В праздники принято подводить итоги. В этом году Казахстан подводит самый главный итог своего развития – 20 лет независимости. Но не менее важна и другая дата – 30 августа – День Конституции Республики Казахстан, которая на днях отметила свое 16-летие. Время показало, что Основной закон смог продемонстрировать свою эффективность. Благодаря ему в стране укрепляется мир и согласие, толерантность стала визитной карточкой казахстанского общества. Республика демонстрирует бизнес-рост, даже в условиях глобального кризиса она сохраняет положительные макроэкономические показатели. Этот государственный праздник в стране отмечается всегда. Конечно, скептик может заметить, что проходит это событие не слишком заметно для широкой общественности: мол, лишь выходной день – и только. Наверняка найдутся и те, кто язвительно спросит: «А что праздновать-то?» – и начнет критиковать текст Конституции. Но и скептики, и критики своими суждениями лишь подтверждают особую важность этого документа, являющегося не только на бумаге, но и в жизни Основным законом страны. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев не раз подчеркивал: «Все достижения Казахстана за годы независимости – это конкретный результат действия Конституции». Принятый на референдуме в 1995 году Основной закон, конечно, претерпел за эти годы некоторые изменения. Но заложенные в него постулаты остались неизменными. Именно на основе Конституции в стране была сформирована законодательная база, без которой невозможно ни развитие экономики, ни решение социальных вопросов. Вообще – ничего. Ведь даже несмотря на огромные запасы нефти, ни один инвестор не пришел бы в Казахстан, не будь он уверен, что в правовом государстве его интересы будут защищены. Впрочем, поначалу для многих слова о Конституции, об основополагающих ценностях были если не пустым звуком, то чем-то не слишком конкретным и понятным. Отчасти это неудивительно: в первые годы после обретения независимости ситуация была весьма сложной для всех – и для государственного аппарата, и для рядовых граждан. Нужно было не просто восстанавливать, а полностью перестраивать всю экономику страны, обеспечить людей работой, вновь поднять медицину… Необходимо было и попросту успокоить людей, ведь многие, чего греха таить, родившись в СССР, привыкли, что на всю жизнь у них есть четкая инструкция, прописанная КПСС. И вполне понятно, что в новых условиях молодого суверенного государства немало людей растерялись, не зная, как жить дальше. Какая уж на этом фоне может быть Конституция с ее постулатами? Время, в масштабах государственного становления, кстати, совсем недолгое, все расставило по местам. В 1995 году люди осознанно шли на референдум – голосовать за свой Основной закон. Шли, потому что хотели лучшей жизни, хотели видеть достойное завтра для себя и хорошее будущее для своих детей. Тогда вся страна сделала свой выбор. Конституция Казахстана отразила новые для страны, но ставшие основополагающими для дальнейшего развития постулаты, определяющие конституционный статус личности: естественные права человека, полное юридическое равенство всех граждан независимо от их происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расы, пола, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или любых иных обстоятельств. Новым стало и закрепленное в Конституции правило, согласно которому гражданин республики ни при каких условиях не может быть лишен гражданства, права изменить свое гражданство. Запрещен принудительный труд граждан и признано их право на индивидуальные и коллективные трудовые споры (в рамках законодательства страны), включая право на забастовку. Нововведением Конституции является признание защиты частной собственности, что предполагает и защиту интеллектуальной собственности. Закрепляя равноправие всех конституционных форм собственности, Конституция фиксирует принцип «собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом», в соответствии с которым использование права собственности не должно нарушать права и свободы других лиц. Конечно, с 1995 года Конституция претерпела изменения. Но ее основы остались. Никто и никогда, даже самые отъявленные скептики, даже «не заикался» о том, что основы эти нужно пересмотреть. Ведь Основной закон – это свобода, единство, демократия, реализующиеся в первую очередь в основных правах отдельного человека. И провозгласив, что главными ценностями страны являются человек, его права и свободы, Казахстан не только остался верен этим словам на бумаге, но и продолжает подтверждать незыблемость этого постулата практическими действиями. Нурсултан Назарбаев не раз говорил: «В Основном законе четким юридическим языком изложены общие ценности, понятные и близкие всем казахстанцам. Это святость, неприкосновенность и неделимость казахстанской земли, на которой живут в согласии и дружбе 140 этносов и 46 религиозных общин. Это жесткий запрет на дискриминацию граждан по мотивам пола, расы, национальности, языка, религии и иным признакам. На этой основе обеспечиваются главные конституционные принципы – мир и стабильность, экономическое развитие на благо всего народа». В своей повседневной жизни, надо признать, мы замечаем это не всегда. Больше того, мы всегда можем найти повод покритиковать правительство за какие-либо действия. Но есть очевидные факты: ежегодно в стране увеличиваются расходы государства на социальную сферу. В Казахстане сохраняется мир и согласие. Все этносы, живущие в стране, пользуются совершенно равными правами, и государство не делает различий между казахом, корейцем, русским и украинцем. Ведь, к примеру, при приеме