| В центре Азии | На прошлой неделе завершился визит президента Узбекистана Ислама Каримова в нашу республику. По его итогам два ведущих государства обширного региона договорились нарастить товарооборот и усилить координацию в сфере безопасности. По сути, можно говорить о том, что Ислам Каримов и казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев обсудили не только ключевые вопросы развития двусторонних отношений, но и текущие проблемы Центральной Азии. Как показали итоги визита главы соседнего государства, между нашими странами больше точек соприкосновения, чем линий расхождения. Более того, сегодня сложились благоприятные условия для того, чтобы упрочить отношения между странами, вывести их на принципиально новый виток развития. Тем более что Узбекистан и Казахстан – это не только две крупные страны Центральной Азии, но и две республики, которые показывают хорошие темпы роста экономики. Впрочем, последний аспект официального визита главы соседнего государства вызвал особый интерес. Так, оптимистично выглядит динамика торгово-экономических отношений между двумя странами. В 2011 году объем взаимной торговли составил 1,95 млрд долларов, что на 24 процента превышает показатели предыдущего года. Согласно предварительным данным, за первое полугодие 2012 года эта цифра составила 925,6 млн долларов. Однако это не является пределом. В результате две республики планируют до 2016 года увеличить товарооборот в несколько раз. «Постоянный рост торгово-экономического сотрудничества продолжается. Наш товарооборот за прошлый год вырос почти на 40 процентов. Мы нацелены на то, чтобы увеличить товарооборот в ближайшие годы – до 2015–2016 года – в два раза», – сказал Глава государства Нурсултан Назарбаев. Его поддержал глава Узбекистана, заявив, что он «…полностью согласен с его (президентом Казахстана. – Ред.) оптимизмом, поддерживаю, что в течение 2–3 лет мы можем увеличить товарооборот вдвое. И думаю, по итогам этого года этот показатель превысит 3 млрд долларов». Кроме этого, по итогам встречи министров Казахстана и Узбекистана была подписана программа сотрудничества между внешнеполитическими ведомствами двух стран на 2012–2014 годы. Другим вопросом, который объединяет две республики, стало сотрудничество Ташкента и Астаны в сфере борьбы с транснациональными вызовами. В этом плане близкое соседство с Афганистаном вкупе с выводом США своего контингента к 2014 году способствует сближению позиций двух стран перед перспективами очередного витка напряженности в Центральной Азии, источником которого будет выступать Кабул. «Если учесть стремительно меняющуюся ситуацию, положение дел, не всегда совпадающие интересы мировых крупнейших держав в регионе Центральной Азии, заметное усиление напряженности и противоборства в связи с предстоящим выводом миротворческих сил из Афганистана, то выработка общих подходов Казахстана и Узбекистана, направленных на сохранение и укрепление стабильности, благополучия, спокойствия людей в нашем регионе, приобретает на современном этапе особое значение», – отметил Ислам Каримов. Узбекистан оказался в непростой ситуации. В этом году Ташкент заявил о планах выйти из состава ОДКБ, предусматривающей коллективный ответ на военные угрозы. С другой стороны, Узбекистан утратил контроль над афганскими процессами после того, как эту страну покинул влиятельный генерал Рашид Дустум. Очевидно, что власти страны остались один на один с угрозами нестабильности, которые будет генерировать соседний Афганистан. Выход заключается в кооперации стран Центральной Азии. Однако и здесь у Ташкента имеются проблемы, поскольку отношения с Таджикистаном и Кыргызстаном у узбекских властей в последнее время испортились. В такой ситуации Казахстан выглядит наиболее оптимальным партнером по диалогу, который умеет найти общий язык со всеми. В итоге если прежде наша страна воспринималась как «экспортер стабильности» в нашем регионе, то теперь приходится взять на себя функцию «оператора» в сфере безопасности. «Мы намерены расширить сотрудничество в сфере борьбы с транснациональными вызовами, угрозами в рамках международных организаций, а также в рамках двусторонних отношений», – отметил Нурсултан Назарбаев. Впрочем, есть и другая региональная проблема, заставившая обратить внимание Узбекистана на Казахстан, – это водноэнергетические противоречия в нашем регионе. Парадоксальность сложившейся ситуации заключается в том, что еще недавно данный вопрос был камнем преткновения между Ташкентом и Астаной. Так, уже длительное время Казахстан и Узбекистан в ирригационный период забирают воду Сырдарьи, что негативно влияет на сельскохозяйственные участки обеих республик. В общем, в этом нет ничего удивительного, чем ниже течение реки, тем больше проблем она порождает! Напомним, что наименее развитые в социально-экономическом плане Кыргызстан и Таджикистан обладают основными водными ресурсами региона. Однако под контролем Кыргызстана находится бассейн реки Сырдарьи, а Таджикистан контролирует бассейн Амударьи. Как следствие – одной из основных статей дохода Бишкека и Душанбе является выработка гидроэлектроэнергии. При этом производство электроэнергии на ГЭС двух республик в зимнее время приводит к затоплению существенной части сельскохозяйственных земель в Казахстане и в Узбекистане. Отметим, что в связи с регулярным забором воды на водохранилищах Кыргызстана и Таджикистана в ирригационный период возделываемые земли Казахстана и Узбекистана регулярно недополучают воду для полива. Ситуацию усугубили намерения Бишкека и Душанбе по расширению мощностей существующих гидроэлектростанций, а также рассматриваемые ими варианты по вводу в строй новых объектов (каскад Камбаратинских ГЭС в Кыргызстане и новая плотина Рогунской ГЭС в Таджикистане). В этой связи визит президента Узбекистана в Казахстан приобретает новые очертания, которые направлены в большей части на отстаивание Ташкентом своих национальных интересов. Ведь очевидно, что сам факт реализации вышеупомянутых проектов усугубляет проблемы сельскохозяйственных земель Узбекистана. А это в свою очередь грозит Ташкенту остаться без воды, а значит, без хлопка и стать зависимым от Таджикистана, который заполучит в свои руки контроль над истоками рек, орошающими бассейн Аральского моря. «Мы понимаем потребность и Киргизии, и Таджикистана в энергетически новых мощностях. Но мы хотим знать очень простую истину: что произойдет, когда эти плотины будут построены, что произойдет, если появится преграда высотой 350 метров в одном месте, а в другом, в Кыргызстане, 257 метров? Как изменится сток воды? Сколько воды мы сегодня получаем, а сколько будем получать завтра, когда на пути этих рек встанут эти преграды?» – сообщил узбекский лидер Ислам Каримов после переговоров с Нурсултаном Назарбаевым. Поэтому узбекский лидер настаивает на международной экспертизе строительства Рогунской ГЭС и Камбаратинской ГЭС-1. В этом плане, заручившись поддержкой Казахстана, лидер которого пользуется уважением у своих коллег в Таджикистане и Кыргызстане, Узбекистан может рассчитывать на начало процесса по решению водного вопроса в выгодном ему русле. Тем более что, как заметил Ислам Каримов, сложившееся положение «может усугубиться настолько, что это может вызвать серьезное не то что противостояние, а даже войны». Насколько выглядят реальными заявления узбекского лидера – покажет время, но все же хочется надеяться, что у официального Ташкента есть достаточно прочный дипломатический багаж и политическая воля, способная оставить решение водного вопроса в мирном русле посредством конструктивного диалога со всеми заинтересованными участниками переговоров.
Андрей КОРОЛЕВ, Алматы | |
|