Саммит Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе стал уникальной площадкой для диалога конфликтующих сторон.Это ценное приобретение для политики не только на евро-атлантическом и евразийском пространстве, но и в мировом масштабе. Сегодня главная задача – отслеживать позиции сторон, участвующих в конфликтных зонах пространства ОБСЕ, чтобы на уровне организации в реальном времени корректировать их посредством инструментария дипломатии и модерации. Особенно важно то, что у каждой из сторон есть «сочувствующие», которых тоже нужно привлекать к этим процессам. Также серьезным достижением стало то, что государства еще раз подтвердили свою полную приверженность всем принятым в рамках ОБСЕ нормам, принципам и обязательствам, начиная с Хельсинкского заключительного акта. «Сегодня был начат процесс демонтажа другой стены, разделяющей Европу и Азию – один материк – на две части», – прокомментировал событие президент Нурсултан Назарбаев.
Несмотря на значительные разногласия среди участников Астанинского саммита Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, казахстанское председательство добилось того, что итоговая декларация была принята сторонами. Однако встреча в верхах, с таким трудом организованная Казахстаном, показала, насколько еще далеки страны от того, чтобы достичь согласия. В Астане стали явно видны процессы, демонстрирующие создание новых полюсов сил в мировой политике. Действительно, выявив сегодня проблемные зоны и созданные вокруг них коалиции и конфронтации, обновленная ОБСЕ может попытаться приблизить мир к идеалу без вооруженных конфликтов, используя только дипломатию и игру с балансами сил. Миру повезло, что, стремясь обновить организацию, в которой нам оказана высокая честь быть председателем, мы выявили довольно четко точки отторжения различных участников ОБСЕ. Это дает шанс легче их локализовать, а возможно, и окончательно сгладить. Дело в том, что основные положения казахстанского председательства, предложенные на саммите, однозначно актуальны и поддерживаются так или иначе всеми странами. Однако частные моменты, касающиеся интересов участников организации, в большей мере даже не интересы, а амбиции, могут поставить под удар хрупкую конструкцию взаимопонимания.
Дипломатические задачки
Возможно, это идеализация ситуации, но саммит представляется в виде мозгового штурма, в ходе которого экспертами высокого уровня создано уравнение с несколькими неизвестными, которые нужно теперь вычислить. Эти неизвестные – конфликтные зоны в пространстве ответственности ОБСЕ. Так, камнем преткновения стали амбиции России, которая стремится вернуть статус мировой державы. Поэтому российский президент Дмитрий Медведев защищал позицию своей страны в вопросе о режиме контроля над вооружениями. Напомним, что со времени последнего саммита ОБСЕ в Стамбуле (1999 год) по сей день проходит ратификация адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Россия при этом считает себя обязанной продавливать этот вопрос, поскольку ратифицировала его одной из первых. Таким образом, одна страна соблюдала взятые на себя ограничения в военной области, другие – нет. В итоге в 2007 году Россия в одностороннем порядке вышла из этого договора. В первый день саммита глава МИД РФ Сергей Лавров упомянул еще об одной конфликтной зоне, которую Россия считает принципиальной: «Мы готовы в итоговых документах саммита активно и в деталях поддержать работу Женевских дискуссий. Но мы не можем согласиться с тем, что эти дискуссии посвящены «конфликтам в Грузии», как это предлагают сделать некоторые наши западные коллеги». По словам Лаврова, факт полноправного участия Абхазии и Южной Осетии в переговорном процессе подтверждает их статус независимых государств. Со своей стороны представитель Евросоюза заявил, что «в том, что касается Грузии, Европейский союз подтверждает свою твердую и постоянную приверженность ее суверенитету и территориальной целостности в рамках ее международно признанных границ». Также последовала реакция других участников: в ответ на обвинения со стороны президента России в адрес официального Тбилиси в том, что была применена сила в 2008 году, госсекретарь США Хилари Клинтон обвинила РФ в том, что она не соглашается на работу миссии ОБСЕ в Грузии. Грузинскую сторону приняли и представители некоторых европейских стран. В результате член грузинской делегации – руководитель департамента международных организаций МИД Серги Капанадзе полагает, что «основной документ на саммите ОБСЕ не был принят из-за того, что Россия не оказалась готова предпринять конструктивные шаги в урегулировании конфликтов». «Это был всеобъемлющий документ, который касался действий ОБСЕ по разным направлениям, в том числе в процессе урегулирования конфликтов. Здесь были серьезные разногласия между Грузией и Россией, и в этом противостоянии Запад поддержал нашу позицию, что вынудило Россию сорвать принятие документа», – заявил Серги Капанадзе. Похожую ситуацию мы видим и в остальных случаях. Так, в иностранной прессе сообщалось, что президент Армении Серж Саркисян и глава Азербайджана Ильхам Алиев подтвердили на