| Технология процесса | В эти выходные казахстанцы придут на избирательные участки, чтобы определиться с будущим составом парламента. Независимо от результатов, уже сейчас можно говорить, что пятый состав мажилиса будет многопартийным. Такая структура представительного органа власти, если верить отечественным экспертам, больше отвечает требованиям устойчивого развития как общества, так и страны в целом. Впрочем, главное в выборах не результат, а прозрачность и справедливость голосования. И в данном случае многое будет зависеть от отечественных и иностранных наблюдателей. По оценкам члена Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан Марата Сарсембаева, на предстоящих парламентских выборах их будет не меньше, а возможно больше, чем на предыдущих. Как будут работать наблюдатели и каковы их полномочия? Об этом сегодня газете «Литер» подробно рассказывает Марат Сарсембаев.
Успешность парламентских выборов зависит не только от политической активности партий и явки избирателей, но и от самой процедуры их проведения. Доля справедливости в данном случае измеряется честностью и прозрачностью голосования. О том, как обеспечить их, сегодня газете «Литер» рассказывает член Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан Марат Сарсембаев. – Какие казахстанские организации имеют право посылать своих представителей в качестве наблюдателей на предстоящие парламентские выборы? – Права и обязанности наблюдателей за выборами закреплены в статье 20-1 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 года (с последующими изменениями и дополнениями. – Ред.). Согласно данной статье, наблюдателями могут выступать представители партий, зарегистрированных 8064 общественных объединений и еще нескольких тысяч некоммерческих организаций республики. Статус наблюдателя придан и доверенным лицам от политических партий пунктом 5 статьи 31 Конституционного закона о выборах. Вот эти партии, объединения и организации вправе посылать своих представителей в качестве наблюдателей за парламентскими выборами, которые состоятся 15 января. Чтобы стать наблюдателем на выборах и получить необходимые полномочия, достаточно иметь на руках письмо от соответствующего органа политической партии, соответствующего общественного объединения или некоммерческой организации. Более подробно об этом говорится в статье 20-1 казахстанского закона о выборах: «Полномочия наблюдателя от политических партий, иных общественных объединений, некоммерческих организаций Республики Казахстан должны быть удостоверены в письменной форме с указанием его фамилии, имени, отчества. Данный документ заверяется печатью организации, направившей наблюдателя, и действителен при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Документы предъявляются председателю избирательной комиссии либо лицу, его замещающему, для регистрации наблюдателя путем внесения данных о нем в журнал учета». По предъявлении документов и регистрации данный представитель становится наблюдателем за выборами со всеми его правами и обязанностями. Статус и полномочия наблюдателя на выборах можно получить, став доверенным лицом той или иной партии. Процедура получения такого статуса проста, она закреплена статьей 31 закона о выборах: «Лица, предлагаемые кандидатом, политической партией в качестве доверенных лиц, представляют в соответствующую избирательную комиссию заявление о своем согласии быть доверенным лицом». В настоящее время территориальные избирательные комиссии страны зарегистрировали 20029 доверенных лиц, выдвинутых партиями «Нур Отан», Партией патриотов Казахстана, «Ак жол», ОСДП и КНПК. На парламентских выборах 2007 года было 18996 наблюдателей. Мы прогнозируем, что количество отечественных наблюдателей в день выборов будет не меньше показателя предыдущих парламентских выборов. Различие в статусе отечественных и международных наблюдателей заключается в частности, в том, что отечественные наблюдатели вправе наблюдать как за выборами депутатов мажилиса парламента Республики Казахстан, так и за выборами депутатов маслихатов всех уровней, а международные наблюдатели изъявили желание наблюдать преимущественно только за парламентскими выборами. – Кто и как вправе стать международным наблюдателем за парламентскими выборами в Казахстане? – По сравнению с отечественными наблюдателями стать международным наблюдателем несколько сложнее. Для того чтобы им стать, нужно соответствующее приглашение. Процедуры становления лица в качестве международного наблюдателя закреплены в статье 20-2 казахстанского закона о выборах. В данной статье сказано, что «приглашения иностранным государствам и международным организациям участвовать в наблюдении за выборами в Республике Казахстан могут быть направлены председателем Центральной избирательной комиссии, министром иностранных дел Республики Казахстан», которые «направляются через Министерство иностранных дел Республики Казахстан». Адресатами приглашений являются официальные представители иностранных государств и международных (межгосударственных, межправительственных) организаций. В этих приглашениях «могут содержаться пожелания к численности и составу миссии, а также к обеспечению в миссии гендерного баланса, странового представительства». Говоря другими словами, иностранные граждане и сотрудники международных организаций в частном порядке в Казахстан не приглашаются и не аккредитуются. В этой же статье говорится, что «иностранные государства и международные организации представляют в Министерство иностранных дел Республики Казахстан