| Евразийский небоскреб | На днях в Павлодаре прошел 9-й Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана, в работе которого приняли участие президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и его российский коллега Владимир Путин.Хотя отношения между нашими странами носят динамичный характер – товарооборот в прошлом году достиг 23,8 млрд долларов, форум вывел их на новый качественный виток развития. Так, на полях встречи было подписано соглашений на общую сумму 2 млрд долларов и межгосударственным связям придан инновационный характер. В Казахстане появится новый автомобильный завод, который более чем в два раза увеличит производство машин в республике. На повестке дня значилось создание совместного предприятия по выпуску вертолетов, инвестиции в инфраструктуру Байконура и подготовку казахстанских специалистов в вузах соседней страны. Все это не только усиливает потенциал нашей республики, но создает фундамент для долгосрочных отношений с Россией, т.е. две страны усиливают свою конкурентоспособность сообща.
На днях в Павлодаре завершился 9-й Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана, в работе которого приняли участие президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и его российский коллега Владимир Путин. Хотя мероприятие носит регулярный характер, нынешняя встреча выделялась тем, что она определила инновационный характер будущих отношений между странами. Отношения между Казахстаном и Россией считаются наиболее динамичными на постсоветском пространстве. В 2011 году товарооборот между нашими странами достиг 23,8 млрд долларов, в этом году, по оценкам экспертов, он должен составить порядка 30 млрд долларов. И по этому показателю Россия обходит даже соседний Китай. Поэтому, говоря об отношениях между нашими странами, казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев не случайно сравнил их с огромным зданием. «Отношения Казахстана и России напоминают строительство небоскреба. Это большое, это самое большое, красивое здание на всем евразийском пространстве», – отметил он в ходе встречи со своим российским коллегой. В обозримой перспективе они приобретут качественно новый вид. На это указывают подписанные в рамках 9-го Форума межрегионального сотрудничества соглашения. Еще перед встречей Нурсултан Назарбаев сообщил, что «будут заключены 27 договоров на более чем 2 млрд долларов». И среди них есть документы, способные диверсифицировать казахстанскую экономику и придать ей инновационный вектор развития. Так, по итогам встречи Нурсултана Назарбаева с его российским коллегой Владимиром Путиным стало известно о том, что 400 млн долларов (в перспективе объем инвестиций достигнет 6 млрд долларов. – Ред.) из общей суммы придется на строительство нового автомобильного завода в Восточном Казахстане. Речь идет о предприятии АвтоВАЗ. Еще в конце 2011 года сообщалось о том, что в нашей стране наладят производство бюджетной модели Lada Granta-седан и Lada Granta-хетчбэк. Особенность предприятия заключается в его полном цикле: машины станут делать с кузова и завершат установкой двигателя и электронной начинки. Новый завод обещает сильно изменить представление о казахстанском автопроме. Если сегодня в республике выпускают 50 тыс. машин, то после введения в строй предприятия объем вырастет до 120 тыс. Увеличение произойдет в 2,4 раза. У проекта хорошие перспективы. По оценкам экспертов, в Казахстане наблюдается устойчивый спрос на российские авто, доля которых на рынке составляет 41,27 процента. В итоге LADA с большим отрывом опережает «серебряного призера» – Toyota, которая сегодня контролирует 11,9 процента нашего рынка. Продукция ориентирована не только на казахстанцев. В конце 2011 года сообщалось, что машины будут поступать на Дальний Восток России. Впрочем, автомобильный завод стал не единственной премьерой форума. Как сообщил Путин, Россия заинтересована в организации совместного предприятия по сборке гражданских вертолетов Ка-226Т. Это «чистокровный потомок» Ка-26. Впервые в небо он поднялся сравнительно недавно, а сегодня ищет своего покупателя. Кроме вертолетов и автомобилей, лидеры двух государств обсудили перспективы развития инфраструктуры Байконура. Нурсултан Назарбаев предложил расширить формат межстрановых форумов за счет инновационного комплекса космодрома. Космическая гавань сама по себе является очагом технологического развития, здесь есть уникальные предприятия, созданные в рамках проекта «Энергия-Буран». Байконур можно превратить в глобальную диалоговую площадку, на которой можно обсуждать развитие космической индустрии, в том числе за счет привлечения частных инвестиций. Чтобы инновационное развитие двух стран приобрело синхронный характер и получило новый импульс, казахстанский лидер предложил своему коллеге формировать региональные кластеры в приграничных областях. «Один из проектов создается в Восточно-Казахстанской области по сборке автомобилей. Это масштабный проект», – отметил Глава государства. Действительно, на приграничное и межрегиональное сотрудничество приходится самый большой объем товарооборота между нашими странами, до 80 процентов. А значит, есть большой потенциал для создания в этих регионах наукоемких конкурентоспособных по мировым меркам предприятий. В итоге две страны на взаимовыгодной основе могут наращивать свои экономические мускулы. Тем более в посткризисный период, где одним из главных трендов обещают стать новые технологии. Другим трендом посткризисного развития является «зеленая экономика», которая также предъявляет повышенные требования к инновационному развитию. Чтобы снизить выбросы вредных веществ в окружающую среду, нередко приходится генерировать сложные технические решения. Но у России и Казахстана выбор ограничен. Окружающий мир уже давно активно движется по этой колее, и тот, кто не успеет вскочить на подножку уходящего поезда, тот проиграет глобальную конкурентную борьбу. «Мы сейчас переходим на принцип «зеленой экономики», – сообщил Нурсултан Назарбаев. – Казахстан продвигает эту инициативу, то есть чистую промышленность. Мы могли бы объединить усилия в этом направлении». Кадры и человеческий капитал – это еще одна проблема инновационного развития. Только первый этап реализации госпрограммы ФИИР выявил дефицит «светлых голов» и специалистов, которые должны занять места на будущих предприятиях в нашей стране. А ведь речь идет о таких отраслях, как авиастроение, машиностроение и даже «прикладная» космонавтика. В скором времени под Астаной появится сборочный цех, с конвейера которого в космос будут отправляться искусственные спутники земли. У Астаны на руках также имеются контракты на создание в Казахстане вертолетного завода совместно с французским гигантом «Eurocopter». Все они требуют «грамотных рук». «Мы заинтересованы в подготовке и переподготовке специалистов, готовы к сотрудничеству с российскими вузами в этом вопросе. Приглашаем вас принять участие в таких проектах, которые продвигаются в Алматы, Курчатове, объединить усилия Сколкова и нового университета в Астане», – отметил Нурсултан Назарбаев. Можно вспомнить, как после глобально го кризиса 2008 года в России и Казахстане в унисон заговорили об инновационном развитии. Сегодня можно уже наблюдать, как наши страны от общих слов переходят к конкретным действиям, при этом выступают не конкурентами, а партнерами. Кооперация закладывает крепкий фундамент долгосрочных отношений, т.к. Россия и Казахстан укрепляют экономический и политический потенциал друг друга.
Марат МАМАЕВ, Алматы
| |
|