| Испытанные временем | Начало недели для республики выдалось богатым на события. Мало кто остался в стороне от происходящих кадровых перестановок в кабинете министров страны. Напомним, что 24 сентября вышел указ президента страны Нурсултана Назарбаева об отставке премьер-министра Карима Масимова. Отметим, что ушедшее правительство побило казахстанский рекорд – оно продержалось без малого 5 лет и 9 месяцев, или одну четвертую часть нашей независимости. Уже это обстоятельство обращает на себя особое внимание. Кроме того, при этом кабмине Казахстан пережил самый опасный мировой кризис, который многие эксперты сравнивают с Великой депрессией 30-х годов ХХ века. Также на «боевом счету» правительства процесс интеграции, который в 2010–2011 годах приобрел осязаемый характер, на казахстано-российской границе исчезли таможенные барьеры, а товарооборот между государствами стал стремительно расти. Чем запомнился нашим гражданам период хозяйствования теперь уже экс-правительства и что ожидают казахстанцы от нового состава кабмина?
Свободный от правительства бизнес
Отличительной особенностью ушедшего в отставку правительства можно назвать индикаторы и ту шкалу оценки своей деятельности, которые пестрили в государственных программах. Здесь брались как старые показатели – прямые иностранные инвестиции, так и новые – глобальные рейтинги, составляемые мировыми финансовыми институтами. Деятельность экс-кабмина напрямую связана с установлением благоприятного инвестиционного климата, который является своего рода барометром экономической активности и состояния бизнес-среды республики. В этом отношении правительство показало себя достаточно позитивно. Так, только в 2011 году поступление иностранных прямых инвестиций (ИПИ) в Казахстан выросло на 22 процента по сравнению с 2010 годом, превысив 13 млрд долларов. Отметим, что чистое поступление ИПИ в Казахстан в 2009 году составило 12,6 млрд долларов, снизившись на 20,1 процента по сравнению с 2008 годом. В то же время уровень ИПИ в республику в 2009 году был на 13,3 процента выше уровня 2007 года, который составлял 11,1 млрд долларов. Справедливости ради надо отметить, что сокращение ИПИ в республику на 3,2 млрд по сравнению с 2008 годом обусловлено снижением поступлений по акционерному капиталу и другому капиталу, тогда как реинвестированная прибыль показывает тенденцию к росту. То есть созданный правительством бизнес-климат является благотворной средой, позволяющей бизнес-структурам не только начинать, но и расширять свой бизнес, что является достаточно позитивным показателем для экономики. Согласно опубликованному рейтингу Индекса экономической свободы 2012 года (Index of Economic Freedom 2012), Казахстан вошел в группу «умеренно свободных государств», заняв 65-е место. Данный рейтинг был составлен американским исследовательским центром «Фонд наследия» (The Heritage Foundation) совместно с газетой The Wall Street Journal. Согласно представленной информации эксперты оценивали экономическую свободу как «отсутствие правительственного вмешательства или воспрепятствования производству, распределению и потреблению товаров и услуг, за исключением необходимой гражданам защиты и поддержки свободы как таковой». Рейтинг составляется по таким показателям, как: свобода бизнеса, торговли, финансового сектора, инвестиций, труда, монетарная и фискальная свободы, гарантии прав собственности, размер бюрократического аппарата и степень защиты от коррупции. В результате Казахстан, заняв 65-е место, опередил Францию (67), Италию (92), Бразилию (99), Грецию (119), Индию (123), Россию (144). Отметим, что по данным того же центра «Фонд наследия» в 2010 году свобода экономической системы в Казахстане оказалась на 82-м месте среди всех стран мира. Так, в 2010 году экономическая система стала более свободной по сравнению с 2009 годом из-за правительственных реформ в сфере свободы бизнеса, изменения прав на недвижимость и прав работников.
