С обретением независимости Казахстан взял курс на построение более эффективной рыночной экономики.И одним из кирпичиков в будущем экономическом здании стал закон «О защите и поддержке частного предпринимательства», подписанный 4 июля 1992 года. За это время Казахстан прошел большой путь. Еще в конце 90-х годов он обрел статус страны с рыночной экономикой, в 2000-х годах стал одним из бизнес-лидеров на постсоветском пространстве. В этот период средний рост ВВП не опускался ниже 6–7 процентов. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что с экономической точки зрения Казахстан уже состоялся. Об этом говорит прослойка малого и среднего бизнеса, которая выстояла в трудные годы и крепко держится на ногах сегодня. Страна, как и остальной мир, не стоит на месте. Наращивание бизнес-потенциала требует новых решений, которые должны придать импульс предпринимательству в Казахстане.
Напомним, что 4 июля 1992 года был принят первый закон, регулирующий предпринимательскую деятельность в республике, – «О защите и поддержке частного предпринимательства». На смену кооперативному движению эпохи перестройки пришла новая волна отечественного бизнеса. Можно сказать, что с этого закона началась рыночная летопись независимого Казахстана. За эти годы в истории отечественного предпринимательства произошло множество решающих изменений, которые определили его современный облик.
Страницы истории
Еще до обретения независимости, с середины 80-х годов прошлого века, с началом перестройки были сделаны первые шаги в сторону предпринимательства. Этот период можно назвать подготовительным в истории отечественного бизнеса. Массовым явлением предпринимательство становится после распада Советского Союза – в первые годы существования суверенного Казахстана. 4 июля 1992 года был принят первый закон, ставший долговременной основой деятельности бизнесменов, – «О защите и поддержке частного предпринимательства». Закон определял основные формы и способы защиты и поддержки частного предпринимательства, а также закрепил политику отказа от прямого вмешательства государства в частную предпринимательскую деятельность. Параллельно началась приватизация общественной собственности. Первый период в истории отечественного предпринимательства – с 1992 по 1995 год – охарактеризовался стихийностью и неконтролируемостью процессов. «Купить дешевле – продать дороже» – таков был девиз многих людей, ринувшихся в уличную торговлю – одну из основных форм частного предпринимательства первой половины 90-х годов. Торгово-посреднические операции, скупка и перепродажа всевозможных товаров были основной деятельностью большинства новоиспеченных бизнесменов. В то время на предпринимательском поле страны преобладали строительные кооперативы и кооперативы по производству товаров народного потребления и бытового обслуживания, малые и частные предприятия, специализировавшиеся на торговле, общественном питании и промышленности. Предприятия размещались стихийно, в основном в промышленно развитых районах. Второй этап становления казахстанского предпринимательства охватывает период с 1996 по 2001 год. В это время зарождается цивилизованный бизнес, что связано с подписанием 19 июня 1997 г. закона «Об индивидуальном предприятии» и принятием указа президента «О приоритетных и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Казахстан». Этот указ провозгласил развитие казахстанского бизнеса приоритетной частью государственной политики. Значительную роль сыграл и указ от 27 апреля 1998 года «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности». В 1997–1998 годах были созданы методологические, организационные и консультационные центры поддержки предпринимательства в Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Костанайской, Северо-Казахстанской и других областях. В этих центрах также велась подготовка кадров предпринимателей при участии американских специалистов. С 1997 года наблюдается рост количества зарегистрированных субъектов малых предприятий. В сравнении с 1995 годом количество функционирующих субъектов малого предпринимательства увеличилось в 2,4 раза, а в сравнении с 1992 годом – в 1,5 раза. Вклад малого бизнеса в экономику страны начал возрастать. Однако подъем не был стабильным и неизменно чередовался с периодами спада. В частности, обесценивание оборотных средств, жесткое денежно-кредитное регулирование, сокращение платежеспособности потребителей – все это влияло на снижение количества субъектов малого и среднего бизнеса на рынке и тормозило развитие национального предпринимательства. С 2001 года начинается современная история отечественного предпринимательства.
