| Эффективный заслон | На днях в Астане состоялось заседание Координационного совета глав структур по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОПН) стран ОДКБ.На нем было предложено акцентировать внимание на проблеме «антинаркотической безопасности» и даже противопоставить ее «антитеррористической стратегии» НАТО. Инициатива имеет большой потенциал, поскольку с подобного рода угрозами сталкиваются все государства. И Казахстан не является исключением. Тем более статистика показывает, что проблема наркозависимости населения имеет свою динамику. Временами она «молодеет», а иногда приобретает несколько новый качественный характер. Но самое главное, данная сфера действительно несет угрозы для национальной безопасности, которая влияет на развитие человеческого капитала, здоровье нации и демографические процессы. Как следствие она подрывает развитие страны, что, в свою очередь, позволяет говорить об антинаркотической безопасности как отдельном направлении национальной безопасности.
На днях в Астане завершилось заседание Координационного совета руководителей органов по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОПН) стран ОДКБ, где обсуждалось положение дел в данной сфере и даже было предложено акцентировать внимание на «антинаркотической безопасности». Как сообщил глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) России Виктор Иванов, ОДКБ «могла бы пойти дальше, превратив антинаркотическую безопасность в центральное содержание новой мировой повестки», противопоставив ее «антитеррористической безопасности» НАТО. Что такое антинаркотическая безопасность и зачем она нужна? А главное, позволит ли успешно бороться с вызовами наркобизнеса? Казахстан, как и остальной окружающий мир, уделяет особое внимание борьбе с наркозависимостью населения. Еще в 1997 году в стратегической программе «Казахстан-2030» наряду с такими долгосрочными приоритетными целями, как стабильность, экономический рост и консолидация общества, было упомянуто здоровье, образование и благополучие граждан. Тогда президент Нурсултан Назарбаев отметил, что стратегия должна включать борьбу с наркоманией и наркобизнесом. «Следует ужесточить наказание за ввоз и распространение наркотиков, развернуть дискуссию в обществе – вводить ли смертную казнь по этому поводу, как это сделано в ряде стран, в том числе в Малайзии и Сингапуре. Наркотики – это особенная и губительная сфера, и большой вопрос, насколько здесь применимы принципы гуманизма. На одной чаше весов – жизнь человека, который их ввозит и распространяет, а на другой – загубленные с его «помощью» жизни потребителей наркотиков. В этом вопросе общество должно высказаться, и я поддержу точку зрения большинства», – отметил Нурсултан Назарбаев. Действительно, в дальнем зарубежье борьбе с наркобизнесом придают одно из приоритетных значений, вводя достаточно жесткие меры. Так, законодательство США, Китая, Ирана, Пакистана, Таиланда и Сингапура за совершение некоторых видов наркопреступлений предусматривает суровые наказания, вплоть до пожизненного заключения или смертной казни с конфискацией имущества. Вот и в нашей республике была создана законодательная и иная нормативно-правовая основа противодействия наркотизму. Так, в Уголовном кодексе содержатся статьи 259–266, предусмотренные в главе 10 «Преступления против здоровья населения и нравственности», которые являются реализацией в уголовном законодательстве положений международных конвенций. Предпринятые меры стали приносить свои плоды. Так, статистика показывает, что количество наркопреступлений и изъятых из незаконного оборота наркотиков, а также лиц, ими злоупотребляющих, оставаясь в целом на прежнем уровне, по ряду показателей имеет тенденцию к снижению. Так, в Казахстане почти на 8 процентов снизилось число потребителей наркотиков (на 1 января 2011 года лиц данной категории насчитывалось 49 795 человек, тогда как в 2009 году их количество составляло 54 081). Это является результатом реализуемой Стратегии борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2006–2014 годы и программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2009–2011 годы. Долгосрочная программа государства ставила задачу стабилизировать наркоситуацию в стране, а затем постепенно снизить уровень наркопреступности. И вот прошло 7 лет, а ситуация в республике продолжает оставаться напряженной. Это признает и министр внутренних дел Калмуханбет Касымов, несмотря на то «что в последние годы отмечается тенденция снижения потребления наркотиков». «Так, за последние три года количество стоящих на учете наркоманов снизилось на 8,6 процента, в том числе несовершеннолетних – почти на 34 процента. За три года было выявлено 22 860 наркопреступлений, 712 фактов контрабанды, 7614 фактов сбыта наркотиков. К административной ответственности за правонарушения, связанные с незаконным обращением наркотиков, привлечено 16 737 лиц, в том числе 298 несовершеннолетних и 486 женщин. Из незаконного оборота изъято свыше 90 тонн различных наркотиков, в том числе 1 тонна 361 килограмм героина», – сообщил глава МВД 3 апреля. Антинаркотическая безопасность подразумевает не только