| Пояс безопасности | Некоторые государства в целях обеспечения собственной национальной безопасности мечтают обзавестись ядерным оружием, раскручивая новую гонку вооружений как в своем регионе, так и во всем мире. Что в конечном итоге может привести к новой войне. Как это сегодня мы наблюдаем на примере Ирана и Северной Кореи. Другая же дипломатическая стратегия, развивая и укрепляя торгово-экономические отношения, предполагает искать безопасность для своей страны путем сотрудничества и дружбы со своими соседями. Что дает порой куда более эффективные результаты, достигаемые менее затратным и безопасным способом. Наш собеседник – постоянный представитель Республики Казахстан при секретариате Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Багдат Сейтбатталов.
– Багдат Жумабекович, не могли бы вы вкратце рассказать об основном направлении вашей работы. – Как вы знаете, в Шанхайскую организацию сотрудничества входят шесть государств: Китай, Казахстан, Россия, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан. Организация создана в 2001 году. При секретариате ШОС в Пекине работают постоянные представители от всех шести стран. Секретариат ШОС – это рабочий орган. Вся документация проходит через нас. Все запросы и поручения секретариата мы доводим до ответственных лиц в Казахстане. – Вы говорите, ШОС создана в 2001 году. А насколько за этот период увеличился документооборот? Cпрашиваю потому, что именно увеличение документооборота служит косвенным доказательством усиления влияния самой организации. – За десять лет документооборот вырос в несколько раз. Не могу сказать – в два, в три раза, намного больше. Сотрудничество между нашими странами укрепляется по всем направлениям. Возьмем, к примеру, аграрный сектор. Раньше у нас проходили встречи министров культуры, в этом году уже встречаются министры сельского хозяйства. А значит, появляются на свет новые договоренности, растет документооборот. Вместе с тем появляются совершенно новые направления нашей работы, о которых мы прежде не думали. Так, в торгово-экономической сфере у нас создан деловой совет, появился Банк развития. Много времени отводится организационной работе, что также сказывается на увеличении документооборота. Ведь для того, чтобы встретились министры, необходимо вначале организовать встречи экспертов и консультантов. Причем такие организационные моменты присутствуют и на двустороннем уровне, когда договариваются между собой руководители и министры Казахстана и Китая, и в общем формате, когда за столом переговоров встречаются делегации всех шести государств, входящих в организацию. В этом отношении работа секретариата ШОС является многосторонней дипломатией. – Шанхайская организация сотрудничества – это только сугубо экономическое объединение? – Нет. Если вернуться к предыстории вопроса, то в самом начале была шанхайская пятерка государств, ставящих перед собой основную цель – установить атмосферу дружбы и доверия между республиками Центрально-Азиатского региона. Сначала ставилась задача – провести демаркацию границ, чтобы разрешить все территориальные споры, которые могли возникнуть в будущем перед странами, входящими в ШОС. В рамках подписанных соглашений каждое государство отвело свои войска на сто километров в глубь своих территорий. И тогда же возник вопрос о доверии, чтобы пограничные рубежи были границами добрососедства и дружбы. Стабильность и спокойствие – вот в чем нуждаются все государства мира. И такая задача в формате ШОС была успешно решена. Собственно, для этого и создавалась Шанхайская организация сотрудничества. – Помимо шести государств, являющихся постоянными представителями ШОС, еще четыре государства наделены статусом наблюдателя. И вот здесь сам собой напрашивается вопрос: а что мешает дальнейшему расширению ШОС? Что, в принципе, еще больше упрочило бы авторитет этой организации в мире. – Да, вы правильно заметили. Четыре государства имеют статус наблюдателя. Это Индия, Пакистан, Иран и Монголия. И еще два государства являются партнерами по диалогу. Это Беларусь и Шри-Ланка. Разумеется, вопрос о расширении ШОС стоит на повестке дня. В самой хартии Шанхайской организации сотрудничества записано, что это открытая организация. И любое государство может стать его членом. Но для этого должна существовать нормативная база. И такая база сегодня уже создается. Приняты два основополагающих документа. Это проект меморандума, подготовленный на Астанинском саммите. И до этого был подписан в Ташкенте еще один документ. Можно сказать, что в