Казахстан и Ко
За прошедшие годы произошли значимые изменения как в экономике, так и в законодательной базе, регулирующей сферу предпринимательства. На смену закону «О защите и поддержке частного предпринимательства» пришел закон Республики Казахстан «О частном предпринимательстве». Произошли изменения и в численности представителей малого и среднего бизнеса. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, по состоянию на 1 июня 2011 года в стране насчитывается 655467 активных субъектов малого предпринимательства. При этом численность активно занятых в малом предпринимательстве составила 1717835 человек. Самые высокие показатели у Алматинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Южно-Казахстанской областей и города Алматы, а самые низкие – у Актюбинской, Западно-Казахстанской, Кызылординской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областей. Согласно экспресс-информации Агентства Республики Казахстан по статистике, «в январе-мае 2011 года по сравнению с январем-маем предыдущего года выпуск продукции (в сопоставимых ценах) вырос на 3,2 процента, количество активных субъектов – на 6 процентов, численность занятых – на 2,1 процента. Выпуск продукции субъектами малого и среднего предпринимательства за январь-май 2011 года составил 2632,5 млрд тенге». Что касается структуры малого и среднего предпринимательства, «доля индивидуальных предпринимателей составила 62,7 процента, крестьянских (фермерских) хозяйств – 25,7 процента, юридических лиц малого предпринимательства – 10,3 процента, юридических лиц среднего предпринимательства – 1,3 процента». Как видим, предпринимательство в Казахстане развивается медленно, но верно. Однако, как и в любой сфере, здесь существует ряд проблем. «Главной проблемой малого и среднего бизнеса является недостаток оборотных средств», – считает генеральный директор АО СП «Белкамит» Павел Беклемишев. Недостаток финансовых ресурсов обусловлен как нехваткой собственных финансовых средств предпринимателей, так и трудностями с получением кредитов. «В результате финансового кризиса произошло так, что тем предприятиям, которые брали кредиты и на эти кредиты приобретали новое оборудование, новые технологии, досталось больше всех. Многие из них обанкротились. В том числе и мы», – говорит бывший генеральный директор АО «Вита» Петр Потапов. Причина, по его мнению, в неправильной кредитно-финансовой политике в стране. Для сравнения он приводит пример России, где системообразующим предприятиям во время кризиса выдавалась государственная гарантия, позволившая им взять кредиты в банках и относительно спокойно пережить кризис. В отличие от крупного и среднего бизнеса, особенно проблематично брать кредиты представителям малого бизнеса, поскольку у них нет гарантий и они невыгодны для банков, считает вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Тимур Назханов. «Поэтому почти 90 процентов представителей малого бизнеса не кредитуются, а вынуждены накапливать капитал самостоятельно», – говорит он. С другой стороны, П. Беклемишев утверждает, что представителям малого бизнеса приходится легче, чем средним предприятиям: «Это обусловлено законодательством, согласно которому малому бизнесу оказывается больше государственной поддержки». «Налоговая политика сегодня более либеральна к малому бизнесу, – соглашается Назханов. – Возможно, поэтому он не всегда стремится вырасти до среднего бизнеса». По мнению вице-президента Независимой ассоциации предпринимателей, значимой проблемой являются многочисленные плановые и внеплановые проверки, проводимые государственными органами. «Существует множество ведомств, уполномоченных совершать такие проверки, и у каждого из них есть свои законы, инструкции и постановления, которыми они руководствуются. Для предпринимателя просто нереально соответствовать всем этим требованиям и знать все эти документы. Гораздо проще дать взятку, чем и пользуются некоторые проверяющие органы», – утверждает он. Также, по мнению Тимура Назханова, существенной проблемой является нехватка квалифицированных рабочих кадров, так как «система ПТУ рухнула, а специализированных колледжей и лицеев не так много». Помимо этого все еще существуют проблемы бюрократии и коррупции. Такие области, как законодательство, налогообложение и инвестиционный имидж страны, также требуют внимания. Что касается самих представителей бизнеса, многие из них недостаточно владеют методами современного маркетинга и менеджмента. Сегодня, когда Казахстан взял курс на инновационное развитие, отечественный бизнес, дабы повысить уровень эффективности и прибыльности своей деятельности, должен стремиться к наукоемкому производству и освоению новых информационных технологий. В этой сфере у казахстанских предпринимателей пока существует значительный пробел. В качестве решения проблем малого бизнеса Назханов предлагает создать специальное агентство по вопросам поддержки малого бизнеса: «Нужно создать такой орган, который имел бы полномочия, финансы и кадры, чтобы координировать вопросы выделения кредитов, развития законодательных норм, которые способствовали бы развитию малого бизнеса, повышения квалификации, выезда на различные выставки и ярмарки и т.д.». Оценивая бизнес-климат страны в целом, Тимур Назханов считает, что у нас чуть лучше налоговая политика и инвестиционный климат по сравнению с Россией. «Но Россия не эталон. Как эталон нужно брать Сингапур и Южную Корею, которые уделяют значительное внимание малому бизнесу», – добавляет он.
Новое десятилетие – новые задачи
Есть и положительные перемены в сфере отечественного предпринимательства.По результатам исследования Центра бизнес-информации, социологических и маркетинговых исследований «BISAM Central Asia», за период с 2001 по 2009 год доля юридических лиц в сегменте малого бизнеса сократилась в 1,8 раза, зато доля индивидуальных предпринимателей выросла в 1,4 раза. При этом объем продукции малого бизнеса увеличился почти в 4 раза. Также, согласно результатам исследования, изменился облик предпринимателя в глазах населения, причем в лучшую сторону. Теперь в бизнесменах больше не видят спекулянтов. В 2010 году Казахстан занял 63-е место в рейтинге Doing Business’2010, составленном Всемирным банком. Этому способствовало уменьшение налоговой нагрузки на компании – налоговая ставка снизилась с 41,7 до 35,9 процента от прибыли. В мае 2010 года была запущена единая бюджетная программа «Дорожная карта бизнеса-2020», нацеленная на эффективное использование потенциала малого и среднего бизнеса страны для вхождения Казахстана в число 50 стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом к 2020 году. Главной задачей программы, по словам президента, является «создание постоянных рабочих мест за счет развития нового слоя предпринимательства в регионах, прежде всего малого и среднего бизнеса». Программа работает по трем основным направлениям: поддержка новых бизнес-инициатив и расширение существующих проектов, оздоровление предпринимательского сектора, поддержка экспортно ориентированных производств. Существование сильного отечественного предпринимательства является неотъемлемым признаком здоровой экономики и демократии. Оно призвано значительно расширить производство товаров и услуг за счет использования местных источников сырья, создать новые рабочие места и ускорить научно-технический процесс. В своем послании народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» от 2010 года Нурсултан Назарбаев говорит о том, что развитие страны в это десятилетие должно быть обеспечено ускоренной диверсификацией и повышением конкурентоспособности национальной экономики. Ядром же диверсификации станет предпринимательство. «Мы хотим видеть мощный предпринимательский класс, готовый брать на себя риски, осваивать новые рынки, внедрять инновации. Именно предприниматели являются движущей силой модернизации экономики», – заявил глава государства.
Арайлым ИБРАЕВА, Алматы | |