| Парад индустриализации | В 2010 году в Казахстане стартовала Программа форсированного инду-стриально-инновационного развития на 2010–2014 годы – главное событие текущей «пятилетки».Практически одновременно со стартом госпрограммы ФИИР президент страны объявил о создании нового министерства – индустрии и новых технологий РК. Согласно стратегическому плану данного министерства на 2011–2015 годы, в республике будут созданы все условия для индустриально-инновационного развития экономики. Другой задачей МИНТ РК в плане инвестиционного обеспечения индустриализации является развитие казахстанского содержания. В настоящее время программа ФИИР вызывает интерес уже и за пределами страны. В первые дни индустриальной «пятилетки» было заявлено, что в рамках реализации программы ФИИР к 2014 году ВВП страны должен вырасти на 50 процентов от уровня 2008 года, производительность труда в обрабатывающем секторе также вырастет наполовину, а в отдельных секторах экономики даже на 100 процентов. При этом доля несырьевого экспорта будет доведена до 40 процентов, а энергоемкость ВВП снизится на 10 процентов от уровня 2008 года. В текущем году на рассмотрение в Министерство индустрии и новых технологий РК направлено 38 проектов на сумму 334 млрд тенге, которые планируется реализовать в крупнейшем деловом центре республики – Алматы. Надо отметить, что акимат города постоянно ведет работу по выявлению новых инновационных проектов для включения их в Карту индустриализации и дальнейшего содействия в их реализации. – В городе Алматы осуществляется работа по 16 индустриально-инновационным проектам на общую сумму 75 млрд тенге. Из них в 2010 году уже реализовано 4 проекта на сумму 33 млрд тенге. В июле текущего года акимат Алматы в ходе инновационного форума с участием главы государства презентовал еще три проекта на сумму 3,5 млрд тенге. Ввод остальных 9 проектов мы планируем также во второй половине текущего года и в 2012–2015 годах, – говорит начальник отдела индустриально-инновационного развития управления предпринимательства и промышленности Алматы Жанна Галымова. Одним из механизмов реализации госпрограммы ФИИР стала программа «Дорожная карта бизнеса–2020». Целью этой программы является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест. Программа «Дорожная карта бизнеса–2020» состоит из трех направлений: поддержка новых бизнес-инициатив, оздоровление предпринимательского сектора и поддержка экспортно ориентированных производств. Реализация первого направления программы реализуется через субсидирование ставки вознаграждения, гарантирование ставки вознаграждения, развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры. Банки снижают ставку вознаграждения для одного заемщика до 12 процентов, из которых 7 процентов оплачивает должник, а 5 процентов – государство. Второе направление программы нацелено на оздоровление предприятий. Государство оказывает поддержку путем субсидирования предприятию-должнику процентной ставки по уже имеющимся кредитам банков и на новую задолженность в рамках одной кредитной линии, которая возникает после одобрения проекта, а также предоставляет должнику отсрочку по выплате налогов. И, наконец, третье направление госпрограммы осуществляет поддержку бизнесменов, экспортирующих продукцию на внешние рынки. – Действительно, «Дорожная карта бизнеса–2020» – это тот инструмент государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития, который позволяет нашим предпринимателям с учетом посткризисного развития встать на ноги, развиться и занять ниши, которые освободились в период кризиса, – отмечает начальник управления предпринимательства и промышленности акимата города Алматы Бахытжан Сапиев. – У нас сейчас идет оживление экономики и поэтому не менее востребованными являются первое и третье направления программы, по которым можно получить субсидирование на открытие нового производства, на модернизацию и подведение инженерной инфраструктуры. По данным Мининдустрии, в текущем году будет увеличен объем инвестиций по проектам Карты индустриализации. Если в 2009 году это было 500 млрд тенге, в 2010-м – 800 млрд тенге, то в 2011 году ожидается около 1,5 трлн тенге инвестиций. – Само направление Карты индустриализации Казахстана очень важно для производственных компаний. И мы ощущаем большую помощь акимата города Алматы, – говорит генеральный директор ТОО «Фирма ТВЛ» Владимир Тахтамышев. Данный завод занимается производством сухогрузных контейнеров двух видов для обеспечения нужд Казахстана. Один тип контейнера – для насыпных грузов, второй – для сухогрузных. Заводчане уже заключили меморандум с национальным перевозчиком «Казахстан темир жолы» и его дочерней компанией «Казтранссервис» на поставку контейнеров в последующие 8 лет по 1000 контейнеров в год. Кстати, по словам Владимира Тахтамышева, потребность в этих вагонах внутри страны выражается в объеме 2–2,5 тысячи тонн в год, которая до последнего времени покрывалась за счет импорта из РФ и КНР. – Прошло полтора года с момента старта программы ФИИР. Если говорить о машиностроении, у нас очень большие положительные результаты. Рост именно машиностроительной промышленности только за I полугодие этого года превысил 58 процентов в натуральном выражении, – говорит заместитель председателя комитета промышленности Министерства индустрии и новых технологий РК Даулет Бакбердин. – В машиностроении у нас освоено много новых видов продукции. Появились новые подотрасли – это производство локомотивов. По данным Министерства индустрии и новых технологий РК, в рамках программы «Дорожная карта бизнеса–2020» наибольшее количество проектов предпринимателей наблюдается в агропромышленном комплексе – 131 проект, в легкой промышленности и производстве – 98 проектов, в металлургии, металлообработке, машиностроении – 78 проектов. – Мы начали изготавливать сложное технологическое оборудование для наших тепловых станций, которое требуется для реконструкции и строительства. Это новая сфера, мы туда активно входим. Все это позволит нам наращивать объемы. Но наращивание объемов не может происходить без одновременного повышения производительности труда. Потому что это составные части конкурентоспособности, – говорит генеральный директор АО СП «Белкамит» Павел Беклемишев. Казахстанский машиностроительный завод «Белкамит» в данное время загружен всего на 25–30 процентов. В денежном выражении это означает примерно 30 млн долларов, что на самом деле является минимальной прибыльностью от деятельности предприятия. Но заводчане не намерены сидеть сложа руки и планируют уже в ближайшие два-три года увеличить объемы производства и производительность труда в 3–4 раза. Рост показателей заводчане, как, впрочем, и другие казахстанские товаропроизводители, связывают с поддержкой со стороны государства. Присутствие государства в бизнесе сегодня как никогда актуально. При этом акцент, который ставит пятилетняя программа по индустриализации страны на инновационную составляющую проектов, позволяет компаниям в конкурентной среде создавать новые продукты с высокой добавленной стоимостью.
Санжар УКИЕВ, Алматы | |
|