Приближается дата начала работы саммита ОБСЕ в Астане. Мероприятие, которое можно сравнить со встречами лидеров АТЭК, «большой двадцатки» или «восьмерки».А это накладывает определенные обязательства на принимающую сторону. Как уже отметили власти казахстанской столицы, им удалось определить границы «красного квадрата», а также провести резервные линии коммуникаций. В работе приходилось учитывать все мелочи, даже возможность краж цветного лома населением. Правда, это не единственная опасность. Как показывает опыт других стран, проведение международных встреч на высшем уровне несет в себе не только возможности и перспективы для принимающих мегаполисов, но и риски и угрозы. Все они связаны с деятельностью самих организаций. У одних из них сформировался круг шумных недоброжелателей в лице антиглобалистов, у других появились более агрессивные оппоненты. ОБСЕ, к счастью, входит в группу с пониженными рисками.
Проведение крупного международного саммита – это не только престижно, но и очень хлопотно. Принимающей стороне следует не только организовать должный сервис гостям, но, что не менее важно, обеспечить их безопасность. Как показывает мировой опыт, далеко не все страны эффективно справляются с возложенными обязательствами. Одна из причин такого положения кроется в рисках и угрозах, которые сопутствуют проведению международных мероприятий.
За кулисами саммита
По словам заместителя акима Астаны Василия Крылова, на протяжении последних недель в казахстанской столице шла работа по нескольким направлениям. Прежде всего, это обеспечение качественных коммунальных услуг. «Нужно, чтобы четко и без проблем работали все системы жизнеобеспечения – отопление, энергоснабжение, газоснабжение и т.д.», – сообщил Крылов. В рамках подготовки к зимнему периоду в столице обновили теплоэнергетическую инфраструктуру, а специально для саммита создали резервные системы. Даже если произойдет сбой в системе электроснабжения, за доли секунды включится автономное питание, «участники саммита этого даже не заметят». «Во-вторых, огромный блок работ проводится по обеспечению безопасности от внешних угроз стратегически важных объектов, обеспечивающих жизнедеятельность города», – сказал заместитель акима Астаны. На электростанциях города выросло количество постов, появились камеры видеонаблюдения и дополнительно были «отработаны меры противопожарной безопасности». Другим шагом по укреплению безопасности Астаны станет заполнение на 70 процентов до 25 ноября всех газораспределительных установок. Это сделано, с тем чтобы избежать курирования в дни саммита по городу машин со сжиженным газом. «В-третьих, на наших плечах лежит вопрос санитарной очистки города, поддержания в идеальном состоянии дорог, улиц, уборка дворов, площадей», – сказал Крылов. Опять же здесь старались учитывать каждую мелочь, в том числе и состояние погоды на начало декабря. Для чего пришлось проанализировать метеорологические сводки за последние 10 лет по Астане. Как сообщил заместитель акима города, «чаще всего 1–2 декабря идет снег, температура – от -2 до -28 градусов». Другой деталью стала профилактическая работа со сборщиками цветного лома. «Мелочь, казалось бы, кражи люков и кабелей, но это может стать серьезной проблемой», – пояснил Василий Крылов. Свой вклад в проведение саммита ОБСЕ на должном уровне внесли столичные медики. По словам гендиректора АО «Республиканский научный центр неотложной медицинской помощи» Нурлана Касимова, 1–2 декабря по городу будет дежурить до 80 бригад скорой помощи. Причем 33 из них привлекут для обслуживания участников саммита. Мало ли что может случиться. Тем более что уже имели место форс-мажорные обстоятельства на подобных мероприятиях в Астане. О готовности к проведению саммита ОБСЕ отрапортовали сотрудники «воздушной гавани» столицы. «Аэропорт Астаны вместе со всеми задействованными службами готов обеспечить бесперебойное обслуживание воздушных судов во время саммита ОБСЕ», – сообщил первый вице-президент Международного аэропорта города Астаны Есбол Керей. В дни работы саммита аэропорт на основной перрон примет 70 самолетов, еще 22 борта встанут у дополнительного перрона, который в данный момент достраивается. Кроме Астаны «крылатые машины» с делегатами готов принять запасной аэропорт.«В Караганде все организовано. Введен дополнительный железнодорожный транспорт, электрички, автобусы. Аэропорт Караганды, по сообщению его директора, готов к приему пассажиров», – отметил исполнительный директор по оперативному управлению Международного аэропорта города Астаны Александр Бекмурзин.