список своих наблюдателей, представителей». После этого «по представлению Министерства иностранных дел Республики Казахстан» наблюдатели как официальные представители иностранных государств и международных организаций аккредитуются при Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан. Им вручаются удостоверения от Центризбиркома, которые действительны на всех 9764 избирательных участках страны, по предъявлении и регистрации которых их владельцы могут приступить к реализации всех прав и обязанностей, сформулированных в статье 20-2 казахстанского закона о выборах. За всю 20-летнюю историю существования Республики Казахстан как независимого государства в нашей стране процесс 20 избирательных кампаний наблюдали 7312 международных наблюдателей, включая представителей иностранных СМИ, в том числе 11 выборов депутатов парламента Республики Казахстан, на которых было аккредитовано 3599 международных наблюдателей. Из них 6 избирательных кампаний имели отношение к выборам депутатов мажилиса парламента Республики Казахстан, за которыми наблюдали 2720 международных наблюдателей. На сегодняшний день в целях обеспечения международного наблюдения за предстоящими парламентскими выборами аккредитованы 326 международных наблюдателей от 5 международных организаций и 24 иностранных государств. Миссия БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за парламентскими выборами в Республике Казахстан представлена 101 наблюдателем от 33 государств–участников ОБСЕ; Миссия наблюдателей от СНГ – 133 наблюдателями; Миссия наблюдателей от ШОС – 9 наблюдателями; Совет сотрудничества тюркоязычных государств – 9 наблюдателями от 4 государств и Организация исламского сотрудничества – 4 наблюдателями от 4 государств-участников. 24 иностранных государства прислали 70 наблюдателей. Возможно, ближе ко дню выборов их число будет примерно таким же, каким оно было на прошлых парламентских выборах — 1129 международных наблюдателей. – А есть ли другие группы международных наблюдателей, кроме официальных представителей иностранных государств и международных организаций? – Да, есть. Парламентские, равно как и другие типы выборов, на правах международных наблюдателей могут наблюдать еще и 200 представителей иностранных средств массовой информации. Их полномочия вытекают из содержания пунктов 5, 6 и 7 статьи 20-2 казахстанского закона о выборах, которое конкретизировано постановлением Центризбиркома от 21 ноября 2011 года, согласно подпункту 2 пункта 1 которого они «вправе осуществлять наблюдение за выборами при наличии удостоверения об аккредитации, выданного Министерством иностранных дел Республики Казахстан». Нужно иметь в виду, что эта категория международных наблюдателей аккредитацию при Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан не проходит: им достаточно получить постоянную или временную аккредитацию от Министерства иностранных дел республики (152 из них аккредитованы постоянно, 48 – временно). Они обладают тем же объемом прав и обязанностей, что и наблюдатели от иностранных государств и международных организаций. Численность временно аккредитуемых иностранных СМИ ближе к дню голосования может увеличиться. Кстати, каждого международного наблюдателя, не владеющего государственным или русским языками, может сопровождать один переводчик, которому достаточно предъявить документ, удостоверяющий его личность. – В чем сходство прав и обязанностей казахстанских и международных наблюдателей за выборами? – Права и обязанности казахстанских и международных наблюдателей за выборами, в том числе парламентскими, в целом ряде пунктов совпадают, и в этой связи покажем их сходство. В соответствии со статьей 20-1 казахстанского закона о выборах, отечественные наблюдатели вправе «присутствовать на заседании избирательной комиссии». По статье 20-2 международные наблюдатели также могут присутствовать на заседании избирательной комиссии: данное правомочие вытекает из подпункта 1 пункта 6 статьи 20-2 казахстанского закона о выборах: «присутствовать на всех стадиях избирательного процесса». Но законодатель сделал особый акцент на праве отечественного наблюдателя присутствовать на заседании избирательной комиссии, исходя из того, что отечественные наблюдатели в гораздо большем количестве, чем международные наблюдатели, могут присутствовать на заседаниях большого числа отечественных избирательных комиссий, особенно в долговременный период предвыборной агитации. В этот период международных наблюдателей не бывает вовсе или их количество ограничивается малым числом долгосрочных наблюдателей. И все же, согласно статье 20-2 (подпункты 2 и 3 пункта 6) казахстанского закона о выборах, международные наблюдатели вправе «получать в избирательных комиссиях информацию о ходе избирательной кампании», а также иметь доступ «на избирательные участки во время проведения голосования и подсчета голосов». Права казахстанских наблюдателей по поводу возможности получения «информации о количестве избирателей, принявших участие в голосовании, в том числе в голосовании вне помещения», нахождения «в помещении для голосования соответствующего избирательного участка во время проведения голосования и подсчета голосов», наблюдения «за ходом голосования, процедурой подсчета голосов на избирательном участке», присутствия «при подсчете и погашении членами участковой избирательной комиссии неиспользованных избирательных бюллетеней», наблюдения процедуры «передачи протоколов о результатах голосования вышестоящим избирательным комиссиям»; ознакомления «с протоколами