на работу, в том числе и на государственную службу, главным критерием является не национальность, не религиозные убеждения, а лишь профессиональный уровень потенциального работника. Своими действиями государство регулярно подтверждает приверженность основному принципу Конституции. И в первую очередь это отражается на социальной политике страны. Например, в образовании и здравоохранении. В большинстве европейских стран, на которые мы стараемся равняться, медицина – исключительно страховая, и если нет страховки – ни в одной клинике обслуживать пациента не будут. Муниципальное образование, конечно, есть и там, но получают дети лишь общеобразовательный минимум. Хочешь дать ребенку лучшее обучение – пожалуйста, но в частной школе. В Казахстане за медицинское обслуживание граждан платит государство. Есть гарантированный объем бесплатной медпомощи, есть целый ряд категорий граждан, которым оказываются бесплатные медицинские услуги. Причем не только инвалиды, в этом списке есть, к примеру, женщины детородного возраста. А внедряемая в стране единая национальная система здравоохранения, основной принцип которой «деньги ходят за пациентом», у иностранцев вызывает лишь приступы зависти. Они искренне не могут понять, почему государство готово платить за жителя Караганды, захотевшего пройти осмотр у терапевта в Астане. А когда узнают, что в Караганде есть немало местных клиник, оснащенных современным оборудованием, удивляются вдвойне: мол, что, государству деньги больше потратить не на что? Не меньше удивления у иностранцев вызывает обычно и наша пенсионная система. С одной стороны, она исключительно рыночная – накопление самими гражданами средств себе на старость. С другой – государство не только ввело базовые пенсии, но и постоянно увеличивает их. Хотя можно было бы поступить иначе: оставить солидарную пенсию для «советских» пенсионеров, а молодое экономически активное население уже пусть зарабатывает на достойную старость самостоятельно. Кстати, в условиях рыночной экономики такой шаг государства был бы вполне логичен. А вот введение базовых пенсий для всех без исключения – по сути нонсенс. Однако все эти шаги руководства страны объясняются просто – первой статьей Конституции. Где четко сказано: высшей ценностью для государства является человек. Именно простые казахстанцы были и остаются для страны на первом месте. Эта твердая приверженность основному постулату очевидна. Ярким примером может служить недавний кризис на рынке жилищного строительства. После его обвала, когда сотни обманутых дольщиков остались без денег, без обещанного жилья и даже туманных перспектив его хоть когда-нибудь получить, государство встало не на сторону бизнеса (хотя вполне могло бы, ведь бизнес является весьма серьезной составляющей рыночной экономики), а на сторону граждан. Специально для решения этой проблемы была «раскупорена» главная «копилка» страны – Национальный фонд. Государство, взяв под свой контроль весь строительный процесс, все-таки довело накалявшуюся с каждым днем ситуацию до финального этапа – дома достраиваются и каждый месяц все новые и новые дольщики получают ключи от своих квартир. Хотя официальная Астана вполне могла бы отстраниться от этой проблемы, поскольку взаимоотношения частных лиц, в данном случае – частной строительной компании и отдельно каждого дольщика, решаются в правовом порядке в судебных разбирательствах. Однако государство выбрало путь поддержки собственных граждан. Вновь подтвердив тем самым: важнее казахстанцев для государства нет ничего. Именно народ, согласно Конституции, является источником власти. И руководство страны об этом не забывает. Все серьезные решения в жизни страны принимаются только после всенародного обсуждения. К примеру, вопрос об отмене смертной казни обсуждался всем обществом на протяжении нескольких лет. Дискуссии шли везде – от высоких кабинетов до кухонь в каждой квартире. Во всех регионах страны проводились специальные «круглые столы», общественные слушания, где люди высказывали свое мнение. В официальной Астане это мнение обобщалось, изучалось, и лишь после этого было принято решение – отменить смертную казнь. Точно так же решались и другие важные для страны вопросы. Это и введение института частной собственности на землю (споры в обществе шли больше двух лет), и новое законодательство о религиях (все нормы, которые могли так или иначе ограничить права верующих, были исключены из-за негативного общественного мнения). Широко обсуждались и новые нормы конституционного закона «О выборах». Таких примеров даже в недавней истории страны очень много. Сегодня, с развитием IT-технологий, людям предложили новую форму общения с властью и участия в принятии государственных решений. У каждого члена правительства – от премьер-министра до руководителей профильных комитетов министерств и ведомств – есть свой блог в Интернете, где каждый желающий может высказать свои замечания, оставить жалобу или предложить что-то новое. К примеру, министр связи и информации Аскар Жумагалиев намерен реформировать работу центров обслуживания населения, опираясь исключительно на предложения граждан. А глава Министерства сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков изучает предложения фермеров по развитию аграрного сектора страны. Все это свидетельствует лишь об одном: Конституция Республики Казахстан на практике доказала свою жизнеспособность, став основополагающей для жизни всей страны. Для государственных органов она стала документом, требующим строгого соблюдения всех ее норм, а граждане видят в ней главную защиту своих прав. Диас КУСАИНОВ, Алматы
| |