Сначала энергия, а затем и авторитет Нурсултана Назарбаева оказались напрямую связаны прежде всего с узнаванием, а затем безусловным признанием и стремительным ростом международного авторитета молодого государства.Как известно, Казахстан занимает не только сложное, но и чрезвычайно важное географическое и политическое положение на карте мира, что неизбежно привело к формированию политики многовекторности и соблюдения гибкого баланса сил в отечественной внешней политике. Кстати, видимо, именно в этом аспекте надо рассматривать и перенос столицы в Астану, географический центр Евразии, которой и суждено было стать своеобразным локомотивом возрождения всех отраслей экономики и символом молодого государства, уверенно вступающего в новое тысячелетие.
Еще вначале это была идея евразийства, которая на фоне начавшегося на рубеже даже не столетий, а тысячелетий процесса ослабления и по существу хаотизации международных отношений, роста конфликтности, на фоне роста все новых и новых рисков и вызовов (тем более для совсем молодого государства) обрела значение важнейшего предвидения, позволившего устоять перед лицом глобальных потрясений.
Практическими механизмами евразийской идеи стали «три кита» – ЕврАзЭС, СВМДА и ШОС, и роль Н. Назарбаева в их формировании и развитии невозможно переоценить.
Думается, закономерным результатом этих усилий и стало председательство нашей страны в ОБСЕ, предстоящий саммит которой подведет итог не только работы Казахстана в этой организации, но и станет убедительным результатом многолетнего и целенаправленного политического курса президента Казахстана, обращенного к эффективной реализации программы «Путь в Европу», ставшей, наряду с вышеприведенными инициативами Н. Назарбаева, надежным фундаментом сегодняшнего успеха.
Для Казахстана сегодня исключительно важными являются сами европейские стандарты, которые распространяются на все сферы общественно-политической жизни, включая и стандарты качества жизни. Эту идею широко использует в своих стратегических планах Н. Назарбаев, и она также была сформулирована и стала в свое время составной частью программы «Путь в Европу», ориентированной на обеспечение широкой общественной поддержки.
И, конечно, теперь уже общепризнанна решающая роль самого казахского лидера, который будто был рожден для этой выдающейся миссии строителя государства и лидера нации.
Х Х Х
Каковы были предпосылки – исторические, политические, природные – для столь яркой и эффективной роли в национальной и мировой истории?
Известный английский историк и путешественник Джон Мэн, размышляя о секретах лидерства, приводит систему «лидерских компетенций» Гоуэлмана, которая, разумеется, не может быть полностью перенесена на современную историко-политическую почву, но, тем не менее, создает широкие возможности для анализа.
Гоуэлман выделяет 18 компетенций, которые делит на две группы: личные и социальные компетенции, среди которых эмоциональное самосознание, точная самооценка, инициатива, способность убеждения, привнесение перемен, управление конфликтами и др.
Конечно, у лидерства или политической успешности нет и не может быть точной формулы. Есть множество путей к совершенству, и у великих лидеров есть комплекс своих неповторимых личных качеств. Тем не менее даже беглый взгляд на компетенции Гоуэлмана позволяет утверждать, что и с психологической (т.е. природой и Богом данной) точки зрения президент Казахстана является носителем большинства качеств, выделяемых ученым.
Не претендуя на полноту и всеохватность личности нашего президента, хотелось бы, тем не менее, обратиться к некоторым поступкам, наиболее ярко характеризующим его.
К примеру, организационная осведомленность, т.е. политическая прозорливость – одна из важнейших способностей, которую президент демонстрирует с завидным постоянством и которая была важнейшей особенно в первые дни, когда один неверный шаг не только в «степной политике», но и прежде всего в «большом мире» мог стать катастрофическим. Достаточно вспомнить постперестроечный хаос и первые шаги на неизведанном пути строительства государства практически с нуля или последний мировой кризис, чтобы убедиться, что Н. Назарбаеву всегда, по существу при любых обстоятельствах, удается быть на шаг впереди проблемы.
