| Редакции ждут реакции | В столицу впервые съехались руководители как республиканских, так и региональных газет, теле- и радиокомпаний из всех областей Казахстана.Клуб главных редакторов, организатор форума, предложил обсудить не только заслуги средств массовой информации страны за 20 лет независимости, но поговорить и о проблемах, мешающих дальнейшему развитию информационного пространства Казахстана. Интересно, что в этот же день глава государства поднял тему информационной безопасности на заседании Совбеза. Осознавая очевидную перспективу перехода не только газет, журналов, но и телевизионных и радиоканалов в Интернет, выступившие на форуме редакторы тем не менее говорили о том, что традиционные СМИ пока рано списывать со счетов и они смогут сослужить хорошую службу населению страны. В принятом заявлении форума редакторы призывают власть принять меры, способствующие дальнейшему развитию информационного пространства Казахстана. В соответствии с принятым на форуме решением приводим его текст полностью. «Делегаты первого форума главных редакторов, придерживаясь базовых основ Конституции РК и международных стандартов свободы слова, призывают правительство и парламент Республики Казахстан: 1. Принять новый закон о государственной поддержке СМИ, предусматривающий: а) полную отмену НДС для отечественных печатных и электронных СМИ; б) государственные субсидии всем СМИ в зависимости от тиража и реального охвата зрительской (читательской) аудитории; в) единовременные госсубсидии новым печатным изданиям и социально значимым медийным проектам; г) дотацию АО «Казпочта» затрат по подписке и доставке читателям всей отечественной периодики, особенно на селе. Ограничить стоимость услуг АО «Казпочта» двадцатью процентами от общих затрат на издание периодической печатной продукции; д) программу бесплатной подписки одного печатного отечественного издания (по выбору) для всех казахстанцев, достигших 18-летнего возраста, а также для малообеспеченных семей; е) меры социальной поддержки работников СМИ: ввести журналистов в перечень льготных специалистов (подъемные, предоставление жилья, льготы на ипотеку), включить в перечень образовательного госзаказа (грантов) обучение и переобучение журналистов из районных газет, определить для журналистов профессиональную категорию при оформлении пенсий, определить порядок оплаты больничных листов из Фонда социального страхования. Стоит отметить, что модели разветвленной господдержки, эффективные формы и методы успешно применяются во Франции, Швеции, Финляндии, Норвегии, Голландии, Канаде и ряде других развитых стран мира. 2. В соответствии с принятыми Казахстаном в 2010 году рекомендациями Совета ООН по правам человека декриминализировать клевету и оскорбление в соответствии с предложенными ранее медийным сообществом республики поправками в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. 3. В соответствии с Национальным планом действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009 – 2012 годы законодательно установить срок исковой давности по делам о защите чести и достоинства в один год. 4. Внести поправки в действующий закон о СМИ, повышающие прозрачность механизма государственной регистрации и перерегистрации СМИ. Установить на законодательном уровне четкий уведомительно-разрешительный принцип и сроки прохождения процедур регистрации и перерегистрации, исключив неоправданные ограничения для прохождения этих процедур в уполномоченном госоргане. 5. Для нормализации условий конкурентности на рекламном рынке и с целью поддержки отечественных телерадиокомпаний (правообладателей) изучить совместно с уполномоченными госорганами проблемы, связанные с трансляцией по сетям кабельного телевидения казахстанских рекламных блоков при ретрансляции популярных российских и зарубежных телеканалов. Трансляция казахстанской рекламы в эфире ретранслируемых кабельных каналов искусственно ограничивает сегмент отечественной телерекламы, перераспределяя ее в пользу операторов кабельного ТВ. Тем самым снижаются рекламные доходы казахстанских телерадиокомпаний. 6. Навести порядок в сфере защиты авторских прав авторов, производителей и правообладателей казахстанских фильмов, печатных и фотоматериалов, фонограмм и видеопрограмм. Обеспечить соблюдение иностранными СМИ казахстанского авторского законодательства в сетях кабельного телевидения. 7. Ускорить обсуждение и прохождение в парламенте законопроектов о свободном доступе к информации. Информация, имеющая общественное значение, не должна быть засекречена. Законодательные ограничения на получение и распространение информации личного и коммерческого характера должны быть уменьшены. Последовательно инициировать вопрос об ответственности чиновников, вводящих незаконные ограничения (аккредитация, ведомственные инструкции и правила) на доступ к информации, а также своевольно трактующих установленную законом субъектность норм о государственных секретах. 8. Реформировать существующую практику проведения тендеров на освещение деятельности госорганов и проведение государственной информационной политики в СМИ с установлением более четкой тематики лотов, критериев эффективности и мастерства публикаций, повышением доступа всех СМИ к участию в тендерах. Дать в законодательстве юридическое определение «Официальное средство массовой информации» и определить схему затрат на него. 9. Инициировать на уровне правительства создание в стране на основе частно-государственного партнерства новой компании по пересылке и распространению печатных изданий с сетью розничных пунктов в качестве альтернативы естественному монополисту – АО «Казпочта». 10. В соответствии с законом СМИ может быть закрыто только по решению собственника или суда. В этой связи необходимо ограничить суммы взыскания морального вреда в судебных спорах о защите личных неимущественных прав 100 МРП с целью исключения возможности разорения и закрытия СМИ в результате взыскания, превышающего его финансовые возможности. 11. Ограничения, налагаемые на свободу слова и СМИ в части защиты права физического лица на публикацию его изображения, должны быть четко лимитированы в отечественном законодательстве. Необходимо внести разумные коррективы в нормы Гражданского кодекса, чтобы право на тайну личной жизни и публикацию фотоизображений не принималось во внимание при наличии более существенного общественного интереса. 12. В новой редакции Кодекса об административных правонарушениях, разрабатываемого сейчас в правительстве, административные наказания за процедурные нарушения законодательства должны быть приведены в соответствие с тяжестью нарушения. Арест выпусков продукции СМИ и оборудования либо приостановление деятельности СМИ в качестве наказания за процедурные нарушения являются недопустимыми. Они противоречат международным стандартам и должны быть исключены из законодательства. 13. Рекомендовать создать при Генеральной прокуратуре РК общественный совет по СМИ с целью защиты прав журналиста, разрешения возникающих конфликтов и исполнения законодательства о СМИ. 14. Внести в законодательные акты, касающиеся средств массовой информации, нормы, упорядочивающие деятельность юридических и физических лиц по распространению печатных периодических изданий с целью исключения финансовых нарушений со стороны распространителей и монополизации ими оптово-розничного рынка. 15. По предложению делегатов учредить рабочий орган – исполком форума – для практической реализации пунктов данного заявления в структурах исполнительной власти. Создать также временную рабочую группу форума для урегулирования вопросов с крупными корпоративными рекламодателями. 16. Исключить из законодательства о госзакупках нормы, при которых тендеры на информационные услуги в одной области может выигрывать печатное СМИ из другой области. 17. На уровне центральных госорганов отработать процедуру преобразования печатных изданий, работающих в форме ГККП, в ТОО с 51-процентной долей государства». | |
|