| Открытие Востока | Казахстан в этом году возглавил Организацию исламского сотрудничества (ОИС). И в качестве дебютного жеста провел форум деловых женщин в рамках Всемирного исламского экономического форума (ВИЭФ). Сегодня тема гендерного баланса набирает популярность в странах исламского мира. Увеличение представительства женщин в управлении крупными предприятиями и организациями способствует их постепенному вовлечению в общественно-политическую жизнь исламского общества. Рост уровня доверия к представительницам прекрасной половины человечества способствует укреплению их позиций и последующему расширению их полномочий. Набирающее популярность в исламском мире движение, положившее в свою основу активное женское участие в экономическом, социальном и политическом развитии, сегодня ставит перед собой реально достижимые цели.
В этом году Казахстан возглавил Организацию исламского сотрудничества (ОИС), больше известную миру под прежним названием – Организация Исламская конференция (ОИК). Как и в 2010 году, когда Астана возглавляла Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), нынешняя ее миссия также обещает быть активной и плодотворной. Об этом говорит тот факт, что Казахстан, еще не вступив в свои полноправные полномочия председателя ОИС, уже провел на своей земле форум деловых женщин под эгидой Всемирного исламского экономического форума. В его рамках были затронуты актуальные вопросы семьи, роли женщин в современном исламском обществе. 7 июня 2011 года в рамках седьмого Всемирного исламского экономического форума (ВИЭФ) состоялся форум деловых женщин ВИЭФ «Женщины и бизнес: настойчивость и упорство». Сам факт открытия Всемирного исламского экономического форума встречей деловых женщин говорит о многом. Бизнес-леди убежденно говорили о растущей роли женщин в сфере руководства, об инновациях в социальном предпринимательстве, о финансовых альтернативах для предприятий, возглавляемых женщинами, и других важных вопросах. Выступления спикеров были деловыми и вместе с тем эмоциональными. Яркими, как сами спикеры, среди которых министр труда и социальной защиты Республики Казахстан, председатель Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте Республики Казахстан Гульшара Абдыкаликова, почетный сенатор, министр по делам женщин, семьи и общественного развития Малайзии Шахризат Абдул Джалил, председатель крыла деловых женщин при ВИЭФ доктор Норрейша Мохаммед. Зал постоянно взрывался аплодисментами в адрес потрясающих успехов женщин исламского мира, о которых шла речь в выступлениях представительниц разных стран. В ходе форума был развенчан устойчивый стереотип, что восточная женщина успешно справляется только с единственной отведенной для нее ролью хранительницы очага. На самом деле сегодня мы наблюдаем неуклонное прорастание гендерных дискурсов на, казалось бы, самой консервативной территории мира – в исламских обществах. Однако мировое информационное поле, а вместе с ним и сознание, отстает от темпов развития исламской мысли. Посмотреть хотя бы декларацию о правах человека, принятую в рамках ОИК. Фактически это новый юридический феномен, гармонизирующий между собой требования растущей исламской уммы с современными социальными тенденциями. Мировое и особенно западное сознание остается в заложниках штампов застарелого мышления. В исламском же мире происходит настоящая женская революция вплоть до возникновения «исламского феминизма». Крупнейшие лидеры исламского мира поднимают женский вопрос в исламских обществах. В марте 2010 года президент Ирана предложил на должность заместителя председателя Организации Исламская конференция назначить одну из женщин, представляющих страны–участники ОИК. В заявлении Махмуда Ахмадинежада говорится, что «ислам придает большое значение верующим женщинам и их роли в общественности. Учитывая решение ОИК в связи с увеличением роли женщин в управлении, а также с целью улучшения их положения в исламском обществе, предлагаю назначить на должность одного из своих заместителей одну из интеллигентных женщин из исламской страны. Этот шаг будет шагом поддержки ОИК по улучшению положения женщин». Таким образом, в рамках исламского мира, в том числе ОИК, женский вопрос поднимается все более настойчиво. В Исламской декларации прав