Но уже самое начало большой политической судьбы Н. Назарбаева было далеко не безоблачным. Он пришел к руководству Казахстаном после трагических событий декабря 1986 года, когда республика была не просто возмущена, но взбудоражена и глубоко оскорблена отношением к ней союзных властей. Ведь Политбюро ЦК КПСС, декларирующее на словах принципы социально-экономической перестройки и политических перемен, совершенно не почувствовало сокровенных желаний людей, приняв не просто политически ошибочное, но и оскорбительное постановление «О казахском национализме».
И уже именно в те тяжелые грозовые годы, когда страна готова была захлебнуться в крови, в полной мере проявилась легендарная прозорливость еще молодого политика Н. Назарбаева, первым позволившего себе выступить на IV съезде народных депутатов СССР с резкой критикой политики государства в отношении союзных республик: «Не могу согласиться с такой политикой, когда страна захлебнулась сладкой патокой красивых слов о демократизации и уже пошла побираться по богатым столам Европы в поисках хлеба насущного. Униженный и оскорбленный народ вправе спросить, где же плоды обещанной модернизации нашего машиностроения и столь разрекламированной конверсии? Где 77 миллионов рублей, выделенных на развитие переработки сельскохозяйственной продукции? Эти практические шаги, с которых мы начинали перестройку, были абсолютно верными, однако благие пожелания, как в песок, ушли в политический треп».
Он, может быть, первым уловил дыхание больших перемен. По существу, это было предчувствие суверенитета и осуществления вековой мечты казахов о государственной независимости. Время показало, что национальный лидер не обманул ожиданий своего народа, отдав всего себя исполнению этих вековечных чаяний.
Вдохновение и способность убеждать – беспримерные. Известно, что никогда и никто не бывает вполне доволен властью, но то, что президенту доверяет подавляющее большинство населения Казахстана, что ему дано увлечь за собой всю страну, – совершенно очевидно.
К примеру, программа «Культурное наследие» была вначале основана исключительно на глубокой убежденности Н. Назарбаева в том, что казахстанцы являются прямыми наследниками великой степной цивилизации и наша святая задача – вернуть былое величие, войдя в число 50-ти ведущих держав мира.
На этом фоне представляется закономерным, что результаты голосования на выборах президента или рейтинги его инициатив практически всегда близки к максимальным.
Вообще, готовность к действиям и использованию возможностей, инициатива и привнесение перемен как способность объективного признания и приятия перемен и защита нового порядка – просто визитная карточка президента Казахстана, бескровно совершившего, когда того потребовали обстоятельства, тектонический с точки зрения истории переворот в обществе. Кроме того, вышеприведенные политические инициативы Н. Назарбаева не только способствовали выравниванию сложнейших перекосов в расстановке международных сил и достижению необходимого паритета, но и во многом изменили политическую карту мира. Дальновидный стратег и обладающий мгновенной реакцией тактик, он всегда стопроцентно использует возможности, которые ему предоставляет судьба.
Когда история не оставила альтернативных вариантов социально-политического развития, он без колебаний использовал возможность движения по так называемому капиталистическому пути. Причем в основе преобразований оказались и реформы в образовании как реальный шаг в будущее. При этом был учтен наиболее успешный опыт зарубежных стран. В частности, тот общеизвестный факт, что все лучшие университеты мира – частные. В короткий срок осуществив преобразования, Казахстан, к примеру, на годы вперед ушел от России, только начинающей этот путь.
Уже в 1991 году, когда экономика страны лежала в руинах, по инициативе главы государства была разработана и принята также обращенная в будущее программа «Болашак», призванная готовить будущую элиту страны и уже сейчас дающая реальные результаты.
Вообще, вся политическая деятельность Н. Назарбаева: новое государство, Конституция и все атрибуты государственности – прямое подтверждение этой компетенции, без которой не бывает большого политика.
В той же мере ему свойственна приспособляемость, гибкость и адаптация к меняющимся условиям. Эффективное управление своей страной, населенной представителями полутора сотен национальностей и народностей, – прямое тому подтверждение. Ведь после обретения суверенитета, когда казахов как представителей титульной нации было меньшинство, он, тем не менее, не пошел по пути ущемления прав других наций. Но также ни на минуту не забывал о казахах, трагически рассеянных историей по всему миру, выступив собирателем казахов-эмигрантов на родной земле.
