Сегодня исполняется ровно 20 лет с того дня, как в ряды Организации Объединенных Наций вступил Казахстан.Несмотря на то что по мировым меркам это небольшой период времени, тем не менее наша страна успела стать узнаваемым государством в ООН. Во многом благодаря активной позиции и выдвигаемым инициативам, которые носят актуальный характер для глобальной и региональной безопасности. Среди них СВМДА, предложения по укреплению ядерной безопасности. Известно, что ООН сегодня нуждается в реформах с целью повышения КПД деятельности организации. И у Астаны также имеются свои наработки по этому поводу. Говоря о сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, не стоит забывать, что это улица с двусторонним движением, где партнерство носит взаимовыгодный характер, поскольку многие программы международной организации отвечают интересам нашей республики.
Сегодня исполняется ровно 20 лет с того момента, как Казахстан был принят в качестве полноправного партнера в Организацию Объединенных Наций (ООН). Это знаменательное событие произошло 2 марта 1992 года, когда наша страна стала 168-м членом ООН. Тогда Казахстан только обрел независимость, но благодаря инициативам и активной позиции он быстро стал узнаваемым государством в стенах авторитетной международной организации. С другой стороны, сотрудничество с ООН также принесло свои конкретные плоды и для Астаны.
Инициатива поощряется Хотя 20 лет назад Казахстан только обрел независимость и делал первые шаги на мировой арене, тем не менее сразу отметим, что республика занимала активную позицию. И практически в течение первых месяцев обозначила свою позицию по широкому кругу проблем. Не стала исключением и ООН, в стенах которой представители Казахстана и прежде всего президент страны Нурсултан Назарбаев выдвигали инициативы. В большей степени они были направлены на укрепление региональной и глобальной безопасности. Одним из первых казахстанских предложений, которые были озвучены на 47-й сессии ГА ООН, стал созыв Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Идея состояла в том, что азиатский регион не имеет эффективных институтов безопасности, в отличие от Европы, где действует ОБСЕ. В итоге здесь сохраняются высокие военно-политические риски, которые способны подорвать устойчивое развитие государств. О том, насколько проблема носит актуальный характер, говорит тот факт, что Индия и Пакистан перешли ядерный Рубикон, а соседний Иран генерирует кризис в сфере ядерной безопасности. Но самым проблемным остается Афганистан, на территории которого 30 лет идет гражданская война. Эта страна может конкурировать со столетними войнами в средневековой Европе. Инициатива Казахстана опередила время. Если прежде мир и спокойствие в Европе выступали гарантом безопасности всем народам, то сегодня эпицентр сместился на Восток. С развалом биполярного порядка здесь обнажился очаг нестабильности, который несет большие риски не только соседям по региону, к примеру Казахстану, но и крупным державам. 11 сентября и атака «Аль Кайеды» на США стала только первым сигналом того, что современный мир изменился, но новый глобальный порядок генерирует свои вызовы и угрозы. Кстати, на первом саммите глав стран – членов СВМДА в Алматы в 2002 году была подписана «Декларация СВМДА об устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями». От укрепления безопасности в Азиатском регионе зависит многое, поскольку нестабильность, перманентные вооруженные столкновения сдерживают темпы экономического роста стран, не позволяют им эффективно бороться с социальными язвами. Поэтому неудивительно, что инициатива Казахстана получила быстрый отклик среди партнеров. Сегодня участниками СВМДА являются 17 стран и еще 9 имеют статус наблюдателей. Привлекает внимание, что за одним столом оказались Индия и Пакистан, а за процессом укрепления доверия в Азии следят США, Южная Корея и даже Австралия – государства, расположенные в совершенно другой геополитической зоне. Кроме того, Казахстан предложил создать под эгидой ООН Центрально-азиатский миротворческий батальон (Центразбат), который способен принимать участие в снижении эскалации конфликта в горячих точках планеты. Кроме того, миротворческие силы ООН в последнее время стали заниматься и гуманитарной работой, обеспечивать поставки еды и медикаментов, эвакуировать население. Так, Казбат, входящий в структуру Центразбата, принимал участие в разминировании территории Ирака. Это очень важная миссия. С одной стороны, она возвращает территорию в экономическую сферу, что важно для таких стран, как Ирак, где местное население в основном занято в сельском хозяйстве, с другой – снижает смертность. Не будем забывать, что на противопехотных минах гораздо чаще гибнет мирное население. Еще одной инициативой, которая заслуживает внимания, стала идея перечислять 1 процент оборонного бюджета стран в миротворческий фонд. Несмотря на то что мир уже давно преодолел фазу ядерного противостояния, тем не менее гонка вооружений остается актуальной проблемой. По данным СИПРИ, расходы на вооружение не снижаются, а иногда бьют рекорды времен «холодной войны». На