| Акценты расставлены | Вчера открылась вторая сессия казахстанского Парламента пятого созыва. Первое заседание стало совместным для обеих палат – мажилиса (нижняя палата) и сената (верхняя палата).Со вступительной напутствующей речью выступил первый президент Казахстана – Лидер Нации Нурсултан Назарбаев, который очертил круг основных задач отечественных парламентариев. Среди основных векторов работы, которые должны провести на высоком профессиональном уровне народные избранники, одним из приоритетов стала работа над бюджетными поправками. Вместе с тем законотворческая работа депутатского корпуса продолжает оставаться в числе первоочередных задач и открывшейся вчера сессии. Наряду с обозначенными направлениями народным избранникам в ближайшее время предстоит определиться с кандидатурой нового вице-спикера мажилиса. Напомним, что кресло стало свободным после того, как Бактыкожа Измухамбетов стал акимом Атырауской области. Назначение прошло в августе текущего года. Работа отечественных парламентариев продолжается на фоне достаточно позитивных успехов национальной экономики, которая своими показателями свидетельствует о стабильности и поступательном движении казахстанской экономической модели вопреки глобальному экономическому кризису, охватившему своим негативным влиянием многие страны мира, включая и членов Евросоюза. Как отметил Глава государства Нурсултан Назарбаев, «в Казахстане рост ВВП составил 5,6 процента. Поступления в государственный бюджет выросли на 25 процентов». Кроме этого, в республике введены в эксплуатацию более 440 новых предприятий, которые уже выпустили продукцию на общую сумму 800 миллиардов тенге. «Наша страна преодолела самые трудные последствия мирового кризиса и вступила на путь стабильного развития», – заключил президент. В своей приветственной речи Глава государства особо подчеркнул эффективность работы трехпартийного парламента, в составе которого находятся представители трех партий: «Нур Отан», «Ак жол» и Коммунистической народной партии Казахстана (КНПК). Как известно, в предыдущую сессию народные избранники поработали весьма продуктивно, приняв более 70 законопроектов, 22 из которых Глава государства подписал. Еще 19 международных договоров и соглашений мажилисмены и сенаторы ратифицировали. Как отметил Лидер Нации Нурсултан Назарбаев, «нынешняя трехпартийная модель Парламента хорошо себя зарекомендовала. В период первой сессии принято 36 законов. По всем из них между правительством, а также всеми партийными фракциями и депутатскими группами найден политико-правовой консенсус. Этот позитивный деловой настрой должен стать отличительной особенностью всей работы второй сессии Парламента». Вместе с тем, обращая внимание на эффективность работы народных избранников, Глава государства сконцентрировал их внимание на формировании бюджета, по отношению к которому у депутатов должен быть только один подход – экономичность и эффективность бюджетных расходов. А политика должна базироваться на ежечасном анализе и долгосрочном прогнозе региональных рынков. «Парламентарии должны смотреть на жизнь глазами простого человека. Нам нужны простые и понятные законы, регулирующие общественный порядок, поведение в общественных местах», – подчеркнул Нурсултан Назарбаев. В этом отношении основное внимание народные избранники должны уделить формированию нового трехлетнего бюджета, который, как и предыдущие, должен быть сбалансирован так, чтобы обеспечить реализацию всех задач экономического и социального развития. Как отметил Лидер Нации Нурсултан Назарбаев, «правительство, уточняя бюджет текущего года, по моему поручению уже сократило бюджетные расходы почти на 57 миллиардов тенге». Вместе с тем это не является пределом, так как еще сохранились резервы для сокращения и бюджетной экономии. Обращая внимание отечественных парламентариев на рациональное формирование бюджета, Глава государства отметил, что расходы, не обеспечивающие экономический рост и занятость населения, рассматриваться не должны. В свою очередь кабинет министров должен продолжать анализ реализуемых государственных программ на предмет их рациональности и эффективности, так как «если нет отдачи, то надо перераспределять средства в другие сферы и направления», отметил Нурсултан Назарбаев. И это объективно, так как наряду с реализацией государственных программ, показавших свою низкую эффективность и финансовозатратность, необходимо тщательнейшим образом подходить к укреплению финансовой дисциплины, нарушения которой в последнее время становятся предметом обсуждения на разных уровнях. Достаточно отметить, что только в 2011 году общий объем средств, израсходованных с нарушениями, составил почти 300 миллиардов тенге. При этом к ответственности было привлечено 6 политических и более 130 административных госслужащих. В этом плане, по мнению Главы государства, одной из важнейших задач является создание законодательных барьеров для теневой экономики и попыток вывода «в тень» бюджетных средств. Обращая внимание депутатского корпуса на планы республики в отношении Всемирной торговой организации (ВТО), Глава государства Нурсултан Назарбаев поручил правительству сформировать специальный пакет законопроектов по ратификации международных обязательств по вступлению Казахстана в ВТО. В этом плане центральным вопросом стало обеспечение эффективных экономических отношений в Казахстане в условиях интеграционных процессов в рамках ЕЭП и предстоящего вступления в ВТО. В связи с чем Лидер Нации поручил правительству сформировать специальный пакет законопроектов по ратификации обязательств, принимаемых при вступлении в ВТО. Вместе с тем, решая вопросы по дальнейшему углублению интеграции Казахстана в международное сообщество, Нурсултан Назарбаев дал ясно понять, что все это должно решаться не во вред отечественным производителям. «Наша политика должна базироваться на ежечасном анализе и долгосрочном прогнозе региональных рынков. Сейчас важно пересмотреть всю систему поддержки казахстанского содержания, особенно в обрабатывающей промышленности, аграрном комплексе, малоконкурентных отраслях. Все страны мира поддерживают своего производителя. Этот опыт важен для нас», – отметил Лидер Нации. В этой связи правительству