политических, экономических, дипломатических – не хватает усилий по становлению духовного межцивилизационного диалога. Да, глобализация делает вездесущими все процессы, происходящие в странах, определяющих экономическое и социальное развитие. Она же несет всемирную угрозу международного терроризма и экстремизма. Но не приведет ли такая логика, а особенно усугубленная мировым экономическим кризисом, к глобальному неприятию одних наций, миров или частей света другими? Почему же глобализация не выводит на лидирующие высоты позитивный, созидательный человеческий разум? Наш президент Нурсултан Назарбаев считает: «…на фоне происходящих радикальных изменений в мироустройстве, трудностей адаптации миллиардов людей во всем мире к технологическим новациям, жестких требований глобального рынка произошел массовый возврат человечества к поиску ответов в религиозных истинах. По своему нравственно-этическому потенциалу они не могут быть сравнимы ни с чем».
Действительно, сегодня очень важно использовать тот огромный опыт созидания, который накоплен разными вероисповеданиями на протяжении их богатой истории. «У всех у нас одна дорога к Богу. И пришло время более активного диалога между религиями». Иногда, слушая выступления мировых духовных лидеров, ловишь себя на мысли: в их словах есть то, чего сегодня так не хватает лидерам политическим. Они понимают, что дальнейшее развитие просто немыслимо без духовной консолидации наций, но почему-то обращаются к духовным началам лишь тогда, когда происходят катастрофы. Сегодня мировой экстремизм стремится примерять на себя различные религиозные маски. И именно вера, истинная религия, а не спекулятивное и корыстное изъятие ее элементов, приобретает исключительную роль в определении судеб человечества. По сути, человечеству необходимо возродить веру, вернуть утраченную толерантность, заложенную всеми религиями Земли. В последнее время высказывается новая точка зрения на весь жизненный уклад и дальнейшую судьбу человечества. Наше представление об устойчивом развитии должно в новом тысячелетии поменяться, как менялось представление о пространстве – сначала двухмерное, потом трехмерное, четырехмерное. И в формуле развития помимо слагаемых «экономическая координация», «всеобщая безопасность», «политический диалог» огромное значение приобретает компонент «духовная интеграция». И свою лепту в осмысление этой роли внесла наша страна.
Казахстанская миссия
В эпоху глобализации многие процессы, идущие в отдельных странах, не могут быть не увязанными с мировыми тенденциями. Политика реформ, избранная Казахстаном, позволяет нам не просто учитывать это и подчиняться новым объективным законам мирового развития, но и предугадывать многие процессы и явления, быть впереди некоторых из них. Историческая миссия нашей земли – возродить в новом качестве значение Великого шелкового пути, быть связующим звеном между частями света, цивилизациями и культурами, между крупнейшими экономическими центрами планеты. Историческая миссия нашей земли – объединить человечество, вернуть его от соперничества и противостояния к сотрудничеству и диалогу. Вспомним, как все начиналось. Первый форум, на который собрались представители религий со всего мира, состоялся в Алматы еще в 1992 году. В дальнейшем наша земля стала настоящей диалоговой площадкой духовности, толерантности и миролюбия. 1995 год. В Казахстан прибывает с визитом патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По его оценке, наша страна – уникальный пример взаимного уважения и сотрудничества между представителями различных религий, которые видят в Казахстане свой общий дом. 2001 год. В нашу столицу прибывает Папа Римский Иоанн Павел II, кстати, в эти майские дни причисленный к лику блаженных. «Казахстан является наследником истории, которую сложные и зачастую прискорбные события обогатили различными традициями, сделав из нее сегодня своеобразный пример полиэтнического, многокультурного и многоконфессионального общества», – делает он вывод, посетив Казахстан. В 2003 году в Астане состоялся Форум мировых и традиционно-национальных религий. За «круглым столом» собрались 136 представителей мировых конфессий. Это было беспрецедентное в истории человечества событие. Казахстан предложил проводить Форум религий на постоянной основе, чтобы с помощью нового института упрочить основы межрелигиозного диалога, придать системность конструктивным контактам между религиозными деятелями и самими верующими. Наш президент полагает, что в будущем возможно создание новой международной организации, задачей которой будет снижение межрелигиозного напряжения в мире, пропаганда духовности, миролюбия и терпимости. Он предлагает разработать Хартию религиозной терпимости. На всех языках от делегатов съезда звучат священные призывы к человечеству. «Все общечеловеческое существование восходит к единому Богу», – от представителя ислама. «У нас единый праотец – Авраам» – из иудаизма. «Не убий ближнего своего», – сказал представитель буддизма. «Мир и согласие через гармонию с собой и природой» – из религии Дао. «Помоги другому, будь он даже приверженцем иной религии или даже неверующим», – сказали православные христиане. «Мир – дар Божий, как Божий дар и наша встреча», – отметил священнослужитель Ватикана. Состоялась всеобщая молитва за мир и согласие, идущая из центра Евразии. Практически все участники форума были едины в главном – никакие межконфессиональные различия, никакие межрелигиозные диспуты не должны быть использованы против человечества. Проведение такого мероприятия отмечалось участниками, очень важно и ценно в деле сохранения и укрепления мира и дружбы между цивилизациями. Действительно, на таких диалоговых площадках становится очевидно: главное в каждой религии сегодня – это духовно-нравственное начало, которое концентрирует в себе веками сложенные общечеловеческие ценности: миролюбие, дружественность, милосердие. Причем ценности эти – универсальны, они одинаковы как для христианина, так и для мусульманина, для буддиста. Но на практике международные преступники используют знамя конфессий, дабы придать своим бессмысленным и направленным против человечества действиям идеологическую базу, параллельно выстраивая негативный образ этой религии среди представителей других конфессий. Поэтому для нивелирования негативных процессов терроризма и экстремизма, когда преступники прикрываются религиозными предлогами, необходима консолидация усилий на межрелигиозном уровне – к такому выводу приходили выступающие. Но терроризм и экстремизм – это не единственные проблемы, которые существуют сегодня в мире. А религиозные лидеры – это не просто граждане своих государств. С помощью религии всегда можно подтолкнуть людей к созидательным, конструктивным инициативам, можно изменить мнение о другой религии, можно выстроить совместными усилиями целую модель дружественных взаимоотношений вариативных цивилизаций.