Красный квадрат
Но главной интригой любого международного саммита остается обеспечение безопасности его участникам. В связи с этим в декабре впервые в истории Казахстана появится «Красный квадрат». Прежде о нем можно было услышать по таким крупным мероприятиям, как G-8 или G-20. Это настоящая «цитадель ХХI века» внутри города, где действует особый пропускной режим, ограничено движение транспорта, а каждый квадратный метр находится под наблюдением видеокамер. Известно, что организаторы крупных саммитов стремятся соблюсти баланс между безопасностью и сложившимся ритмом жизни города, с тем чтобы одно не мешало другому. Решать схожую проблему пришлось и властям Астаны. «Проезд в данный (Красный. – Ред.) квадрат общественному транспорту будет разрешен. Заезд и выезд для жителей этого квадрата будет осуществляться строго по пропускам. Данные пропуска будут вручены уже установленным владельцам автомашин, проживающим в данном районе, с 1 по 10 ноября», – отметил аким города Имангали Тасмагамбетов. Что же до остальной части города, то там сохранится сложившийся распорядок дня. Единственным отличием станет усилившееся патрулирование улиц. Подобные меры необходимы для того, чтобы обеспечить безопасность высокопоставленным гостям, а также исключить возможность терактов, от которых в равной степени могут пострадать все. Хотя «Красный квадрат» меняет размеренную жизнь жителей Астаны, им все-таки повезло. К примеру, горожане Хантсвилла (Канада), принимавшие в текущем году у себя саммит G-8, испытали все «прелести» крупного международного форума. «В самую жесткую зону безопасности вокруг курорта Deerhurst, где разместятся лидеры «восьмерки», попадают несколько домов – их владельцы во время саммита в них действительно не попадут. Во второй зоне безопасности – около сотни домов. Их владельцы смогут проходить туда по специальным пропускам», – рассказывал накануне саммита лидеров индустриально развитых стран мэр Хантсвилла Клод Дафи. Вдобавок ко всему населению канадского городка пришлось столкнуться с крайне агрессивными борцами с глобализацией, которые производят на своих акциях слишком много шума и оставляют после себя груду мусора. Однако, по словам градоначальника Хантсвилла, все окупалось. «Мы с самого начала знали, что будут перекрыты трассы, знали и о других ограничениях. Но получить под саммит 28 млн долларов на развитие – такое для маленького городка, как Хантсвилл, где постоянно проживает 19 тыс. жителей, бывает раз в жизни», – признался Дафи. Впрочем, Астана тоже получила свои дивиденды от предстоящего саммита ОБСЕ. Прежде всего, город окажется в центре мировых СМИ и тем самым улучшит «рейтинг узнаваемости», с другой стороны, мегаполис обновит инфраструктуру, систему связи и коммуникаций. Ранее Министерство связи и информации получило задание обеспечить крупное мероприятие средствами мобильной связи нового поколения – 3G и 4G. Отметим, что формат 3G включает в себя высокоскоростной мобильный Интернет, а «четвертое поколение» – это передача данных со скоростью свыше 100 Мбит/с и очень качественный звук. Уже благодаря этому казахстанская столица оказывается чуть ли не впереди всей планеты.
Группа риска
Международные саммиты можно условно поделить по степени угроз, что в свою очередь определяет меры безопасности и смету расходов на них. Повышенными рисками на сегодняшний момент отличается G-8. Редкое мероприятие с участием восьми глав индустриально развитых стран обходилось без активного участия антиглобалистов. А значит, крупные мегаполисы вынуждены переходить в осадное положение и поступать так, как власти Генуи, на время саммита останавливать деловую жизнь и обивать толстой фанерой стеклянные витрины крупных торговых центров. В итоге организаторы G-8 стали прибегать к новой тактике. Все чаще саммит с участием группы восьми проходит в маленьких или средних мегаполисах, где проживает не более 500 тыс. человек. В таких местах проще обеспечить безопасность и компенсировать «ударную волну» антиглобалистов, а значит, сократить расходы и снизить сопутствующие издержки от акций протестов. Глобальный кризис подточил гегемонию индустриально развитых стран. Сегодня «центр тяжести» в мировой экономике постепенно смещается в сторону динамично развивающихся государств. В итоге «под раздачу» стала попадать «большая двадцатка». Прежде G-20 проходила в спокойной атмосфере, но начиная с 2008 года организация стала объектом нападок антиглобалистов, что влечет дополнительные обязательства по обеспечению безопасности. «По моим оценкам, на основании того, что я знаю, обеспечение безопасности во время двухдневного саммита обойдется в 1,2 миллиарда долларов», – сказал Джордж Спецца, менеджер отдела девелопмента департамента экономического развития, культуры и туризма мэрии Торонто, столицы саммита G-20 2010 года. Причины недовольства связаны с тем, что G-8 и G-20 рассматриваются через призму несправедливого распределения мирового богатства, роста бедности и нищеты на планете. Но если такие обвинения более-менее оправдывают нападки в адрес «большой восьмерки», то непонятно, почему в опалу попал представительный клуб «двадцатки», где наряду с развитыми странами восседают развивающиеся страны. Прежде всего, G-20 возник в конце 