совместно с фондом «Самрук-Казына» было поручено проанализировать мировую практику и выработать собственную модель поддержки казахстанских товаропроизводителей. При этом необходимо внедрить новые законодательные нормы для аграрного, индустриально-инновационного и финансового секторов. По словам президента страны Нурсултана Назарбаева, важным аспектом работы законодателей должно стать создание правовых условий для перехода к «зеленой» экономике, основанной на возобновляемой энергетике и экологически чистых технологиях. «В этом суть нашей глобальной инициативы «Зеленый мост», поэтому нужно расширять законодательные стимулы экономии энергетических и водных ресурсов, использования «зеленых» технологий и экологического туризма», – отметил Глава государства. По словам Главы государства, никаких индустриализаций, инноваций не может быть сейчас в странах без применения «зеленой» экономики. «Мир уже давно продвинулся, а мы все разговоры разговариваем, что кто-то делает, говорим о возможности ветровой энергии, солнечной энергии, биогазов, но фактически мало что мы сделали», – возмутился президент. «Никакой индустриализации и инноваций не может быть сейчас в странах без применения «зеленой» экономики. Мир уже давно продвинулся, а мы разговоры разговариваем», – подчеркнул Нурсултан Назарбаев. И это объективно, ведь сегодня Евросоюз в Сахаре создает крупнейшие электростанции по ветроэлектроэнергетике. «Даймлер Крайслер» произвел автомобиль, который может проехать 750 километров без заправки, на батареях. «Вот куда движется экономика, а мы пока… грубо не буду говорить, но нигде у нас ничего не шевелится пока, поэтому правительству серьезно надо подумать, с чего начинать. В экономии энергии и воды у нас конь не валялся», – указал Глава государства действующему кабинету министров на низкую эффективность работы правительства относительно «зеленых» технологий. Сегодня производственные процессы претерпевают значительные качественные изменений, которые позволяют серьезному бизнесу минимизировать негативные последствия глобального финансового кризиса. Так, одним из примеров, приводимых Главой государства Нурсултаном Назарбаевым, является новая форма производства, где «сидя дома, можно производить такие вещи, как сотовые телефоны, запасные части, ювелирные изделия с помощью машины 3D принтера. Вот куда двигается мировая экономика. А у нас ничего не шевелится. Поэтому правительству серьезно надо подумать, с чего надо начинать», – подчеркнул Лидер Нации. Другим немаловажным вопросом, являющимся актуальным для нашей республики, является тема рационального использования воды, которая в условиях Средней Азии представляет собой источник жизни, а также благосостояния. Между тем сложившаяся в стране практика неэффективного использования водных ресурсов в условиях глобального экономического кризиса вкупе с повсеместным изменением климата и ростом температуры вынуждает пересматривать сложившиеся традиции и оперативно принимать радикальные меры, направленные на изменение ситуации в данной сфере. Как отметил Глава государства Нурсултан Назарбаев, «так расходовать воду в Казахстане, где мы имеем страшный дефицит воды, невозможно. Надо пересматривать тарифы и объяснять людям, что повышение тарифов и экономия воды не увеличат коммунальные расходы, если мы нормально поработаем». Параллельно с этим должна проводиться работа по расширению законодательных стимулов к энерго- и водосбережению, использованию «зеленых» технологий. Другим немаловажным пунктом выступления президента Казахстана Нурсултана Назарбаева стала социальная модернизация, в отношении которой народным избранникам предстоит внести дополнения и изменения, как минимум, в 10 действующих законодательных актов. И это объективно, так как нашей республике жизненно важно найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ. Именно в этом заключается ключевая задача социально-экономической модернизации. Как отметил Лидер Нации, «сегодня важно культивировать в обществе, начиная с самых ранних этапов воспитательного процесса в общеобразовательных школах, положение о том, что государство – не бесконечный донор, а партнер, создающий условия для роста благосостояния граждан». Применительно к нашей республике нужно понимать, что государство является инициатором и главной движущей силой процесса социальной модернизации. Параллельно с этим необходимо принять новые законы о социальных рабочих местах, системе профессиональных квалификаций и другие. «Сегодня цель и смысл социальной модернизации состоят в том, чтобы подготовить общество к жизни в условиях новой индустриально-инновационной экономики, найти оптимальный баланс между форсированным экономическим развитием Казахстана и широким обеспечением общественных благ, утвердить социальные отношения, основанные на принципах права и справедливости», – отметил лидер страны в своей статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда». Немаловажной частью выступления Нурсултана Назарбаева является необходимость перевода в практическую плоскость подходов к модернизации системы государственного управления и государственной службы. И в этом плане необходимо осознавать, что новая модель государственного управления должна строиться на органичном сочетании современных подходов с новой культурой управленческой деятельности, представляющей синтез лучших традиций прошлого и научно-технических новаций. Кроме этого, в основании модернизации системы национального государственного управления должны находиться подходы, направленные на комплексное использование наравне с плановыми методами рыночных, либеральных методов, с учетом развития ситуации в разных сферах экономики и социальной жизни, ориентированных на мобилизацию или аккумуляцию социальных ресурсов и человеческого потенциала нашей республики. Принимая во внимание релевантность определенных Главой государства направлений законотворческой деятельности народных избранников, можно с уверенностью смотреть в будущее, в котором наша республика предстанет социально ориентированным конкурентоспособным государством, занявшим достойное место среди ведущих стран мира и пользующимся заслуженным авторитетом в мировом сообществе.
Андрей КОРОЛЕВ, Алматы | |
|