| Двадцать вершин независимости Республики Казахстан | За 20 лет Казахстан прошел большой и нелегкий путь. В 1991 году многие скептически оценивали перспективы нового независимого государства, О самых ярких событиях, повлиявших на то, какой наша страна стала сегодня, вспоминает депутат сената Анатолий Башмаков.
Как это было Первые годы независимости давались нам нелегко
Недавно я выступал в Академии госуправления перед магистрантами и рассказал им интересную вещь. 1991 год – год обретения Казахстаном независимости. К примеру, я – человек того времени, будучи еще и секретарем горкома партии, перейдя в новую эпоху, уже могу оглянуться на 20 лет назад и увидеть, как быстро и стремительно все менялось. От плановой экономики мы быстро переходили к рыночной, одна институциональная среда менялась на другую, создан парламент, работающий на профессиональной основе. Понятно, что для всего этого нужно было создать принципиально новое законодательство: и экономическое, и налоговое, и банковское – все должно носить совершенно иной характер. И вот, представьте себе, 1991 год, 51-летний президент новой независимой страны Нурсултан Назарбаев едет в свой рабочий кабинет. А в это время по всей стране идут веерные отключения электроэнергии. Язнаю это на своем личном опыте по своему родному Петропавловску. Когда есть огромная ТЭЦ, дававшая огромное количество энергии не только по всему региону, но даже в сопредельные российские области, и эта ТЭЦ дает электроэнергии лишь 8 часов в сутки. Во дворе, где я жил, жгли костры, и люди на них готовили себе еду и грели водудля стирки белья. Заводы останавливаются, не выплачиваются зарплаты, пенсии, стипендии. Люди думают о том, как обеспечить завтрашний день своим детям. Как обеспечить завтра своим родителям. Более того, появляются симптомы сепаратистских настроений, в обществе накапливается негативная энергия, которая в любой момент может вылиться в какой-нибудь социальный взрыв. Именно такая обстановка была в стране, когда начиналась наша независимость. Каждый год с тех пор можно рассматривать как историческую веху, исторический этап. Но лучше всего для сравнения переместиться на 20 лет позже, в последние годы, когда наша независимость обрела уже устойчивую платформу. Лучше всего для сравнения привести второй исторический сюжет: Москва, несколько дней назад три президента независимых государств (России, Белоруссии и Казахстана) собрались для того, чтобы Таможенный союз трансформировать в новое образование – Единое экономическое пространство. И когда я слушал Медведева, мне было очень приятно,что он почти все свое выступление посвятил Казахстану как первопроходцу и лично Нурсултану Абишевичу Назарбаеву. А известно, что наш президент еще в то время, на заре независимости, сказал о том, что нужно, чтобы евразийская идея была трансформирована в реальное экономическое объединение. И вот с прошлого года уже работает Таможенный союз, а с 1 января 2012 года это объединение обретет уже новые очертания – будет создано Единое экономическое пространство. Мы сегодня подготовили нормативно законодательную базу под это образование. В скором времени в Казахстане пройдут выборы в мажилис парламента. Это хороший повод для того, чтобы подвести итоги казахстанского парламентаризма, а также наметить новый вектор работы парламента, которыйбудет избран 16 января. Главным историческим значением поправок в Конституцию стало то, что мы постепенно переходим от чисто президентской к президентско-парламентской республике. Теперь у президента есть возможность не полностью распускать парламент, а делать так (и это уже действует сейчас), что распускаетсятолько нижняя палата, а сам по себе парламент как представитель одной изветвей власти продолжает работать в прежнем режиме. Кроме этого, у парламента увеличилось число контрольных функций. Пусть этот механизм не доконца обработан, но все же он реализуется. Мы, к примеру, заслушиваем Счетный комитет, заслушиваем министров для того, чтобы посмотреть, как идет исполнение республиканского бюджета. Хотя в скором времени, возможно,появятся новые формы для расширения этих возможностей. Другое немаловажное изменение: если раньше правом законодательной инициативы обладали сам депутат и правительство, то теперь такое же право предоставлено самому президенту. Как арбитру, как координатору всех социальных, политических, экономических тенденций развития общества. Президент сегодня может обращатьсяв парламент и обращать внимание на первоочередные законы – то, что сегодня наиболее важно для страны. География возможности использования законодательной инициативы расширяется. Задачей первого и второго созывов парламента было внесение изменений в законодательную базу, чтобы внедрить рыночную экономику. И 75 процентов всех законопроектов были из экономического блока. То есть это налоговая база, банковская система, инвестиционная политика, охрана труда. Третий и четвертый созывы принимали больше законы социального плана: образование, культура, СМИ, кодекс о здоровье. Только что мы приняли законы о семье, супружестве и браке. То есть вектор меняется. Даже сегодня, когда приезжаешь в регионы, уже меньше говорят о проблемах с зарплатой. Говорят, когда поставят спутники для мобильных телефонов, когда построят новые спортивные школы,дома молодежи. И будущий созыв мажилиса должен решать вопросы усовершенствования законодательной базы. А также унифицировать законодательную базу с Россией и Белоруссией по созданию Единого экономического пространства и Евразийского союза.
Закон есть закон Об итогах работы законодательных органов за 20 лет
В скором времени в Казахстане пройдут выборы в мажилис парламента. Это хороший повод для того, чтобы подвести итоги казахстанского парламентаризма, а также наметить новый вектор работы парламента, который будет избран 16 января. Главным историческим значением поправок в Конституцию стало то, что мы постепенно переходим от чисто президентской к президентско-парламентской республике. Теперь у президента есть возможность не полностью распускать парламент, а делать так (и это уже действует сейчас), что распускается только нижняя палата, а сам по себе парламент как представитель одной из ветвей власти продолжает работать в прежнем режиме. Кроме этого, у парламента увеличилось число контрольных функций. Пусть этот механизм не до конца обработан, но все же он реализуется. Мы, к примеру, заслушиваем Счетный комитет, заслушиваем министров для того, чтобы посмотреть, как идет исполнение республиканского бюджета. Хотя в скором времени, возможно,появятся новые формы для расширения этих возможностей. Другое немаловажное изменение:если раньше правом законодательной инициативы обладали сам депутат иправительство, то теперь такое же право предоставлено самому президенту. Как арбитру, как координатору всех социальных, политических, экономических тенденций развития общества. Президент сегодня может обращаться в парламент и обращать внимание на первоочередные законы – то, что сегодня наиболее важно для страны. География возможности использования законодательной инициативы расширяется. Задачей первого и второго созывов парламента было внесение измененийв законодательную базу, чтобы внедрить рыночную экономику. И 75 процентов всех законопроектов были из экономического блока. То есть это налоговая база, банковская система,инвестиционная политика, охрана труда. Третий и четвертый созывы принимали больше законы социального плана: образование, культура, СМИ,кодекс о здоровье. Только что мы приняли законы о семье, супружестве ибраке. То есть вектор меняется. Даже сегодня, когда приезжаешь в регионы, уже меньше говорят о проблемах с зарплатой. Говорят, когда поставят спутники для мобильных телефонов, когда построят новые спортивные школы,дома молодежи. И будущий созыв мажилиса должен решать вопросы усовершенствования законодательной базы. А также унифицировать законодательную базу с Россией и Белоруссией по созданию Единого экономического пространства и Евразийского союза.
Константин Козлов, Алматы
| |
|