| Балтийский вектор | Астана проявляет интерес к логистическим возможностям Эстонии, которые обусловлены удобным расположением страны на берегу Балтийского моря.В свою очередь Казахстан мог бы предложить Эстонии возможность транзита китайских товаров через его территорию. Таким всегда был подход к сотрудничеству двух ныне независимых бывших союзных республик. Однако в рамках проходящего в эти дни официального визита главы эстонского правительства Андруса Ансипа в Астану речь зашла о расширении традиционных рамок. Наша республика готова перенять опыт прибалтийской страны, преуспевшей в развитии так называемой «зеленой экономики». По словам высокого гостя, эстонские компании готовы продавать нам свои морские суда, которые работают на сжиженном природном газе и тем самым оказывают минимальный вред окружающей среде. Эстония готова не только продать или сдать в аренду, но и просто передать в управление Казахстану свои морские порты и причалы. Об этом вчера в Астане, выступая на казахстанско-эстонском бизнес-форуме, заявил председатель правления АО «Таллиннский порт» Айн Кальюранд. Тем самым Казахстан, который не имеет выхода к открытым морям, сможет стать владельцем порта на Балтике. Если проект реализуется, то в активе нашей страны это будет второй за ее пределами после Батуми морской порт, где будет развеваться казахстанский флаг. «Казахстан – самый близкий партнер Эстонии в Центральной Азии. И наши отношения основаны на доверии», – сказал с характерным эстонским акцентом премьер-министр этой страны Андрус Ансип, открывая вчера в Астане казахстанско-эстонский бизнес-форум. Он напомнил, что за последний год товарооборот между Казахстаном и Эстонией вырос в два раза, достигнув отметки в 126 миллионов евро. Из Казахстана на импорт уходит в основном нефть. Ее доля в товарообороте составила 75 миллионов евро. К нам из Эстонии приходят продукция машиностроения и продукты питания. Созданы и успешно работают 54 совместных предприятия. «Казахстан занимает 27-е место в числе торговых партнеров нашей страны. И у нас есть возможности для улучшения этой позиции», – заметил высокий гость. Он сообщил, что его страна занимает 3-е место в Европе по легкости ведения бизнеса. Собственное предприятие здесь можно открыть через Интернет, и на это потребуется всего лишь 15 минут. Во время своего выступления Андрус Ансип с трудом подбирал слова на русском языке и не раз «спотыкался» при произношении казахских имен. «Очень трудно мне говорить на русском языке, на эстонском легче», – добавил он с улыбкой. Что касается главного интереса Казахстана к этой прибалтийской стране, то нас, как известно, привлекают ее логистические возможности, которые вытекают из удобного расположения на берегу Балтийского моря. И как заявил в ходе форума председатель правления АО «Таллиннский порт» Айн Кальюранд, Эстония готова не только продать или сдать в долгосрочную аренду, но и просто передать в управление Казахстану свои морские терминалы и причалы. «Безусловно, мы заинтересованы во вхождении казахстанских компаний на наши порты. Мы предлагали это еще три года назад. У нас подготовлены территории и причальные линии, которые можем передать в течение года», – сказал Кальюранд. По его словам, эстонская сторона готова рассмотреть различные варианты сделки. На сегодня Таллиннский порт располагает 135 гектарами СЭЗ, где есть все возможности для доставки казахстанских товаров в Европу. «Наше главное преимущество – это глубоководные порты и причалы, где глубина достигает 18 метров. Поэтому мы можем единовременно принимать суда вместимостью до 150 тысяч тонн и танкеры вместимостью 300 тысяч тонн, что дает возможность работать на дальние расстояния», – отметил Кальюранд.По его словам, вопрос о передаче причалов Таллиннского порта казахстанским компаниям пока ведется на уровне министерств двух стран. «Мы надеемся, что после этого визита переговоры обретут конкретику», – резюмировал он. Выступавший на форуме премьер-министр Казахстана Карим Масимов заметил, что, помимо традиционного сотрудничества в области транспорта, использования Таллиннского порта, есть и другие сферы, в которых Эстония добилась сегодня больших успехов. «Это применение принципов «зеленой экономики», энергосбережения. Мы в Казахстане только начинаем движение в этом направлении, и нам было бы очень интересно привлечь эстонские компании, которые уже наработали опыт в этом направлении», – сказал казахстанский премьер. В ответ на это Андрус Ансип сообщил, что его страна может предложить Казахстану суда, которые строят в Эстонии по проекту норвежских разработчиков. «Эти суда – последние современные разработки. И если сравнить их с судами 30-летней давности, то по своим качественным характеристикам они – как «Мерседесы» среди автомобилей класса «люкс». Особенность их в том, что они работают на сжиженном природном газе, а не на дизтопливе, а следовательно, оказывают минимальный вред окружающей среде», – отметил он.
Кульпаш КОНЫРОВА, фото Советбека МАГЗУМОВА, Астана | |
|