В ХХ веке было много войн, человечество стояло на пороге третьей мировой войны, которая могла бы стать самой ужасной за всю историю вооруженных конфликтов на земле. Этого удалось избежать, но что нам готовит XXI век? На этот вопрос пока никто не знает ответа. Проведение съезда – это своего рода нахождение совместных путей представителями всех религий, всех культур и цивилизаций для дальнейшего мирного сосуществования и формирования мирного информационного межрелигиозного контента во избежание межконфессионального взаимного неприятия. Именно этот момент особо отметил председатель съезда, заявив в итоге, что за общим столом прозвучало много мнений, но были они продиктованы одним голосом – голосом дружбы и терпимости. Были тщательно рассмотрены и обсуждены наиболее актуальные проблемы современного общества через призму межконфессиональных отношений. Все выступающие сходились в одном – проведение съезда просто необходимо сегодня для дальнейшего обеспечения межконфессионального диалога, выработки механизмов партнерства между религиями, а также для построения идеологии глобальной толерантности. По итогам форума лидеры мировых и традиционных религий приняли декларацию, в которой межконфессиональный диалог рассматривается как один из важнейших инструментов поддержания мира и согласия между народами и нациями: «…Мы готовы приложить все усилия, для того чтобы не допустить использования религиозных различий в качестве инструмента ненависти и раздора и уберечь человечество от глобального конфликта религий и культур…». Именно этой высокой цели и служит съезд в Астане – чтобы разрешить все надуманные религиозные противоречия, чтобы религия никогда не использовалась в качестве дестабилизирующего фактора международных отношений, чтобы совместными усилиями вновь обратить внимание общества на общечеловеческие ценности. В сентябре 2006 года второй съезд лидеров мировых и традиционных религий уже проходил в специально выстроенном в Астане Дворце мира и согласия – настолько большое значение этому форуму придает Казахстан. Были приняты Принципы межрелигиозного диалога – документ, где нашли отражение базовые составляющие, которыми руководствовались участники форума в ходе работы съезда. «Диалог будет основываться на честности, толерантности, смиренности и взаимоуважении. Он подразумевает эффективное восприятие и познание, результатом чего должно быть совершение благих дел», – отмечается в этом документе. Межрелигиозный диалог, подчеркивается в принципах, может служить примером для других видов диалога, в особенности социального и политического. Он содействует общему благу, признает важную роль хороших взаимоотношений между людьми, а также уважает особую роль государства в обществе. Диалог, позволяющий извлечь пользу из лучших отношений между людьми различных религий и культур, является фундаментальной потребностью для будущих поколений. По итогам съезда его участники приняли совместную декларацию, призывающую представителей всех религий и этнических групп к недопущению конфликтов на основе культурных и религиозных различий. В этом документе емко отражена глобальная потребность в замене «идеологии противостояния» на «культуру мира». Мирное сосуществование представителей разных этнокультурных пластов является одной из наиболее сложных проблем мирового сообщества сегодня. Практически все крупные международные конфликты, будь то войны либо террористические акты, идеологически базируются на взаимном неприятии разных цивилизаций. И не случайно, что первым эту проблему поднял на мировом уровне глава мирного государства в самом центре Евразии – в сердце крупнейшего континента планеты, терзаемой постоянными войнами и конфликтами. Вполне вероятно, что новые вызовы времени найдут свое отражение и в повестке обсуждаемых вопросов, и в выступлениях духовных лидеров человечества. Сегодня все чаще приходится с экранов телевизоров наблюдать, когда мировые политики, выступающие с различных трибун перед гражданами, их избравшими, спасение от мирового экономического кризиса видят в первую очередь в вере, затем надеются на компетенцию своего правительства и, в конце концов, призывают временно затянуть пояса. Но разве не странно, что в поисках путей спасения человечества от этой и других напастей еще не участвует в полную силу духовный фактор? Главный, делающий человека личностью, делающий население страны Нацией, делающий планету Цивилизацией.
Екатерина ЛЕВИНА, фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы
| |