А сколько еще было реальных угроз, способных расколоть государство?! Но гибкость лидера, создавшего Ассамблею народа Казахстана как гарант равноправия всех разноплеменных казахстанцев, уникальную организацию, всегда готовую поддержать инициативы своего президента, которому в силу особенностей его характера принципиально важна прозрачность, демонстрация честности и открытости. Тому можно привести массу примеров (коррупционные скандалы на самом высоком уровне, в том числе связанные с фигурантами, входящими в «ближний круг», золотовалютные запасы страны, экономическая состоятельность государства и т.п.).
Возвращаясь к уникальной способности гибкой адаптации к новым общественно-политическим условиям, необходимо вспомнить еще об одной инициативе президента. После того, как мир и согласие в Казахстане стали нормой, он пригласил лидеров ведущих мировых конфессий.
Несмотря на все стихии, не раз и не два сотрясавшие общество, Н. Назарбаеву удается сохранять разрушительные эмоции под контролем, видимо, потому, что эмоциональный самоконтроль, основанный на развитом чувстве долга и ответственности за все и всех, приучил к рационализму. Что, как не железная воля, могло позволить выстоять в те же черные дни развала СССР, сопровождавшиеся откровенным предательством политиков, с которыми во имя будущего своего народа и сохранения стабильности все равно предстояло выстраивать отношения уже на новом уровне и в совершенно новой, практически неизвестной политической реальности. Какой же уверенностью в себе, своих силах и своем предназначении нужно обладать, насколько точной должна быть самооценка, чтобы не дрогнуть в эти поистине судьбоносные дни, когда на тебя смотрят, надеются и взывают к тебе растерянные люди, потерявшие все ориентиры и опоры в жизни. Более того, ему удалось сохранить все наработанные связи и отвести все угрозы и внутренние проблемы. Сейчас мы уже и не вспоминаем конфликтную ситуацию, связанную с казачеством Восточного и Северного Казахстана, способную расколоть страну. Н. Назарбаев не только сдержал эмоции, но и сделал Россию главным стратегическим партнером Казахстана.
И в эти дни, и в других критических ситуациях президент еще не раз будет демонстрировать это яркое и чрезвычайно редкое качество, основанное, думается, на твердой уверенности в своей правоте, – способность управлять конфликтами и контролировать различные точки зрения.
Он сумел выстроить такие отношения со всеми слоями общества, в том числе с оппозицией, что исключило возможность прямого противостояния и, самое главное, создало такую идеологическую атмосферу, когда все политические силы так или иначе служат государству.
Это умение ладить со всеми сторонами и находить почву для компромисса снискало уважение и авторитет Н. Назарбаеву во всем мире. Он, добившийся мира и согласия в семье Казахстана, всегда готов прийти на помощь друзьям, попавшим в беду. Достаточно вспомнить недавние трагические события, сотрясавшие наших соседей-киргизов и способные вылиться за пределы республики, и роль Н. Назарбаева в их преодолении.
Все перечислить, наверное, невозможно, да и нет такой необходимости. Хотелось бы завершить этот яркий перечень еще одним качеством Н. Назарбаева – его человеческая отзывчивость и способность развития других, демонстрация неподдельного интереса ко всему сущему в этом мире и особенный интерес к развитию и успеху других людей.
Слабые лидеры, как правило, видят в талантах других угрозу своему положению. Наш президент, напротив, привлек к активной деятельности и воспитал огромное количество людей и своим примером, и своим участием в их судьбах, никогда не боясь доверять молодым, пусть не имеющим практического опыта, но инициативным людям.
В этом величие лидера и залог будущего его страны.
Кайрат ЗАКИРЬЯНОВ, заслуженный деятель Республики Казахстан, член Петровской академии наук и искусств, профессор;Петр ПОМИНОВ, профессор филологии, член Союза журналистов РК
|