определенной степени нормативная база уже сформирована. В ней прописаны обязательства, которые берет на себя вступающее в ШОС государство. При этом за все время работы Шанхайской организации сотрудничества было принято порядка двадцати основных документов. Следовательно, вступающая сторона должна ратифицировать у себя все эти соглашения. Кроме того, существуют административные, технические вопросы. Ведь если в ШОС вступают новые государства, то, соответственно, штат секретариата расширяется. И необходима соответствующая оплата, техническое оснащение. Но главное требование к таким государствам – кандидатам на вступление следующее: они не должны подпадать под санкции Совета Безопасности ООН. Поэтому членство того же Ирана в ШОС в ближайшей перспективе проблематично. – А в чем, собственно, состоит интерес других государств, стремящихся вступить в Шанхайскую организацию сотрудничества, если они не имеют с нами общих границ? – Первые десять лет – это был период становления. А сегодня организация получает новые стимулы развития. За десять лет Шанхайская организация сотрудничества завоевала авторитет во всем мире. Два члена этого объединения представлены в Совете Безопасности ОOН. По численности населения ШОС не имеет аналогов в мире. Это почти два миллиарда человек, или треть населения всей планеты. Потом, не следует забывать: Китай вышел на второе место в мире по уровню развития своей экономики. И, конечно, все эти факторы играют свою роль. Поэтому для многих государств ШОС становится весьма притягательным, интересным объединением. Это новая форма сотрудничества, направленная на достижение стабильности в регионе. Когда никто ни на кого не давит. Смотрите, маленькие Киргизия и Таджикистан. При желании Китай мог бы оказывать на них давление. Но этого не происходит. Все решения в рамках ШОС принимаются на основе консенсуса. – А какие-то решения военного характера могут приниматься в формате данного объединения? – Определимся сразу, ШОС – это не военно-политическая структура. У нее три основных направления деятельности. Первое – борьба с терроризмом, сепаратизмом и наркотрафиком. Второе направление – торгово-экономическое. И третье – сотрудничество в культурно-гуманитарной сфере. – Ну хорошо. В качестве иллюстрации приведем пример: сегодня Афганистан представляет в плане терроризма потенциальную угрозу для его ближайших соседей – Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, того же Китая. Вправе ли ШОС принять действенные меры в отношении террористических группировок, обосновавшихся в Афганистане? Вопрос далеко не праздный. – В рамках ШОС осуществляет свою деятельность региональная антитеррористическая организация. Штаб ее расположен в Ташкенте. Там непосредственно вырабатывается стратегия и тактика противодействия террористическим группировкам. Но прямо переносить свои действия на территорию Афганистана, мы, естественно, не можем. С Афганистаном работает непосредственно контактная группа от стран ШОС, отвечающая за взаимодействие с этой исламской республикой. Афганистану оказывается гуманитарная и консультативная помощь. Скажем, недавно Казахстан выделил Афганистану гуманитарную помощь в размере пятидесяти миллионов долларов. У нас обучается порядка двух тысяч студентов из этой страны. – Давайте представим и другую гипотетическую ситуацию… Не может ли в будущем возникнуть противоречие? Допустим, те же западные государства решили вмешаться в дела независимой Киргизии, как они это только что проделали в Ливии, а до этого в Афганистане. А Киргизия входит в ШОС. И что? Тогда возникает конфликт? – Прежде всего я должен сказать, что та же Америка, как и ряд европейских государств, проявляет интерес к ШОС. Что лишний раз подчеркивает растущий авторитет Шанхайской организации сотрудничества во всем мире. А что касается вашего примера, то руководство любой страны, прежде чем куда-то «сунуться», обязано просчитать для себя все возможные риски, связанные с подобным вмешательством во внутренние дела суверенного государства. И ШОС в данном случае выступает именно как гарант безопасности Киргизии. Кроме того, Киргизия входит в ОДКБ, в СНГ. В рамках этих объединений также существуют договоры о взаимной помощи, в том числе и военной. – А в чем, на ваш взгляд, самая главная выгода для Казахстана от нашего членства в ШОС? – ШОС – это прежде всего гарантия мирного и стабильного развития нашей страны. Соответственно, и развития торгово-экономических контактов с нашими соседями по региону.
Серик МАЛЕЕВ, фото автора, Алматы – Урумчи – Алматы | |
|