человека, принятой на саммите ОИК в 1990 году, буквально говорится следующее. В статье 1: «Все люди равны относительно основного человеческого достоинства и основных обязательств и ответственности, без какой-либо дискриминации по признаку расы, цвета кожи, языка, пола, религиозных убеждений, политических воззрений, социального статуса или других признаков». Статья 5 декларации гласит: «Мужчины и женщины имеют право на вступление в брак без каких-либо ограничений, связанных с расой, цветом кожи и национальностью, при этом никто не может помешать им воспользоваться этим правом». Статья 6: «Женщина равна мужчине человеческим достоинством и имеет право пользоваться равными правами, так же как и выполнять свои обязанности; она обладает собственными гражданскими правами и финансовой независимостью, а также правом сохранить свою девичью фамилию». Безусловно, зачастую за красивыми заявлениями не всегда стоит реальное наполнение. На первом международном конгрессе по исламскому феминизму в Барселоне в октябре 2009 года отмечались две ключевые проблемы, препятствующие высвобождению женщины в исламском мире. С одной стороны, это искаженная интерпретация Корана в исламских странах, в результате чего роль женщин принижается. Бывшая сотрудница МИД Пакистана Асма Барлас на конгрессе так и заявила, что «в священных текстах нет ничего, что говорило бы о низшем статусе женщины. Но мы страдаем от несправедливой традиции, созданной мужчинами и для мужчин». Но есть и другая проблема. Она – часть скептических настроений на Западе в отношении мусульманских стран. Иранский социолог Валентина Могадам, работающая в ЮНЕСКО, отметила, что мусульманские феминистки «в огромном моральном долгу» перед западными феминистками. Однако рядом со светскими феминистками они чувствуют себя неуютно. «Мы оказались меж двух огней – исламскими фундаменталистами и западными феминистками, для которых религия есть синоним угнетения. Но и вернувшись к кораническим истокам, мы вполне можем бороться за свои права». Скепсис в отношении мусульманских стран порождает расизм в Европе. Поэтому положение женщин в странах ислама – это проблема взаимосвязанная. Она касается не только обществ, относящихся к исламскому миру, но и западных. Поэтому мир сегодня нуждается в гармонизации повестки дня, поднимаемой на Западе и Востоке. Казахстан в этом плане стал одним из лидеров, выступающих за совмещение дискурсов. В рамках подготовки к председательству в ОБСЕ Казахстан призывал исламские страны активно включиться в процесс оформления повестки дня для ОБСЕ. Это делалось с учетом перспектив председательства Казахстана в ОИК, последовавшего после года руководства страны в ОБСЕ. Известно, что толерантность стала составляющей казахстанского лозунга в год председательства в ОБСЕ. В этом плане глава нашего государства, президент Нурсултан Абишевич Назарбаев в интервью телеканалу «Евроньюс» в ноябре 2010 года подчеркнул важность толерантности как глобального тренда по укреплению межцивилизационного и межкультурного диалога. При этом президент выделил два важных аспекта. Первый о том, что Казахстан активно продвигает сближение Востока и Запада в понимании ключевых вопросов современного мироустройства и перспектив его дальнейшей эволюции. Очевидно, что в этом крупном вопросе часть принадлежит и гендерной тематике. Мы можем говорить о наступлении важного времени для реализации еще одного преимущества казахстанской модели развития – это гендерная политика. Не только межэтническая и межконфессиональная толерантность, но и проведение последовательной политики по обеспечению равноправного участия полов в государственной и общественной жизни. Это гендерная толерантность. Сегодня Казахстан отличается наличием в структуре власти национальной комиссии, отвечающей за гендерные вопросы. В составе правительства три женщины. Причем они отвечают за ведущие социальные отрасли и экономическую интеграцию и входят в число пятидесяти наиболее известных государственных и общественных деятелей Казахстана. В Казахстане реализуется модель диалектического сознания, когда общество больше склоняется к сочетанию и приумножению, чем к разделению и отниманию. Это простая, но очень важная черта толерантности. В этой формуле находит свое место и гендерная политика. Уже