риски, но и меры, позволяющие их снизить. Прежде всего, создание особой субкультуры у молодых, формирование подрастающего поколения в атмосфере неприятия наркотиков. Поскольку Казахстан является для наркобизнеса транзитной страной, то здесь особую роль играет «непроницаемость» границ, а также беспощадная борьба с наркоинфраструктурой. Не стоит забывать также об ужесточении контроля над финансовыми потоками в стране, отмыванием денег, а в целом надо сдерживать рост и снижать уровень теневой экономики. И, конечно, без внимания не стоит оставлять саму эффективность борьбы с наркотиками, где требуются четкие критерии оценки. На прошлой неделе в стране был одобрен проект отраслевой программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2012–2016 годы. Основной целью программы является дальнейшее совершенствование государственного и общественного противодействия наркомании и незаконному обороту наркотиков. Документ включает в себя план из 102 мероприятий и ряд направлений, в том числе совершенствование системы профилактики, лечения наркомании и развитие системы реабилитации наркозависимых лиц. Кроме этого, приоритетное место в программе уделено пресечению незаконного оборота наркотических средств посредством укрепления механизма противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Также не осталось за бортом и международное сотрудничество Казахстана с другими странами в области контроля и пресечения незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими, укрепление границ на юге страны. Ожидается, что реализация программы позволит стабилизировать наркоситуацию, существенно ограничить оборот наркотиков внутри страны и их транзит через территорию Казахстана, а также поднять на качественно новый уровень организацию антинаркотической пропаганды и профилактики наркомании, повысить эффективность лечения и реабилитации наркозависимых лиц, отмечается на сайте главы правительства. Вместе с тем наркоситуация в республике не претерпела каких-либо значительных изменений. Так, во-первых, как и прежде, границы Казахстана со своими азиатскими соседями остаются прозрачными, благодаря чему контрабандно ввозятся на территорию республики не только товары народного потребления, но и машины, не говоря уже о потоке наркосодержащих средств. Во-вторых, продолжает оставаться на высоком уровне коррупция в правоохранительных, таможенных и др. органах, призванных оказать эффективный заслон проникновению и незаконному распространению наркосодержащих препаратов на территории республики. Известны случаи, когда сотрудники правоохранительных органов занимались «крышеванием» преступных группировок, промышляющих производством наркосодержащих препаратов, наркоторговлей и наркотрафиком. Немаловажным фактором остается и отсутствие эффективной воспитательной работы с подрастающим поколением казахстанцев, которые, пытаясь найти развлечение, игнорируют призывы к здоровому образу жизни (занятия спортом, музыкой и др.), склоняясь к употреблению на первых порах легких, а затем средних и тяжелых наркосодержащих средств. Несмотря на усилия правоохранительных органов, принимаемых мер недостаточно, чтобы создать эффективный заслон для распространения наркотиков среди подрастающего поколения. В-четвертых, отмечается тревожная тенденция ежегодного «омолаживания» наркомании. Запрещенные вещества стали свободно продаваться в ночных клубах и учебных заведениях. Кроме этого, в последнее время несовершеннолетних все чаще стали вовлекать и в наркоторговлю. По-прежнему нерешенным остается вопрос по отечественной наркосырьевой базе – Чуйской долине. Также в последние годы наметилась тенденция поступления синтетических наркотиков (ЛСД, экстази) с территории России и ряда европейских стран. Подтверждением вышеперечисленных факторов является выступление министра иностранных дел Ержана Казыханова, в котором он отметил, что по северному маршруту из Афганистана идет 25 процентов наркотиков, что примерно составляет 100 тонн героина. «Плюс 25 процентов проходит по иранскому маршруту, по пакистанскому, но данные ООН показывают, что и в Иране, и в Пакистане перехватывают до 20 процентов, почему у нас перехватывают до 5 процентов – это вопрос», – заключил глава внешнеполитического ведомства. Конечно, предпринимаемые правительством шаги оказывают определенное влияние на распространение наркосодержащих препаратов в стране, однако реализуемые программы являются ограниченными мерами, направленными на решение локальных вопросов, оставляя за полем зрения краткосрочную перспективу. А ведь уже не за горами 2014 год – время, когда контингент НАТО покинет территорию Афганистана, дав тем самым больше свободы наркопроизводителям и наркоторговцам, которые не преминут воспользоваться Казахстаном в качестве перевалочной базы. Кроме того, принимая во внимание относительно высокий уровень жизни населения нашей республики, наркоторговцы будут заинтересованы представить на отечественный нелегальный рынок как можно больше наркосодержащих препаратов, которые, учитывая их возрастающий объем, будут падать в цене, а значит, становиться более доступными населению страны.
Андрей КОРОЛЕВ, Алматы | |
|