Кризис-менеджмент
На долю правительства выпало и ответственное бремя по вызволению экономики из пут глобального кризиса. В конце 2008 года в США обанкротился инвестиционный банк Lehman Brothers, а чуть позже Исландия оказалась на грани дефолта. Тогда же влиятельные западные СМИ стали составлять список стран из «группы риска». И первым в мировом табеле оказался Казахстан. Поводом для безудержного пессимизма стал внешний долг страны, который обещал дестабилизировать казахстанскую экономику. На фоне чего отдельные эксперты даже заговорили о предстоящем дефолте. Впрочем, большим внешним долгом сегодня трудно кого-либо удивить. В Японии он еще до кризиса 2008 года носил чувствительный характер, ситуация усугублялась тем, что страна на протяжении 20 лет находится в состоянии спячки. В Токио давно забыли о временах динамичного роста. Не лучшим образом дела обстоят в Соединенных Штатах, где за четыре кризисных года долг догнал и обогнал показатель ВВП, достигнув 16 трлн долларов. Но главный удар кризиса пришелся на старую Европу, где Греция, Испания, Италия стали расшатывать устои интеграции. Финансовая нестабильность в Старом Свете теперь грозит новым витком кризиса глобальной экономике. В Казахстане не наблюдалось стремительного роста внешнего долга, как, например, в США, где с 2007 года он увеличился на 7 трлн долларов. В итоге Казахстан успешно миновал Сциллу и Харибду мирового кризиса, который многие сравнивают с Великой депрессией 30-х годов ХХ века. А прогнозы относительно дефолта республики, которые фигурировали на страницах влиятельных мировых изданий, не оправдались. Более того, в конце 2011 года представители Международного валютного фонда пришли к выводу о том, что в Казахстане острая фаза кризиса завершилась. Кроме того, страна сохранила положительную динамику экономики. В 2009 году в Казахстане рост ВВП составил 1 процент, в то время как соседние государства тот год встретили в минимуме. Кстати, республика по объему экономики смогла приблизиться к Украине, где падение ВВП достигло 14,1 процента. Такое положение во многом связано с расторопностью Казахстана, который в сжатые сроки смог выработать и принять антикризисную стратегию. Кстати, на это обстоятельство обратили внимание многие эксперты на постсоветском пространстве, которые заговорили о «казахстанском мастер-классе». Фонд «Институт посткризисного мира», к примеру, включил страну в число бизнес-лидеров. Кризис закалил не только казахстанскую экономику, но и правительство. В стране за прошедшие четыре года выработался антикризисный опыт, который заинтересовал деловые круги постсоветского пространства. Ведь речь идет о стране, которая оказывает влияние на соседей и является участником интеграционных процессов. Впрочем, опыт пригодится и Казахстану: тот, кто выбрался один раз из сложной ситуации, имеет хорошие шансы повторить успех. В связи с этим наша страна оптимистично смотрит в будущее.
Финансовая дисциплина
Слабой стороной деятельности правительства было исполнение бюджета. Согласно данным Счетного комитета, при исполнении республиканского бюджета 2011 года было выявлено нарушений на сумму 272 млрд тенге. По сравнению с 2010 годом сумма неосвоения выросла на 15 процентов. «Несмотря на то что исполнение республиканского бюджета осуществлялось в условиях двукратного уточнения и многократных корректировок, в отчетном финансовом году неосвоенными остались 43,2 млрд тенге», – отметил в своем докладе тогда еще председатель Счетного комитета Омархан Оксикбаев. Правда, если брать в расчет 2009 год, то за этот период, по данным Минфина, сумма неосвоения бюджетных средств администраторами республиканских программ составила 60,1 млрд тенге. Как отметил глава этого ведомства Болат Жамишев, названная сумма учитывает экономию по результатам госзакупок в размере 1,5 млрд тенге, а также нераспределенный решениями остаток средств по распределяемым бюджетным программам в объеме 6,2 млрд тенге. Немаловажную роль в создании подобной ситуации сыграли недоработки при формировании и исполнении бюджета. В частности, по словам Омархана Оксикбаева, «заниженный прогноз основных макроэкономических показателей отразился на качестве планирования параметров республиканского бюджета». Как итог – доходы и расходы стали больше запланированного объема. Так, доход на 511,7 млрд тенге оказался выше первоначального одобренного