признано, что Казахстан успешно развивается на фоне центральноазиатских и иных мусульманских стран, благодаря умелому вовлечению женского человеческого капитала. Думается, что если мусульманский мир будет поступать так же, то вся мировая цивилизация будет развиваться быстрее. События в арабском мире января-марта 2011 года продемонстрировали, насколько уязвимыми могут быть экономики стран, если в них недостаточно вовлекается женский ресурс. В исламских обществах только недавно началось движение по поводу женской вовлеченности в экономическое, социальное и политическое развитие. Сегодня мир выходит на новый уровень, когда требуется максимальная концентрация интеллектуальных ресурсов. Выжить возможно только благодаря способностям обществ производить инновации. В большинстве же стран, в которых произошли беспорядки и недовольства, допущены явные перекосы в экономике. Сделана ставка на такое, можно сказать, традиционное распределение обязанностей – мужчины работают, чтобы обеспечивать женщинам работу по дому. Однако в современном мире жить по таким законам становится все сложнее. Поэтому гендерное равенство – это не каприз женщин, это объективная потребность. Не случайно сегодня говорят о чуде мусульманских держав. Например, Малайзия, отличающаяся высокими темпами экономического развития. В июле 2010 года в этой стране, считающейся одной из самых исламизированных, впервые шариатский суд назначил на должности судей женщин. Бывшие сотрудницы Исламского судебного департамента правительства были назначены шариатскими судьями в важных административных центрах – Куала-Лумпур и Патраджайя. Об этом сообщил сам премьер-министр Малайзии Наджиб Разак. Делегация Малайзии, возглавляемая министром по делам женщин госпожой Шахризат Абдул Джалил, была одной из самых представительных и активных на состоявшемся форуме деловых женщин ВИЭФ. Таким образом, на наш взгляд, казахстанская модель гендерной политики – это важный аргумент как в пользу председательства нашей страны в ОБСЕ, его успешности, так и руководства в ОИК. Гендер – это методология гармонии не только межполовой, но и социальной, взятой в широком контексте. Укрепление роли женщин в мировых процессах будет способствовать модернизации ценностей развития. Это один из путей выхода из глобального кризиса, с которым столкнулась человеческая цивилизация в конце первого десятилетия двадцать первого века. Кризис экономик, финансовых систем, валют, военных, силовых политик, подавлений, агрессии. Возможно, через гендер прогнозы о межцивилизационных столкновениях по Хантингтону станут самоотрицающимися, то есть нереализуемыми. Через гендерную гармонизацию возможна и более тесная и эффективная межкультурная гармонизация. Думается, что в рамках ОИК Казахстан сможет активно продвинуть свой опыт гармоничного включения в процесс развития женского ресурса. Американская писательница Гейл Шихи как-то сказала: «Если бы у женщин были жены, чтобы вести дом, сидеть с детьми, забирать машину из ремонта, воевать с малярами, ходить в супермаркет, разбираться в банковских счетах, выслушивать жалобы каждого, запасаться продуктами к приходу гостей… – представьте себе, сколько книг могли бы они написать, сколько фирм основать, сколько защитить диссертаций и занять политических должностей!» Но каждый раз, когда я нахожусь на различных форумах среди самых ярких представительниц женского сообщества, меня переполняет чувство гордости, что в зале не найдется ни одной женщины, которая разделяла бы мнение Гейл Шихи. Потому что все они смогли занять государственную, политическую должность, написать не одну книгу, защитить диссертации или открыть свое дело, создать успешный бизнес, стать участницами прошедшего в Астане форума деловых женщин ВИЭФ. Форума, в очередной раз убедительно доказавшего тезис, что государства с активным женским участием, с эффективной гендерной политикой продвижения женщин, их вовлечением во все значимые сферы жизни отличаются устойчивой политической системой, сильной экономикой и стабильным обществом.
Зарема ШАУКЕНОВА, член Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте Республики Казахстан, заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при президенте Республики Казахстан, доктор социологических наук, профессор | |
|