90-х годов как подкомитет в рамках G-8 и в каком-то смысле стал рассматриваться в качестве преемника узкого клуба развитых стран. В итоге «двадцатка» столкнулась с имиджевыми рисками. Организаторы не придали в свое время этому обстоятельству должного значения и сегодня пожинают плоды. С другой стороны, обе организации стали заложниками завышенных обещаний. В рамках G-8 неоднократно говорилось о необходимости принять меры для снижения бедности в других странах. Только в 2000-х годах прошло несколько мероприятий под знаком Африки, однако жить от этого на Черном континенте легче не стало. В связи с чем демонстранты требуют выполнения взятых ранее обязательств. Впрочем, антиглобалисты и борцы за социальное равенство не единственные угрозы, с которыми сталкиваются крупные международные саммиты. Более серьезную опасность несут террористы. «Красные квадраты» и «Зеленые зоны» безопасности не позволяют близко подобраться к высокопоставленным политикам, но иногда этого и не требуется. В 2005 году британскому премьеру Тони Блэру пришлось спешно покинуть саммит «G-8» в шотландском городке Глениглсе, чтобы выехать в Лондон, где отгремела серия взрывов. В прошлом году осаду пришлось держать участникам юбилейного саммита НАТО во французском Страсбурге, немецком Келе и Баден-Бадене. Виновниками беспокойства стали противники военного блока и строительства в Европе системы противоракетной обороны (ПРО) США. В результате в Страсбурге было сожжено несколько зданий, а в столкновениях с полицией ранения получили около 50 человек. Но больше всего организаторы саммита опасались не гражданских активистов, а терактов. НАТО вовлечено в военную кампанию в Афганистане. В связи с чем встреча в верхах могла стать мишенью для экстремистов. Тем более что в 2009 году в организации сменился генсек, на смену Яапу де Хоопу Схефферу готовился прийти датский премьер-министр Андерс фон Расмуссен. Преемник поддержал позицию издания Jyllands-Posten в «карикатурном скандале», который взорвал исламский мир. Мирный саммит Как показывают саммиты, всем угодить невозможно, у них всегда найдутся свои противники. Одни требуют большей справедливости, другие выступают за экологию в достаточно агрессивной форме, третьи добиваются прекращения войн. И далеко не все готовы мирным способом выражать свое недовольство. На этом фоне риски и угрозы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе минимальны. Как показывает история организации, крупные мероприятия проходили в толерантной атмосфере и взаимопонимании. Хоть ОБСЕ занимается укреплением безопасности, тем не менее это не военный блок. Здесь вопросы мира и стабильности решаются не силой, а посредством укрепления мер доверия между странами, а также путем их координации в разных чувствительных сферах. Например, нелегальный оборот наркотиков, миграция или даже торговля людьми. И в данном случае организация не ущемляет чьих-либо интересов. Правда, у такой «медали» есть оборотная сторона. Вопросы безопасности в сознании простых людей нередко носят абстрактный характер. И не все понимают, что от решения подобных проблем зависит как устойчивое развитие отдельных государств, так и благополучие их граждан. Кроме того, ОБСЕ в отличие от НАТО или G-8 своей деятельностью не вносила раскол как между странами, так и в глобальные процессы. В этом смысле в организации сохранились традиции, которые были заложены в период «холодной войны», когда миру приходилось балансировать между «ядерным холокостом» и политикой разрядки. А такая стратегия не вызывает раздражения даже у потенциальных оппонентов. Пока основные угрозы могут быть связаны с разгулом терроризма, поскольку большинство участников авторитетной организации являются членами НАТО, военного блока, который в данный момент участвует в войне против движения «Талибан» в Афганистане. И данный аспект также приходится принимать во внимание принимающей стороне. Тем более что в 2010 году заметно активизировались подпольные экстремистские организации в Центральной Азии. По иронии судьбы безопасность саммита зависит от его решений. Афганистан, борьба с терроризмом, нелегальным оборотом оружия, оказание гуманитарной помощи – это те темы, которые традиционно должны обсуждаются на встречах ОБСЕ. Однако они не всегда находят свое отражение в повестке дня. Саммит нередко превращался в арену геополитического соперничества держав. По крайней мере, такая атмосфера царила на встрече лидеров стран ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году, когда Россия и США обсуждали условия «мирного сосуществования» на Кавказе, от которого зависела реализация другого ключевого документа – ДОВСЕ. Таким образом, соперничество двух стран снижало КПД региональной безопасности. Казахстан, будучи председателем ОБСЕ, выбрал немного приземленные темы для дискуссии. Среди них нормализация ситуации в Кыргызстане и Афганистане, создание «коридора безопасности» на просторах Евразии и более тесная интеграция стран Запада и Востока в сфере управления рисками и угрозами. Подобная тематика больше отвечает интересам тех народов, которые проживают от Ванкувера до Владивостока, нежели политикам, увлеченным установлением нового геополитического баланса в мире.
Диас КУСАИНОВ, Алматы | |