| На евразийских полях | Как заметил британский политик и известный мыслитель XVIII столетия Эдмунд Бёрк: «Время – великий учитель».Чему научило время наше поколение – свидетелей обретения Казахстаном независимости? В начале 90-х годов наша страна оказалась едва ли не единственной, которая в разгар «парада суверенитетов» на постсоветском пространстве выступала за интеграционные процессы. Казахстанская инициатива, предложенная главой государства Нурсултаном Назарбаевым в далеком 1994 году, основывалась не на политических амбициях, а на экономическом прагматизме. Такой подход стал конкурентоспособным преимуществом предложенной модели интеграции. Сегодня мы видим, как она стала политическим трендом. В начале октября российский премьер-министр Владимир Путин опубликовал статью «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня». Показательно, что сделал он это сразу после того, как заявил о планах выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах в России в 2012 году. Тем самым он дал понять, что его новый срок на посту главы государства будет посвящен проблеме интеграции на постсоветском пространстве. Более того, на постсоветском пространстве не только прижилась идея, предложенная президентом Казахстана, но и ее концептуальные пункты, в том числе и многоскоростная интеграция. С одной стороны, мы видим работу Таможенного союза, с другой – в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) идет процесс упрощения торгового режима. А ведь этому интеграционному объединению не раз пророчили бесславный закат, сводя его функцию к цивилизованному развалу СССР. Однако, как показали события, интеграция на постсоветском пространстве живет и побеждает! Почему интеграция оказалась более жизнеспособной идеей и осилила дезинтеграционный тренд? С какими трудностями сталкивается процесс экономического и политического объединения стран на пространстве Евразии и какие перспективы он открывает перед участниками? Об этом и о многом другом мы решили сегодня поговорить с заместителем директора, руководителя Центра первого президента и внутренней политики Республики Казахстан Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента Республики Казахстан Айдаром Амребаевым. – Как вы знаете, в текущем году евразийцы всего мира празднуют 99-летие известного российского этнолога и историка, основателя пассионарной теории этногенеза Льва Николаевича Гумилева. Его идеи нашли отражение и в инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, направленной на интеграцию стран на евразийском пространстве. На каком этапе находится в настоящее время реализация идеи главы нашего государства? – Наконец-то глубокая, стратегически цельная инициатива нашего президента 17-летней давности о необходимости Евразийского Союза и последовавшие за ней конкретные интеграционные пакеты предложений нашли отклик у политических элит евразийского пространства и, более того, стали планомерно воплощаться на практике. Руководители России и Беларуси подтвердили свою приверженность и готовность работать над реализацией этих идей, о чем было объявлено в известных статьях премьер-министра России Владимира Путина и президента Республики Беларусь Александра Лукашенко. Как известно, вода камень точит… И первый президент Казахстана сегодня, как и подобает настоящему лидеру, выступает уже с новыми предложениями, призывая углубить и расширить понимание и принципы организации Евразийского Союза. – Стратегическое видение главы нашего государства в очередной раз доказывает правильность выбранного нашей страной пути. Как, на ваш взгляд, восприняли лидеры других государств интеграционные инициативы Нурсултана Назарбаева? – Действительно, не перестаешь удивляться глубине и прозорливости президента Казахстана, который, восприняв встречные импульсы лидеров дружественных стран, предлагает новое прочтение евразийской идеи и концентрацию усилий не только на реализации уже сформулированных прежде идей и концептов развития, но и на рассмотрении возможности для корректировки их содержания, принятия новых принципов и определения потенциально значимых приоритетов и перспектив на будущее. – Вы имеете в виду нововведения, которые предпринял глава нашего государства в данном направлении? – В данном случае нужно отметить, что в дополнение к прежним принципам Нурсултан Абишевич формулирует новый подход к Евразийскому Союзу как к «открытому проекту», который уже «невозможно себе представить без широкого взаимодействия, например, с Евросоюзом и другими объединениями», в числе которых он перечисляет потенциально возможный Центрально-Азиатский Союз, зону свободной торговли с участием Китая и стран АСЕАН и другие. С точки зрения президента Казахстана, залогом динамичного развития Евразийского Союза в целом и успешной модернизации самих стран является «активное наращивание инвестиционного и технологического сотрудничества с США, Евросоюзом, Китаем и странами Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества». В противном случае, отмечает президент, закрытый характер Евразийского Союза «создаст новое подобие «железного занавеса», но уже по другим геополитическим лекалам». Это «абсолютно не допустимо и не приемлемо», здесь нет и не может быть и речи о «реставрации и реинкарнации СССР. Это лишь фантомы прошлого, домыслы и спекуляции», заключает глава нашего государства. – Как известно, идея Евразийского Союза имеет как сторонников, так и противников, которые скептически относятся как к ее реализации, так и к ожидаемым результатам. При этом приходится слышать о так называемой «вынужденной интеграции», в основании которой стоит китайский фактор. – Примечательно, что лидер Казахстана дает отповедь тем экспертам, кто полагает, что Евразийский Союз – это способ защиты от «так называемой китайской экономической экспансии. Нет ничего более далекого от истины, чем такое утверждение». Совершенно очевидно, что президент нашей страны выходит далеко за пределы «блокового мышления», которое, к сожалению, еще глубоко сидит в умах некоторых экспертов и политиков. Нурсултан Абишевич выступает здесь как прагматичный политик, живущий реалиями и интересами своего народа, и одновременно как великолепный стратег, способный видеть далеко за рамками «политических очевидностей» сегодняшнего дня. – Обсуждая механизм участия стран в Евразийском Союзе, нельзя забывать об ответственности, которая равным