В Астане сегодня открывает двери неформальный саммит лидеров ОДКБ. На подобных встречах не принято подписывать документы. Здесь главное – обмен мнениями по тем или иным текущим ситуациям. Но, как показывает практика, плодотворная дискуссия тет-а-тет, нередко оказывается более результативной, чем многочасовые переговоры. Станет ли такой встреча в Астане лидеров ОДКБ, станет известно по прошествии нескольких месяцев, когда к следующей, уже официальной, встрече лидеров стран организации на общий стол лягут конкретные документы. В Астане политикам стран ОДКБ будет о чем поговорить. Как отметил официальный представитель Министерства иностранных дел Аскар Абдрахманов: «В ходе встречи главами государств планируется рассмотреть актуальные вопросы ситуации с региональной безопасностью в зоне ответственности ОДКБ, а также международной повестки дня, в том числе вопросы развития ситуации в Северной Африке и на Ближнем Востоке». Арабская вязь
Впрочем, повестка дня не стала открытием для журналистского пула. Еще накануне казахстанской встречи в Москве и Минске (в этом году председательствующей страной в ОДКБ является Беларусь. – Ред.) дружно заговорили об арабских событиях. Как отметил российский президент Дмитрий Медведев, процессы на Востоке имеют «прямое отношение к ситуации в странах ОДКБ». «И конечно, в основном, к развитию ситуации на пространстве Центральной Азии», – подытожил он свою мысль. Любопытно, что аналогичная позиция в развернутом виде прозвучала и из уст белорусского лидера Александра Лукашенко. «Скрывать тут нечего, весь мусульманский мир бурлит, и не исключена ситуация, что могут возникнуть осложнения и в наших мусульманских странах. Прежде всего в Таджикистане, в Узбекистане проблем хватает, Киргизии, ну и Казахстан начинают подогревать со всех сторон», – сказал он в преддверии астанинской встречи. Дмитрий Медведев пообещал проинформировать партнеров по ОДКБ о том, «какие усилия предпринимает Россия, для того чтобы воздействовать на ситуацию на севере Африки и в арабском мире». Отметим, что у Москвы есть свои рычаги влияния – это «блокирующий мандат» в СовБезе ООН, а также доверительные связи с политическим истеблишментом арабского региона. Тем более что большинство из них обучались в Советском Союзе и хорошо знают русский язык. Впрочем, Астане также предстоит поделиться с союзниками инициативами по ситуации в арабском регионе. Тем более что в 2011 году Астана заняла пост председателя Организации исламского сотрудничества (ОИС). Ее участники, как известно, оказались в «зоне турбулентности» в связи с массовыми волнениями на мусульманском Востоке. В такой ипостаси Казахстан для ОДКБ выступает дополнительным инструментом влияния на ситуацию в арабском мире. По крайней мере, площадка ОИС позволяет донести до элиты этих стран тревоги постсоветских столиц. Но это большая геополитика, и едва ли стоит ожидать, что ОДКБ наряду с НАТО будет принимать меры по наведению порядка в странах Северной Африки. Поэтому главный акцент в Астане будет делаться на укреплении региональной безопасности на фоне нестабильности в окружающем мире. И в данном случае следует ожидать превентивных мер со стороны военно-политической организации. Бурная «арабская весна» пока не оказала существенного влияния на республики Центральной Азии. Поскольку процессы, протекающие в арабском мире, все-таки носят глубинный характер. Социальные противоречия в этом регионе возникли не сегодня, а копились на протяжении десятилетий в обществе. Исламский мир столкнулся со своими специфическими проблемами. Безработица среди молодежи, тонкая прослойка среднего класса и расслоение населения по материальному признаку, высокий процент бедных способствовали росту протестного настроения. Но катализатором процессов стал «новый класс» молодых людей, выросших в эпоху глобализации и глобальной сети. На этом фоне страны Центральной Азии живут своей параллельной жизнью. Однако следует быть готовым к любым поворотам судьбы. Например, к тому, что арабские волнения могут усилить позиции радикалов в странах Востока, а это значит, что Центральная Азия столкнется с повышенными террористическими рисками. Данный тренд усиливает неспокойный Афганистан, откуда идет постоянный поток наркотиков и оружия. «Значительная часть молодежи проходит подготовку в лагерях Афганистана и Пакистана. Есть угроза вторжения террористических образований», – отметил ранее генсек ОДКБ Николай Бордюжа. Чтобы снизить угрозы и риски, которые несет в себе «бурлящий Восток», требуется укрепить внешние границы ОДКБ, усилить координацию стран-партнеров в профилактике экстремизма и совместное противостояние террористическим угрозам. Причем речь идет не только о борьбе с радикальными транснациональными группировками, но и о нелегальном обороте оружия, наркотиков. Определенные действия в этом направлении уже предпринимаются, ОДКБ вместе с государствами, не входящими в состав организации, провела операции «Нелегал 2011» и «Канал 2011». В Казахстане за время последней кампании, в июле этого года, было изъято из оборота более 2,7 тонны наркотиков. Причем республика показала высокие результаты, обогнав даже Россию, которая в данный момент превращается из страны-транзитера в потребителя «дурманящего порошка».
Облико морале
Возможности ОДКБ по укреплению региональной безопасности тесно связаны с реформами внутри нее. «Арабская весна», равно как и прошлогодние волнения в соседнем Кыргызстане, стали вызовами для организации и тестом на состоятельность. Как отметил Лукашенко, на повестке дня встречи в Астане стоит задача трансформации ОДКБ из консультативно-совещательного органа в настоящий военно-политический блок. Очевидно, что речь идет об усилении влияния организации в сфере региональной безопасности. Для этого она должна своевременно и эффективно отвечать на вызовы и угрозы, которые проистекают извне или возникают внутри стран организации. Год назад, когда в Кыргызстане вспыхнули столкновения на межнациональной почве, штаб-квартире ОДКБ осталось руками развести и наблюдать за происходящим со стороны. Поскольку по уставу она не имеет права вмешиваться во внутренние дела стран-участниц до тех пор, пока не поступит официальное обращение. Впрочем, с такой же проблемой столкнулась не только ОДКБ. В прошлом году в Кыргызстане планировалось разместить полицейские силы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), но из-за разногласий в Бишкеке «европейский десант» так и не высадился на территории страны. Вместе с тем столкновения на межнациональной почве для всех стали поучительным уроком. В результате промедления погибло порядка 500 человек и несколько тысяч оказались беженцами, и главное – в обществе был подорван дух доверия между представителями разных наций. Поэтому на случай форс-мажорных обстоятельств следует выработать «план Б», который предусматривает экстренную помощь, но не нарушает национального суверенитета. Это может быть оказание военно-технической поддержки, обеспечение медикаментами, предоставление транспортного коридора. Полноценный военный блок отличает четкое осознание странами-партнерами общих угроз, координация во внешней политике, военно-техническое сотрудничество. Должна присутствовать единая политическая воля на благо общей безопасности. Как ни горько признавать, но между странами ОДКБ присутствуют определенные противоречия. Достаточно понаблюдать за отношениями Москвы и Минска, где солнечные дни часто сменяются пасмурными. Но показателем остается то, что страны ОДКБ не ставят под сомнение принцип коллективной безопасности. Впрочем, с похожими проблемами сталкиваются и страны НАТО. Далеко не все ее члены с энтузиазмом приняли участие в военной кампании США в Афганистане или Ираке. И это несмотря на то, что за плечами Североатлантического альянса имеется полувековая история коллективного существования. В то время как ОДКБ свой десятилетний юбилей отметит только в мае следующего года.
Марат МАМАЕВ, Алматы
| |