самом деле это тревожный сигнал, который говорит о том, что риски в сфере безопасности сохраняются, а значит, в любой момент может вспыхнуть очаг войны. Конечно, в современном мире нет блокового противостояния, а потому не имеет смысла говорить о начале третьей мировой войны. Однако значительно выросли угрозы локальных войн. По иронии судьбы одна из причин такого положения кроется в отсутствии блокового противостояния и деградации механизма коллективной безопасности. Психологический порог войны снизился, поскольку вооруженное столкновение не спровоцирует цепную реакцию, способную втянуть в конфликт крупные державы или военный альянс государств. Идея Казахстана носит гуманный характер, но пока мир не готов ее принять. Но возможно, что когда-нибудь в разных странах мира поменяется политическое мышление. Но самый главный вклад Казахстана в укрепление глобальной безопасности был сделан на заре независимости, когда страна отказалась от ядерного арсенала бывшего Советского Союза. Республика снизила риски в ядерной сфере, и это не осталось незамеченным, в том числе в стенах ООН. «Я отметил глобальную инициативу президента в ядерном разоружении и нераспространении и отметил тот факт, что его указом был закрыт Семипалатинский ядерный полигон», – отметил в конце 2010 года Генсек ООН Пан Ги Мун. Кстати, высокопоставленный дипломат также отметил, что с подачи нашей страны 29 августа во всем мире отмечается как Международный день действий против ядерных испытаний. Эта идея, которую поддержали другие государства, также была озвучена в стенах ООН. Важно отметить, что не только Казахстан проявлял заинтересованность к ООН, но и организация обращается за поддержкой к Астане. Здесь можно вспомнить визит Пан Ги Муна в Астану в 2010 году, который предложил нашей стране инициировать на Ближнем Востоке процесс формирования безъядерной зоны. ООН пытается использовать авторитет Казахстана как в мире, так и среди арабских стран в качестве инструмента по снижению рисков и угроз в атомной сфере.
КПД обратного действия Говоря об отношениях Казахстана и ООН, важно обратить внимание не только на инициативы Астаны, которые находили отклик в стенах авторитетной организации, но и на эффективность самого сотрудничества. Что дает нам ООН? Как показывает время, для нас Организация Объединенных Наций является не только площадкой, на которой можно озвучивать интересные идеи, но и инструментом по достижению целей развития в экономике и социальной сфере. Пожалуй, одним из ярких примеров сотрудничества можно назвать реабилитацию зон экологической катастрофы Арала и Семея. Еще в 1993 году пять республик Центральной Азии создали Международный фонд спасения Аральского моря (МФСА) и приняли программу действий по оздоровлению экологической и экономической ситуации в регионе. Но очевидно, что Казахстан, равно как и его соседи по Центральной Азии, самостоятельно не в силах справиться с подобного рода проблемой, требуются усилия мирового сообщества. Тем более что высыхающий Арал представлял экологическую угрозу для стран, географически не входящих в регион Центральной Азии. Поэтому в декабре 2008 года ГА ООН приняла резолюцию, предоставляющую МФСА статус наблюдателя в Организации Объединенных Наций. В свою очередь Пан Ги Мун заявил о решимости ООН оказывать активное содействие фонду. «Это (высыхание моря. – Ред.) было ярким свидетельством того, что происходит, когда мы тратим наши общие природные ресурсы, когда мы портим нашу окружающую среду, когда мы пренебрегаем ее охраной», – подчеркнул Генсек ООН. Спасение Арала и реабилитация пострадавшей в ходе высыхания моря территории – кропотливая работа. Но политические лидеры региона уверены, что после того как ООН выразила свою поддержку усилиям пяти республик, экологическая проблема приобрела принципиально новый статус. Во-первых, Арал был признан глобальной проблемой, во-вторых, это открывает доступ к ресурсам международным финансовым институтам, что упрощает реализацию проектов в регионе высыхающего моря. Кроме Арала ООН обращает внимание и на ситуацию вокруг бывшего ядерного полигона близ Семея. Так, под эгидой ООН был запущен проект «Усиление человеческой безопасности на территории бывшего ядерного полигона города Семей» на сумму 1,9 млн долларов. Его цель – повышение благосостояния уязвимых слоев населения и улучшение экономической и экологической ситуации в регионе. Хотя проект реализуется под эгидой ООН, спонсором его выступила Япония. В этом году в регионе была запущена программа ООН «Повышение конкурентоспособности ВКО путем внедрения инновационных подходов к региональному планированию и оказания социальных услуг населению» с общим бюджетом 11,6 млн долларов. Кстати, ядерная безопасность отдельная тема. С одной стороны, речь идет о том, чтобы не допустить утечку радиоактивных материалов, с другой – это проблема развития мирной ядерной энергетики, без которой трудно представить мировую экономику в XXI столетии. В этом смысле новая модель глобальной ядерной безопасности, сегодня активно обсуждающаяся в стенах ООН, представляет для Казахстана новые возможности. Наша страна является