Парламентом бюджета, а расходы бюджета – на 282,4 млрд тенге. Конечно, глобальный кризис вносит свои коррективы в финансовые планы разных стран мира, в том числе и Казахстана. Однако нельзя не обратить внимания на то, что только за 2010 год бюджет подвергался уточнению два раза и 16 раз корректировался правительством. Проблема заключалась в том, что отечественные министерства не могли прогнозировать макроэкономические показатели, а следовательно, доходную и расходную части бюджета. В итоге даже после многочисленных правок остались неосвоенными 37,6 млрд тенге. Правда, основными нарушителями оказались региональные органы власти, на которые приходится 67 процентов неиспользованных целевых трансфертов. Из них: текущие трансферты – 11,4 млрд тенге и трансферты на развитие – 13,7 млрд тенге. Принимая во внимание ставшую традиционной ситуацию с освоением госбюджета, становится закономерным высказывание президента Нурсултана Назарбаева, сделанное им в мае этого года на совещании по вопросам развития южных регионов страны в акимате Жамбылской области, где он заявил: «Предупреждаю вас и всех казахстанцев: как в годы кризиса, отчитываться будете за каждый тенге. Кто будет воровать эти деньги, голову будем отрывать!» С перспективой на будущее
К слову, говоря о кризисе, нельзя обойти стороной ситуацию на топливном рынке республики, которая обострилась в прошлом году. Проблема остается актуальной и на сегодняшний день. Представители АЗС требует повышения цен, в то время как армия автолюбителей, равно как и казахстанская экономика, нуждается в справедливой цене на бензин. Но и тут не все так просто. Эксперты говорят о том, что стабилизация топливного рынка требует комплексных мер, четкой позиции государства. А у нас в свое время КМГ и «Самрук-Казына» не могли прийти к согласию относительно развития нацкомпании. Если в самой компании склонялись к расширению на внешнем рынке, то в холдинге считали, что главная цель – это обеспечение внутренних нужд республики качественным топливом по приемлемой цене. Впрочем, в последнее время звучат и более радикальные заявления, что эра дешевого бензина уходит в прошлое. Ведь даже в условиях кризиса, когда снижается потребность мира в нефти, «черное золото» продолжает держать высокую ценовую планку. Другая проблема, которая больше всего тревожит казахстанцев, – это квартирный вопрос. Об этом говорят результаты обращений граждан в приемные партии НДП «Нур Отан». Следует отметить, что глобальный кризис негативно сказался на строительной индустрии Казахстана, где наблюдался спад. Правда, адекватные и оперативные меры государства позволили быстро реанимировать отрасль. В 2011 году по сравнению с 2012 годом темпы роста в данной сфере составили 2,7 процента. А в целом в 2008–2010 годах было введено в эксплуатацию 19,7 млн кв. метров жилья, 535 тысяч казахстанцев улучшили свои жилищные условия. С 2011 года начала действовать новая строительная программа, которая предусматривает ежегодное введение в эксплуатацию около 6 млн кв. метров жилья. Еще одни момент, который приобретает социальный характер, – это инфляция. В мае прошлого года ее уровень достиг 7,4 процента. Но уже в 2012 году ситуация приняла нормальный характер. Как отметил глава Нацбанка Григорий Марченко в мае этого года, уровень инфляции составил 4,6 процента, «что является самым низким показателем за последние 13–14 лет». Очевидно, что инфляцию следует постоянно контролировать, так как от нее зависит социальное самочувствие в обществе, тем более в условиях кризиса, который тлеет в мировой экономике. За прошедшие годы было немало фактов того, как скачок цен на продукты питания дестабилизировал обстановку в разных уголках планеты. Действительно, кризис бросает вызов социальной сфере разных стран. И очевидно для всех, что жить так, как жили до 2008 года, теперь уже не получится. В Европе сейчас сокращают бюджетные расходы, стремясь таким способом сохранить экономику на плаву. В Казахстане в текущем году Глава государства Нурсултан Назарбаев анонсировал начало социальной модернизации. Ее суть – повышение конкурентоспособности экономики и при этом поддержание финансово-бюджетной стабильности. И понятно, что решение данной задачи теперь ляжет на новый состав правительства, которому предстоит сформировать модель посткризисного развития республики.
Андрей КОРОЛЕВ, Марат МАМАЕВ, Алматы | |
|