образом ложится на «плечи» всех участников данного объединения, независимо от их «значимости» и «самости». Каким образом этот немаловажный момент определен между странами–участницами ЕС? – Действительно, данный вопрос является одним из краеугольных камней любого объединения, в том числе и межгосударственного союза, перспективы которого мы сегодня с вами обсуждаем. В этой связи хочу отметить, что наш президент формулирует очень важное новое «положение об ответственности каждой страны-участницы за устойчивость внутреннего развития, результативность национальной экономической, кредитно-финансовой и социальной политики». Ведь действительно, вступая в те или иные интеграционные структуры, лидеры стран просто обязаны нести ответственность за состоятельность своего участия. Тем самым казахстанский президент ставит очень высокую планку критериев участия для потенциальных участников Евразийского Союза. У нас перед глазами трудности, с которыми, например, столкнулся Европейский союз в отношении Греции, где внутренняя неустойчивость и несбалансированность экономической политики поставили под угрозу стабильность зоны евро и поступательное развитие всех стран ЕС. Таким образом, президент Казахстана, учитывая уроки других интеграционных объединений, предостерегает своих коллег от возможной необоснованной интеграционной эйфории. – Насколько, на ваш взгляд, Евразийский Союз гармонично интегрируется в мировое сообщество, где и так уже действуют несколько межгосударственных объединений, каждое из которых отстаивает свои интересы и реализует свои глобальные инициативы? – Безусловно, в эпоху глобализации одним из первоочередных принципов является «вписанность» этой интеграционной евразийской инициативы в глобальные интеграционные контексты, учитывающие «важные аспекты конструирования новой глобальной системы». Это позволит гармонизировать общие процессы экономического развития. Стратегия формирования замкнутых, изолированных экономических систем, несмотря на кажущийся возможный краткосрочный эффект спасения от глобальных экономических кризисов, тем не менее в стратегической перспективе оказывается ущербной и бесперспективной идеей. Поэтому процесс формирования Евразийского Союза должен быть транспарентным и открытым для всевозможных перспективных проектов. Президент Казахстана в этой связи вспоминает высказанную им инициативу на саммите ОБСЕ, закрепленную в Астанинской декларации о «единой и неделимой системе евро-атлантической и евразийской безопасности», где также реализуется принцип универсальности. По мнению лидера Казахстана, только при таком универсалистском подходе Евразийский Союз «имеет шанс стать органичной частью новой мировой архитектуры». – Какие стратегические шаги будут предприняты в процессе становления Евразийского Союза и как они повлияют на его дальнейшее развитие? – В отношении конкретных стратегических шагов по реализации проекта Евразийского Союза Н. Назарбаев предлагает отказаться от стратегии «догоняющей модернизации», которую проповедуют некоторые эксперты, и перейти к согласованной совместной Программе евразийской инновационно-технологической кооперации на долгосрочную перспективу с целью превращения Единого экономического пространства в «территорию инноваций и мощного технологического прорыва». Другим новаторским предложением от президента Казахстана является ясное позиционирование Евразийского Союза как «прочного звена, сцепляющего евро-атлантический и азиатский ареалы развития», моста, соединяющего «динамичные экономики Евросоюза, Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии». Третьим важным элементом проектирования и реализации Евразийского Союза является формирование этого пространства в качестве «самодостаточного регионального финансового объединения, которое будет частью новой глобальной валютно-финансовой системы». В этом отношении наш президент выводит в плоскость практической реализации свою ранее предложенную идею о радикальном обновлении мировой валютно-финансовой системы через создание региональных валютных союзов. Как пишет президент Казахстана: «Создание валютного союза в рамках ЕЭП – это тот Рубикон, преодолев который, мы вплотную подойдем к новому уровню интеграции». Другим принципиальным моментом, по мнению президента, является эволюционность развития и добровольность участия стран в Евразийском Союзе. Широкий формат данного союза предполагает органичное вхождение в него разнообразных интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Государства разнообразны, различны их экономические модели и скорости движения. И здесь нет необходимости «искусственного ускорения и подстегивания» к союзу отдельных стран. Президент Казахстана отдает должное приоритетам собственного регионального развития в рамках Центрально-Азиатского Союза, который бы существенно поднял благополучие и качество жизни населения нашего региона. Хотя, конечно, «каждому государству предстоит выбрать собственный, наиболее оптимальный путь интеграции». Нурсултан Абишевич видит задачу лидеров Евразийского Союза в наращивании «потенциала всех евразийских объединений, постепенно способствуя сближению их форматов и содержания». – По каким критериям можно оценить эффективность деятельности Евразийского Союза? – Основным критерием дееспособности Евразийского Союза является наличие широкой общественной поддержки интеграционного проекта. Это не может быть каким-либо PR-ходом отдельных политиков, поскольку затрагивает судьбы миллионов людей на всем евразийском пространстве. Данное интеграционное объединение должно чутко реагировать на общественные умонастроения и чаяния простых людей. С этой целью необходима широкая информационно-пропагандистская деятельность на всем пространстве. Президент предлагает «начать работу по созданию круглосуточного новостного канала «Евразия-24», в целях «объективного и полного информирования граждан наших стран о преимуществах и ходе интеграции». Кроме этого Нурсултан Абишевич предлагает разместить исполнительные органы Евразийского Союза в Астане как дань «признательности Казахстану как инициатору идеи евразийской интеграции», тем самым предлагается закрепить и организационно-технически, несмотря на серьезную нагрузку, приверженность нашей страны принципам интеграции, равноправного сотрудничества и взаимопомощи. Андрей КОРОЛЕВ, фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы | |
|