| Стратегический анализ | На этой неделе правоведы и экономисты обсуждают послание президента «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана».Все они отмечают, что затронутые проблемы имеют актуальный характер для развития страны, их решение усилит конкурентоспособность экономики, а в целом – укрепит иммунную систему, поскольку снижаются вызовы и угрозы, которые во многом носят глобальный характер и не сильно зависят от процессов, протекающих в стране. Впрочем, эксперты говорят не только о мировых трендах, но и о проблемах, затронутых президентом Нурсултаном Назарбаевым в послании, которые сегодня осложняют процессы развития страны. Среди них диверсификация моногородов, чья экономика сильно зависит от развития одной отрасли, или судебная система, служители которой нередко сами демонстрируют низкий профессионализм. Что необходимо сделать? Об этом, собственно, и говорили казахстанские эксперты.
Ведущие эксперты государственных и независимых аналитических структур страны на этой неделе обсудили в Алматы перспективы и механизмы реализации послания главы государства «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» в ходе «круглого стола» в Казахстанском институте стратегических исследований. Как отметили эксперты, послание президента народу Казахстана – стратегический документ, определяющий основные направления деятельности государства на ближайшую перспективу. В нем сформулированы стратегические направления социально-экономической модернизации казахстанского общества. Эксперты обсудили широкий спектр вопросов, имеющих непосредственное отношение к стратегическим целям государственной политики, затронутым в послании президента: обеспечение занятости населения, развитие отечественной системы образования и здравоохранения, индустриально-инновационное развитие страны. – Послание президента можно рассматривать как акт политической коммуникации и как документ высокого политического звучания, потому что оно исходит от главы государства и обращено к народу. Как в казахстанских, так и в зарубежных СМИ оно нашло широкий отклик. Общий тон высказываний политиков, обозревателей и экспертов таков: это заявка на будущее, это новый документ, грандиозный по своим масштабным целям, это программа реальных дел, – говорит главный научный сотрудник КИСИ Юрий Булуктаев. Но ведь и прежние послания президента имели примерно такой же резонанс. Чем отличается нынешнее послание от предыдущих и какова его политическая составляющая? В этом контексте Булуктаев омечает три особенности документа. Во-первых, послание является заключительным аккордом избирательного цикла 2011–2012 годов, завершившегося обновлением двух ветвей власти – законодательной и исполнительной, формированием многопартийного парламента и осуществлением кадровых перестановок в правительстве. Во-вторых, в политическом плане послание определяет стратегический курс государства на ближайшую перспективу, открывая новый этап казахстанского пути. В-третьих, текст послания составлен с учетом событий в Жанаозене. Трудностей и проблем, неизбежных для молодого государства в период его становления и развития, много. Однако текст послания пронизан уверенностью в потенциале казахстанского общества. Оптимистичный настрой обусловлен тем, что Нурсултан Назарбаев предлагает новые вызовы и угрозы как глобального, так и внутреннего характера трансформировать в новые возможности, которые ни в коем случае нельзя упускать, чтобы не остановиться в развитии, не оказаться на обочине мировых процессов. Таким образом, послание президента дало старт новому этапу продвижения страны по пути прогресса. И в этом заключается его особая политическая значимость, подчеркивает Булуктаев. Другим актуальным предложением послания является предложение разработать целостную программу развития моногородов, где предусматриваются меры по диверсификации каждой конкретной городской экономики, а также развитию в ней социальной сферы. В Казахстане имеется 26 таких малых городов, где проживает в общей сложности более полутора миллионов человек. Поэтому такая комплексная программа развития моногородов может в случае ее правильной реализации существенно улучшить экономическую ситуацию в этих городах, а значит, и материальное положение их населения, снизить социальные риски. – Основной проблемой малых городов в нашей стране является не столько сама по себе высокая специализация на одной отрасли, сколько низкая степень обработки продукции в этой отрасли. Именно в повышении этой степени