| РАЗУМный вклад | Как отметил президент Нурсултан Назарбаев в послании народу Казахстана, одним из стратегических направлений развития страны на ближайшие годы станет улучшение человеческого капитала.Давно замечено, что уровень образования населения и, самое главное, квалифицированный труд становятся инструментами устойчивого развития национальной экономики и улучшения ее конкурентоспособности, а также механизмом по привлечению инвестиций. Как следствие, в разных странах мира наблюдается процесс роста частных и государственных вложений в человеческий капитал. Однако в случае с Казахстаном улучшение человеческого капитала позволяет решать сразу несколько задач. А именно преодолевать дефицит свободных рабочих рук, повышать производительность труда и, самое главное, более эффективно проводить политику диверсификации и модернизации как отдельных предприятий, так и экономики в целом.
Одним из векторов развития Казахстана станет инвестирование в человеческий капитал. Об этом президент Нурсултан Назарбаев сообщил в послании народу Казахстана. Такое положение вызвано требованием XXI столетия, где решающим фактором развития стран выступает не столько их материально-производственная база, сколько человеческие ресурсы. Прежде всего уровень образования населения, навыки и знания людей. Несколько лет назад Казахстан провозгласил курс на построение «умной» экономики, где главный акцент делается на производство высокотехнологичной продукции. Одним из ее базовых фундаментов выступают не только модернизированные по последнему слову техники предприятия, но и людские ресурсы. Именно человек, его знания, способность быстро адаптироваться к меняющейся окружающей среде являются как инструментом повышения конкурентоспособности бизнеса и устойчивого развития экономики в целом, так и способом повышения доходов компаний. Поэтому, как отметил в послании народу Казахстана Нурсултан Назарбаев, качественный рост человеческого капитала – это прежде всего «образование и здравоохранение». У Казахстана есть преимущество – грамотность населения, которая превышает 95 процентов от общей численности людей. Кстати, на эту особенность нашей страны, как правило, обращают внимание составители международных бизнес-рейтингов (например, «индекс конкурентоспособности стран». – Ред.). Но если нам удалось сохранить высокие показатели грамотности населения, то остается проблемой качественное образование. К примеру, в 2010 году только два отечественных вуза – Евразийский национальный университет имени Гумилева и КазНУ имени аль-Фараби, попали в глобальный рейтинг 500 лучших университетов мира (QS World University Rankings. – Ред.). Это только первый и, будем надеяться, не последний успех казахстанских вузов. Тем более что в стране появляются новые образовательные учреждения, где акцент делается на международные стандарты обучения и подготовки специалистов. Так, в Казахстане уже действует Назарбаев Университет и Интеллектуальные школы. И как сказал в послании Нурсултан Назарбаев: «Надо распространять их опыт на всю систему казахстанского образования, подтягивать к их уровню все образовательные учреждения». Отметим сразу, что инвестирование в человеческий капитал имеет особенность. В отличие от других инструментов вложения, он не сразу приносит доход. Требуется много времени на подготовку специалистов высокого уровня, но результат оправдывает себя. Так, по оценкам экспертов, увеличение срока обучения на один год увеличивает рост ВВП на 1–2 процента. Кроме того, экономика страны выходит на траекторию устойчивого роста и в условиях кризиса демонстрирует хорошую отказоустойчивость. Правда, беря во внимание факт потраченного на подготовку специалиста время, возникает вопрос: за чей счет будет осуществляться инвестирование в человеческий капитал? Говоря об улучшении качества человеческого капитала в Казахстане, следует отметить, что в данном случае бюджет не должен выступать единственным источником финансирования. Необходимо привлекать частные средства, поощрять бизнес. Как показывает опыт других стран, хотя человеческий капитал (проще говоря, сам человек. – Ред.) не является предметом собственности, компании все-таки заинтересованы в подобном инвестировании, так как это усиливает их позиции на рынке и обеспечивает им устойчивый рост. Например, в развитых странах совокупные расходы на образование и медицинское обслуживание равны или превышают уровень капиталовложения в основные фонды. В США доля таких капиталовложений составляет более 16 процентов ВВП. Подобные данные говорят о том, что человек становится таким же предметом инвестирования, как и производственная база. Но чтобы бизнес имел возможность делать такие капиталовложения, необходимо совершенствовать законодательство. Оно должно предусматривать механизм финансирования обучения студентов за счет компаний, с другой стороны – предоставлять вузам возможность участвовать в перераспределении доходов, полученных в результате подготовки специалистов. Кстати, последний аспект во многом предопределяет их заинтересованность в повышении качества образования. Говоря об улучшении человеческого капитала, не стоит забывать и о населении, традиционно выступающем основным инвестором высшего образования. В Казахстане уже высказывалась идея создания аналога накопительной системы. Суть ее состоит в том, что родители на специальных счетах откладывали бы средства, формировали фонд, средства которого пойдут на финансирование образования их детей. Однако до сих пор идея так и не была воплощена. Очевидно, что перед Казахстаном стоит сложная задача провести модернизацию и диверсификацию экономики одновременно. Опыт других стран показывает, что задача проще достигается тогда, когда в стране имеется высокий человеческий капитал. В этом случае инвесторы сами проявляют заинтересованность вкладывать средства в развитие новых производств и отраслей. Для Казахстана улучшение человеческого капитала имеет стратегическое значение, поскольку в стране наблюдается демографический кризис, который будет усиливаться по мере реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР). Уже сегодня нам приходится сталкиваться с дефицитом рабочих рук, при этом заметим, что речь идет не только о специалистах высокого уровня. Однако у этой медали есть две стороны. Известно, что в китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов: «опасность» и «возможность». В данном случае демографические трудности страны имеет смысл рассматривать в качестве преимущества. Прежде всего как одного из механизмов, который стимулирует улучшение человеческого капитала. Дело в том, что высокотехнологичная экономика, а именно ее планирует создать Казахстан, не требует значительных людских ресурсов. В ее рамках основной акцент и ударение делается на автоматизации производства, генерации новых технологий и росте производительности труда. Таким образом, образование, улучшение человеческого капитала может решить сразу две казахстанские проблемы: модернизацию отечественных предприятий и хроническую нехватку рабочих рук.
Марат МАМАЕВ, Алматы | |
|