| Ценность самоопределения | Казахстан не является исключением. Как отметил в одном из выступлений президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, «независимость – самая священная ценность для всех казахстанцев».Если еще десять-пятнадцать лет назад она ассоциировалась лишь с надеждой на лучшее, то сегодня независимость стала для Казахстана синонимом успеха и процветания. Еще один показатель роста значимости этой даты то, что уже несколько лет День независимости является национальным праздником. Ни за одним другим праздником в Казахстане не закреплен такой статус. При всей кажущейся легкости путь нашей страны к независимости был тернист. Все мы помним трагические события, которые ей предшествовали. Однако еще сложнее оказался процесс ее укрепления. В непростые девяностые годы это на своем личном опыте ощутил каждый казахстанец. Именно в эти годы были в рекордные сроки разработаны и приняты фундаментальные документы, регламентировавшие основы существования нового государства. Впервые в новейшей истории Казахстана на альтернативных выборах был избран парламент, внедрен принцип разделения власти, провозглашена свобода слова. На всенародном референдуме принята Конституция, введена национальная валюта и многое другое. Оценивая историю современных государств, всякий раз невольно приходишь к выводу, что двадцать лет – это совсем небольшой период для страны. С другой стороны, о современных государствах судят не по формальной продолжительности суверенитета, а по конкретным достигнутым успехам, а здесь Казахстан – настоящий «ветеран государственности». Достаточно вспомнить ключевые этапы становления страны: 1. Принцип «сначала экономика, потом политика», выдвинутый президентом, позволил преодолеть экономическую разруху девяностых. Сегодня шаг за шагом страна продвигается к построению рыночной экономики. Планомерность этого процесса позволяет избежать экономических потрясений и ухудшения инвестиционного климата. Отражением экономического могущества и взвешенного стратегического планирования стала наша столица Астана. Еще ни одно молодое государство не смогло в столь короткие сроки превратить умирающий провинциальный городок в цветущий оазис – город мирового уровня. 2. В деле построения политической системы Казахстан сумел также добиться значительных высот. Без ущерба для политической, экономической и социальной стабильности сформированная система обеспечивает соблюдение демократических прав и свобод граждан. Немногим государствам СНГ удалось добиться такого редкого сочетания – устойчивого баланса гражданских свобод и государственных интересов. 3. В системе международных отношений Казахстан достиг самого главного – признания своей государственной состоятельности, уважения и доверия международных партнеров. Этому способствовали отказ от ядерного оружия, проведение мирной и при этом независимой внешней политики, активное участие в урегулировании международных конфликтов. Наглядное подтверждение международных успехов Казахстана – право председательства в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организации исламской конференции и многих региональных организациях. Успешное выполнение этих миссий позволило Казахстану утвердиться в числе государств-модераторов мировых геополитических процессов. 4. Руководство Казахстана всегда осознавало, что для увеличения потенциала нашей страны необходима тесная интеграция с соседними государствами. Инициатором создания большинства региональных союзов и организаций был президент Н. Назарбаев. Среди таких объединений: СВМДА, ЕврАзЭС, ШОС, СНГ, ОДКБ, ЦАС и другие. На разных этапах независимости каждое из них выполняло свою задачу по поддержанию дружественных отношений между исторически близкими странами. Вершиной интеграционных инициатив Казахстана стало достижение договоренностей по созданию Таможенного союза. Решение об его организации – еще один пример стратегического планирования. Уже сегодня, благодаря увеличенному в 10 раз рынку сбыта, строящиеся в рамках программы форсированного индустриально-инновационного развития предприятия имеют повышенный потенциал для роста. С нескрываемым интересом наблюдаем мы за результатами развития других стран постсоветского пространства. Оцениваем путь, который прошли наши соседи и партнеры. Опыт развития каждой из стран, риски и проблемы, с которыми они столкнулись, зачастую оказываются полезным уроком и для нас. Многочисленные межэтнические конфликты; расколы политических элит, парализующие развитие стран; искусственная и губительная самоизоляция, отбрасывающая в развитии на десятилетия, – все это примеры из жизни наших соседей, которых нам удалось избежать. Конечно, в становлении независимого Казахстана были и проблемы. За двадцать лет нашей стране пришлось столкнуться с целым рядом вызовов. Последний из них – мировой финансовый кризис, который разразился в Казахстане в 2007 году. Преодолеть его позволили оперативные действия правительства и средства Национального фонда. Необходимо отметить, что факт создания фонда подвергался самой жесткой критике со стороны оппозиционных сил. Однако кризис показал обоснованность решения об его учреждении. Продолжают сохранять свою остроту некоторые системные проблемы: большой разрыв в доходах самых бедных и богатых граждан, низкая производительность труда во многих отраслях, перекосы в уровне развития регионов, эффективность государственного управления. Но все эти проблемы вполне решаемы – решаемы при условии нашей высокой гражданской активности, нацеленности на результат, осознанной ответственности за судьбу страны. Следование этим качествам предписано нам нашей главной ценностью – ценностью независимости. Нужно признать, что перед Казахстаном стоит еще множество задач, которые предстоит выполнить. Прежде всего это продолжение роста благосостояния граждан, развитие институтов гражданского общества, устранение административных барьеров для бизнеса. Ключевым для Казахстана должен стать следующий этап политической модернизации, начало которого обозначил президент в своих выступлениях. Так, например, уже в следующем году по результатам парламентских выборов в стране будет сформирован многопартийный парламент. Высокая конкуренция среди современных государств предъявляет все большие требования к качеству государственного управления. Без дальнейшей модернизации экономической и политической жизни невозможно успешное развитие страны. Это подтверждает опыт передовых развивающихся стран. Независимость ни в коем случае нельзя воспринимать как данность. Как показывает история, потерять ее можно в одно мгновение, а восстанавливать придется столетиями. Поэтому каждый гражданин должен осознать важность этой ценности и то, что от каждого из нас зависит ее сохранение в будущем. Фридрих Ницше писал: «То, что не убивает нас, делает нас сильнее». Этот же принцип применим и к Казахстану. Мы извлекаем нужные уроки из неудач, осознаем свои ошибки, делаем выводы. И это дает нам возможность избежать их повторения в будущем. Наша независимость проявляется прежде всего в способности и готовности брать на себя ответственность за свою судьбу. И это величайшая ценность – право самостоятельно определить свое место в Истории.
Серик АБДУЛЛАЕВ, депутат маслихата Алматы | |
|