обработки, которой способствует диверсификация экономики моногородов, заключается главный вызов, стоящий перед ними, – говорит первый заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований Лейла Музапарова. По ее мнению, роль государства здесь должна заключаться в том, чтобы помочь, а не содержать. Государство должно обеспечить необходимый толчок развитию моногорода, но основной объем государственной финансовой поддержки должен в среднесрочной и долгосрочной перспективе постепенно замещаться средствами инвесторов. Что касается распределения ответственности за социальную сферу в моногородах между государством и бизнесом, то, по мнению экспертов, здесь предстоит государству играть роль первой скрипки. Это уменьшит нагрузки на градообразующие предприятия, поможет компаниям свести к минимуму сокращение штата и обеспечить достаточный уровень налоговых отчислений в бюджеты регионов. Такой подход к распределению социальной ответственности позволит избежать взрывоопасных ситуаций. Говоря о модернизации судебной и правоохранительной систем, глава государства указал, что судьи должны вершить правосудие, только руководствуясь законом и своей совестью, и весьма жестко поставил вопрос о кардинальном пересмотре порядка формировании судейского корпуса. – Надо сказать, что это достаточно важный вопрос, поскольку представители общественности до сих пор не принимают активного участия в назначении судей. К сожалению, публичность данной процедуры на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Особо президент сказал об ответственности судей, подчеркнув, что «всей судебной системе, начиная от Верховного суда, требуется повысить свою ответственность и квалификацию и самой начать совершенствовать свою работу». Необходимо законодательно ограничить возможность необоснованных решений апелляционных инстанций о возвращении дел на новое рассмотрение в нижестоящие суды. Очень важный посыл, указанный в послании: «Нарушение судьями законов должно стать чрезвычайным событием, о котором должны знать все». Нельзя не согласиться с мнением, что к подобного рода нарушениям мы все еще относимся как к обыденным, – говорит декан факультета международных отношений КазНУ им. Аль-Фараби Каримжан Шакиров. Принятие нового Уголовно-процессуального кодекса и законопроекта о частной детективной деятельности позволит решить многие накопившиеся проблемы, возникающие в ходе расследования и судебного рассмотрения дел. Хотелось бы, чтобы новый кодекс стал более компактным и доступным для нормального его восприятия. Однако, по мнению экспертов, уже сейчас, к сожалению, можно констатировать, что отсутствует достаточная гласность в разработке концепции готовящегося законопроекта. Другой вопрос, своевременно поднятый в послании, – качественное кадровое обновление правоохранительных и специальных органов. Президентом поставлена задача – до 1 июля 2012 г. провести переаттестацию всего их личного состава. Только после этого должны быть рассмотрены вопросы увеличения денежного довольствия и расширения соцпакета поддержки работников правоохранительной системы, а также их технического оснащения. Одним из важных вопросов модернизации президент назвал решительную борьбу с коррупцией и акцентировал внимание на том, что «действия в этом направлении заметно снизили уровень коррупционности в госаппарате, что отмечают международные эксперты. Но нам необходимо выработать новую стратегию борьбы с коррупцией». Нужно не только выявлять и привлекать к суду взяточников, как было отмечено главой государства, но и использовать новые правовые механизмы, информационные возможности, шире привлекать общество для предупреждения и профилактики коррупционных нарушений. Надо изучить и использовать опыт других стран. Необходимо переходить к декларированию не только доходов, но и расходов государственных служащих, а для этого необходимо принятие отдельного закона. В связи с изложенным правительству было поручено в трехмесячный срок подготовить и представить комплексную антикоррупционную программу. Президент призвал продолжать работу по декриминализации финансово-экономических правонарушений, в том числе налоговых. Нет сомнения, что новые задачи по модернизации судебной и правоохранительной систем будут решены. Однако успех или неуспех в их решении будет зависеть от того, насколько широко будет привлечена к этому процессу научная общественность. Хочется надеяться, что мнение ученых будет услышано руководством страны, подчеркивает Шакиров.
Куляш ТУРГАЗИЕВА, Алматы
| |
|