саммите свою убежденность в том, что надо искать пути к конечному урегулированию ситуации. Однако 2 декабря на пресс-конференции Саркисян сообщил, что Азербайджан не заинтересован в разрешении конфликта. Позже азербайджанские СМИ процитировали депутата Милли меджлиса Жали Алиевой, которая сказала: «Справедливое разрешение данного конфликта не в интересах Армении. Поэтому Армения делает все возможное для того, чтобы продолжить и в дальнейшем свою такую политику. Азербайджанская сторона неоднократно заявляла, что нагорно-карабахский конфликт должен быть решен на основе международных принципов в рамках территориальной целостности Азербайджана и оккупированные армянами территории должны быть возвращены». К сожалению, слова не всегда и не для всех обозначают одинаковые позиции: интерпретация остается главным оружием дипломатов и политиков. Так, заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов, ссылаясь на выступление министра иностранных дел Казахстана Каната Саудабаева, которое содержит принципы Хельсинкского заключительного акта, высказался следующим образом: «Позиция некоторых государств не позволила закрепить основные принципы, стоящие в корне урегулирования конфликтов, в документах саммита в Астане. Так как ОБСЕ – действующая на основе консенсуса организация, мы предприняли все необходимые шаги для достижения основной цели. Мы добились принятия соответствующих общих заявлений, имеющих принципиальное значение». По сути дела, те же слова могла бы сказать любая из противостоящих сторон. Однако, по словам Азимова, по просьбе Азербайджана министр иностранных дел Казахстана в качестве председателя ОБСЕ в конце саммита принял дополнительное заявление, которое было принято на саммите в качестве официального документа. Заявление связано с принципами урегулирования затянувшихся конфликтов. Хуже всего то, что последние месяцы многие издания нагнетают обстановку вокруг нагорно-карабахской проблемы. Западные аналитики полагают, что при вооруженном столкновении Армения может не удержать нелегитимную НКР. Причем делаются предположения, что Россия не поддержит партнера по ОДКБ. Также российское информагентство «Регнум» сообщает, что армянские и азербайджанские диаспоры в различных странах мира занимаются мобилизацией добровольцев для участия в потенциальных военных действиях на территории НКР. Еще одна «болевая точка» – конфликт между Молдавией и Приднестровской Молдавской Республикой. На территории последней с начала девяностых находятся российские миротворцы. Исполняющий обязанности президента Молдавии Михаил Гимпу отказался от участия в саммите ОБСЕ в Астане из-за того, что в повестку дня форума не был включен вопрос о выводе российских войск из Приднестровья. Вице-премьер Молдавии по вопросам «реинтеграции» Виктор Осипов заявил на саммите в Астане, что молдавская сторона настаивает на немедленном выводе «чужих» войск с территории Приднестровья. Молдавский чиновник добавил, что Кишинев «готов принять регион под свою конституционную власть», для чего ОБСЕ должна убедить Тирасполь вернуться за стол официальных переговоров. В ответ на это МИД Приднестровья отметил, что «необоснованные обвинения в адрес приднестровской стороны, очередные призывы к изменению формата миротворческой операции без учета итогов урегулирования не могут не оказать влияние на отношения между двумя равными сторонами конфликта», а также что «данные заявления идут вразрез с ранее взятыми на себя обязательствами РМ». Площадку высокой конференции в Астане использовала и Южная Корея. Министр иностранных дел и торговли Республики Кореи Ким Сон Хван напомнил о том, что в конце ноября с территории КНДР был обстрелян южнокорейский остров Йонпхёндо. При этом, по версии Пхеньяна, северокорейские военнослужащие ответили огнем после попадания в их территориальные воды снарядов во время учебных стрельб южан. Еще одна конфликтная точка была выявлена, когда президент Туркмении поставил вопрос ребром: или оппозиция, или я. В итоге он приехал на саммит, а туркменская оппозиция – нет.
Объединяющий фактор
Главная «проблема» ОБСЕ при принятии тех или иных решений, из-за которой эта структура стала неповоротливой за десятилетия своего существования, – это консенсусность, то есть равноправие всех участников при решении всех вопросов. Именно поэтому основным документом встречи в верхах стала только декларация «Навстречу сообществу безопасности». И это общий исторический успех, который отвечает надеждам наших народов на лучший безопасный мир, считает президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. «Отсутствие стабильности в любой точке в зоне ответственности ОБСЕ является угрозой для всех членов организации. Я также хочу поблагодарить Казахстан за эффективную реакцию на ситуацию в Кыргызстане. Никакая региональная организация не может реагировать наилучшим образом на такие происшествия. Наша главная цель здесь, в Астане, – поддержать дух Хельсинки и продолжить его в новом столетии», – прокомментировала это историческое событие государственный секретарь Соединенных Штатов Америки Хиллари Клинтон.
Подготовил Арсен САИДОВ, Алматы | |