лидером в мире по добыче урана, но при этом ставится цель освоить передовые технологии, которые применяются в ядерной энергетике. И в данном случае большая политика способна предопределить форвардов и аутсайдеров на атомном рынке. Еще одним интересным проектом ООН в нашем регионе стала программа СПЕКА, суть ее – углублять экономическое сотрудничество между странами Центральной Азии, а также способствовать их вовлечению в мировые хозяйственные связи. Кроме пяти стран региона участником программы является Афганистан. Как правило, СПЕКА охватывает широкий круг экономических проблем. В рамках программы обсуждаются рациональное использование водных и энергетических ресурсов, модернизация инфраструктуры. Кроме того, экономическая программа ООН занимается развитием социальной сферы. В общем и целом можно сказать, что СПЕКА стремится вывести страны Центральной Азии на траекторию устойчивого роста. Сотрудничество Казахстана с ООН интересно тем, что здесь качественно подходят к правам человека. Организация не ограничивает их политической сферой и не сводит только к демократии. Права человека для ООН – это комплекс мер, направленных на улучшение качества жизни людей. Сюда входят такие базовые понятия, как доступ населения к качественной еде и питьевой воде, к образованию и медицинскому обслуживанию. Такой подход делает развитие стран мира, народов более гармоничным, а стало быть, стабильным. Еще в начале XXI века ООН приняла программу «Цели развития», направленную на снижение бедности в разных уголках мира, повышение уровня и продолжительности жизни. Конечно, политический аспект прав человека также поднимается в стенах ООН, но, как правило, в том случае, если имеют место вопиющие факты геноцида, репрессий или неоправданного применения силы со стороны властей.
Будущее объединенных наций Сегодня ООН критикуют все кому не лень: одни сетуют на низкую эффективность, другие – на бюрократизацию организации. Очевидно, что «мировой арбитр» нуждается в реформах. Свое видение относительно будущего ООН имеет и Казахстан. Наша страна выступает за расширение постоянного состава Совбеза ООН за счет включения в него Германии и Японии. Сегодня здесь заседают страны ядерной пятерки: США, Франция, Великобритания, Россия и Китай. Однако эта схема хорошо описывает концепцию мира ХХ века, в то время как сегодня в мировой политике усиливаются не военно-политические инструменты, а экономические. Хотя Берлин и Токио выступают торговыми державами, они плохо представлены в ООН. Кроме того, расширенный состав Совбеза ООН лучше отражает многополярный мир, который сегодня формируется на руинах глобального экономического кризиса. При этом заметим, что новый мировой порядок несет не меньше рисков, чем биполярный. В связи с этим ООН должна уметь эффективно отвечать на вызовы современности. Среди них не только борьба с глобальным терроризмом, несправедливое потребление богатств и ресурсов (20 процентов самых богатых людей в мире потребляет 83 процента мирового валового продукта, а 20 процентов самых бедных только 14 процентов. – Ред.), но и продовольственный и энергетический кризис. Кроме того, Казахстан не удовлетворяет реализация ряда перспективных программ ООН. В частности нарекания вызывает СПЕКА. Как отметил четыре года назад экс-министр иностранных дел Марат Тажин: «Несмотря на успех Астанинской конференции, приходится констатировать, что к настоящему времени странам-участницам удалось добиться лишь ограниченного прогресса в реализации первоначальных целей программы». По его словам, под реализацию проектов было выделено 11 млн долларов. Это очень маленькая сумма для программы, нацеленной на углубление экономического сотрудничества между странами Центральной Азии. Проще говоря, СПЕКА не может охватывать широкий спектр проблем, что снижает ее КПД. «Одной из главных причин этого является недостаточное финансирование проектов СПЕКА со стороны прежде всего международных финансовых институтов, входящих в систему ООН, и других доноров», – отметил экс-министр иностранных дел Казахстана, а ныне секретарь Совбеза РК Марат Тажин. При этом важно отметить, что Астана, как и ее партнеры по Центральной Азии, не отказывается от программы, а желает повысить ее эффективность. Проблема в том, что проекты СПЕКА финансируются за счет самих стран, при этом не все республики нашего региона имеют большой инвестиционный потенциал, поэтому требуются дополнительные денежные ресурсы. К слову, концептуальные подходы Астаны к дальнейшему развитию организации казахстанский лидер выразил в телеграмме Генсеку ООН Пан Ги Муну сразу после того, как он был избран на этот пост. Кроме того, Нурсултан Назарбаев пожелал Генеральному секретарю авторитетной организации успехов в работе, направленной «на повышение эффективности ООН и усиление возможностей ее реагирования на современные вызовы и угрозы». Очевидно, что Организацию Объединенных Наций трудно назвать совершенным инструментом решения глобальных проблем, но в данном случае остается только вслед за Уинстоном Черчиллем повторить: другого института человечество пока еще не изобрело.
Марат МАМАЕВ, Алматы | |