избирательной комиссии об итогах голосования, получения их заверенных копий, обращения внимания членов избирательной комиссии «на нарушения требований настоящего Конституционного закона» где-то текстуально, а где-то содержательно совпадают с правами международных наблюдателей. Обязанности казахстанских и международных наблюдателей совпадают почти по все пунктам. Если отечественные наблюдатели, согласно пункту 3 статьи 20-1 казахстанского закона о выборах, обязаны: «2) не вмешиваться в избирательный процесс, в процедуру подсчета голосов и принятия решений избирательной комиссией; 3) не предпринимать действия, препятствующие работе избирательной комиссии; 4) выполнять требования председателя избирательной комиссии по соблюдению правил поведения на избирательном участке, установленных соответствующей избирательной комиссией»; 6) соблюдать требования настоящего Конституционного закона и иного законодательства Республики Казахстан; 7) сохранять непредвзятость, не выражать предпочтение конкретному кандидату, политической партии», то такие же обязанности практически текстуально сформулированы и для международного наблюдателя в подпунктах 2, 3, 4, 6, 5 пункта 7 статьи 20-2 того же казахстанского закона о выборах. – Есть ли различия в правах и обязанностях казахстанских и международных наблюдателей? Если да, то почему эти различия существуют? – Интересный вопрос. Чтобы ответить на него, попробуем провести сравнительный анализ прав и обязанностей как отечественных, так и международных наблюдателей, и по возможности сформулировать причины, по которым их права и обязанности отличаются друг от друга. В статье 20-1 казахстанского закона о выборах зафиксировано право отечественного наблюдателя «сопровождать переносные избирательные урны, в том числе находиться в транспортном средстве во время их перевозки». В принципе и международный наблюдатель может сопровождать переносные урны, но в законе специально сформулировано такое право за отечественными наблюдателями потому, что они находятся на избирательном участке от начала до конца голосования, в то время как международные наблюдатели, как правило, работают в режиме посещения целого ряда избирательных участков, в силу чего каждому участку они уделяют немного времени. Казахстанскому наблюдателю предоставлено право «обжаловать решения, действия (бездействие) соответствующей избирательной комиссии и (или) ее членов в вышестоящую избирательную комиссию или суд». Такого права у международного наблюдателя нет, поскольку наличие такого права у международного наблюдателя и его осуществление означало бы вмешательство во внутренние дела казахстанского государства, что международным правом запрещено. Международный наблюдатель может только «информировать членов избирательных комиссий о своих наблюдениях, выявленных нарушениях, вносить рекомендации», «делать публичные заявления». Подпункт 12 пункта 2 статьи 20-1 казахстанского закона о выборах наделяет отечественного наблюдателя правом составлять и вручать руководству избирательной комиссии акты о нарушениях выборного законодательства и получать отметки о вручении. Такое право за международным наблюдателем не закреплено. Следует подчеркнуть, что на такое право, а также на право в отношении сопровождения переносных урн, на право на обжалование решений, действий (бездействия) соответствующей избирательной комиссии и (или) ее членов в вышестоящую избирательную комиссию или суд нет прямых указаний и в Кодексе поведения международных наблюдателей за выборами, который был индоссирован (подписан) вместе с Декларацией принципов международного наблюдения за выборами в ООН 24 октября 2005 года, в параграфе 8 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ, принятого 29 июня 1990 года, в Кодексе поведения наблюдателей БДИПЧ/ОБСЕ, в пункте 8 статьи 15 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах–участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 года. Эти международные документы акцентируют внимание международных наблюдателей на недопустимости их вмешательства в выборный процесс страны наблюдения. Некоторые отличия в обязанностях казахстанских и международных наблюдателей заключаются в следующем. Если отечественный наблюдатель обязан иметь при себе документ, удостоверяющий его полномочия, то международный наблюдатель обязан иметь при себе документ, удостоверяющий его аккредитацию. Если казахстанскому наблюдателю подпункт 5 пункта 3 статьи 20-1 закона о выборах вменяет в обязанность «основывать свои замечания на документированных, действительных, поддающихся проверке фактах», то для международного наблюдателя за выборами в Казахстане такой обязанности не предусматривается. Хотя похожая обязанность международного наблюдателя сформулирована в вышеприведенных международных документах. – Какими могут оказаться последствия для казахстанских и международных наблюдателей, если они нарушат нормы закона в период наблюдения за парламентскими выборами? – Если нормы казахстанского законодательства нарушат отечественные наблюдатели, соответствующая избирательная комиссия может отменить регистрацию наблюдателя. Если международные наблюдатели нарушат нормы казахстанского законодательства, соответствующая избирательная комиссия вправе внести в Центральную избирательную комиссию представление об отзыве аккредитации международного наблюдателя. Если такие нарушения совершат представители иностранных СМИ, может встать вопрос об отзыве Министерством иностранных дел аккредитации такого наблюдателя.
Диас КУСАИНОВ, Алматы
| |
|