| Реформы по вертикали | Если от перемены мест слагаемых сумма не меняется, то это же нельзя сказать о правиле вычитания. В ближайшее время в стране пройдет сокращение штатов, которое коснется так называемого корпуса «А», являющегося политическим классом республики.Об этом сообщил заместитель руководитель администрации президента Бауыржан Байбек. Но речь идет не просто о сокращении штатов, а о формировании нового класса управленцев страны. Обратной дороги нет
– Эта реформа очень важна. Количество политических служащих будет сокращено в 6,5 раза, с 3277 до 538 человек. То есть люди, политические назначенцы, их будет очень мало, – сообщил замруководителя администрации президента РК Бауыржан Байбек. В связи с чем будет создан так сказать «золотой фонд» – корпус «А» (не путать с корпусом «В». – Ред.), включающий в себя 500 человек, через которых будет проводиться политика. Именно эта категория сможет обеспечить проведение экономических реформ, социальной модернизации, и в конце концов на них ляжет ответственность за включение Казахстана в число 50 успешных стран мира. Это не первая акция подобного рода. Два года назад Глава государства Нурсултан Назарбаев подписал указ о сокращении на 15 процентов штата госорганов, в результате чего должностей лишились 26 тысяч человек. В этом году был введен мораторий на увеличение количества госслужащих в республике. В данном контексте можно вспомнить послание народу Казахстана Главы государства, в котором Нурсултан Назарбаев говорил о необходимости формирования президентского резерва. Оттуда по мере необходимости будет комплектоваться штат госаппарата. Сегодня мир входит в период посткризисного развития. Хотя внешние рынки по-прежнему остаются нестабильными, тем не менее, уже следует думать о будущем. Как полагают эксперты, новый этап предъявит новые требования к управленческой прослойке общества. Главный акцент должен делаться на профессионализм. – Корпус «А» – это управленцы, элита элит, которые будут жестко отбираться, – сообщил Бауыржан Байбек. В данном случае обращает на себя внимание тот факт, что, говоря о сокращении в политическом классе, заместитель руководителя администрации президента остановился на вопросах его пополнения. Как предупредил докладчик: «Просто так занимать корпус «А» никто не сможет». – Будет создана комиссия при президенте национальная – руководитель АП, его зам, вице-премьер, вице-спикеры сената и мажилиса будут членами этой комиссии. Национальная комиссия будет отбирать людей в кадровый резерв, и только из этого резерва люди будут назначаться на позиции корпуса «А», – сказал Байбек. Схема напоминает внеочередную аттестацию сотрудников правоохранительных органов, отсеявшую многих нерадивых чиновников в погонах. По всем показателям, речь идет о реформах в госслужбе, цель которых – повысить КПД действия чиновников. Тем более что речь среди прочего идет о борьбе с коррупцией в органах власти. «Если человек выпадает из корпуса «А», второй раз он туда никогда больше не попадет», – заверил Бауыржан Байбек. Как показывает мировая практика, каждая страна по-своему решает вопросы борьбы с коррупцией. Но есть наиболее известные модели. В Нидерландах, где уровень коррупции один из низких, предусмотрен ряд мер. Ежегодно министр внутренних дел представляет доклад парламенту об обнаруженных фактах коррупции и принятых мерах по наказанию провинившихся лиц. Перечень наказаний включает в себя штрафы, запрет работать в госорганах и утрату социальных льгот. Также организована система подбора лиц на должности, где высоки риски коррупции. Впрочем, Бауыржан Байбек также посетовал на то, что казахстанские законы очень строги к коррупционерам. В Сингапуре центральным звеном в борьбе с коррупцией является Бюро по расследованию случаев коррупции, обладающее большой самостоятельностью. Бюро проверяет случаи злоупотреблений среди госслужащих и сообщает о них компетентным органам для принятия необходимых мер в дисциплинарной области. Бюро изучает методы работы потенциально подверженных коррупции структур власти с целью обнаружения «минусов» в их работе. Главная идея антикоррупционной политики Сингапура заключается в «стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий». При этом «большое внимание» направлено на высокопоставленных чиновников, замешанных в коррупции. Это делается в целях поддержания морального авторитета неподкупных политических лидеров. Цели развития
Такая мера может быть связана с глобальным кризисом. Он заставляет сокращать и оптимизировать расходы государства, и в первую очередь на чиновников. Главная цель – достичь эффективности за счет создания компактного и мобильного госаппарата, где при меньшем числе занятых реализуется больше задач. Ведь наряду с сокращением речь идет о повышении окладов оставшимся госслужащим. Как пообещал Байбек, те госслужащие, которые останутся в госаппарате, будут получать «повышенную зарплату до уровня частного сектора, будет соответствующая бонусная система, дополнительные преимущества». С другой стороны, зачем казахстанской политической модели 3277 политических служащих? Согласно социологу Максу Веберу, чиновник от политика отличается тем, что он выступает простым исполнителем политической воли государства, но сам не оказывает на нее влияния. «Подлинной профессией настоящего чиновника не должна быть политика. Он должен «управлять» прежде всего беспристрастно – данное требование применимо даже к так называемым «политическим» управленческим чиновникам. Политический чиновник не должен делать именно того, что всегда и необходимым образом должен делать политик – как вождь, так и его свита, – бороться», – отмечает Вебер в работе «Теория бюрократии». Эффективно реализовывать принятые решения – искусство чиновника, в то время как политик должен принимать эффективные решения и брать ответственность за них на себя. И здесь президентская модель в сочетании с унитарным устройством государства не предусматривает широкую прослойку политического класса. Что, собственно, нашло свое логичное выражение. Высшее административное лицо корпуса «А» будет представлено ответственными секретарями госорганов, председателями комитетов и акимами сельских округов, городов и районов. – Политическими у нас остаются первый руководитель, министр, вице-министр, на уровне областей это аким, замакима области и аким областного центра. Высшее административное должностное лицо в области корпуса «А» – это руководитель аппарата, – заключил заместитель руководителя АП РК. Но проблема «закопана» еще глубже, и не все сводится к сокращению бюджетных расходов. Как показал глобальный кризис, а также электоральные кампании в ряде стран, в данный момент востребованы политики и управленцы, которые умеют находить золотую середину между жесткой финансовой дисциплиной, стимулированием роста экономики и сохранением социальных показателей страны и ее регионов. Все это сегодня становится в наше время тонким искусством и критерием отбора политического класса. В этом смысле кризис – это хороший инструмент по повышению КПД госаппарата. Однако любое действие должно преследовать свою конкретную цель. Какая она у нас? Здесь все предельно понятно. В последние годы в стране было принято много программ, которые нацелены на диверсификацию экономики, инновационный путь развития, повышению отказоустойчивости Казахстана в случае снижения цен на сырьевые ресурсы и энергоносители, а в целом – на повышение конкурентоспособности страны. От политического класса сегодня требуется умение принимать решения и брать ответственность за них и при этом проявлять гибкость. Не секрет, что кризис поставил и другую задачу, решения которой также следует требовать от тех, кто оказался в управляющей прослойке общества, – мобилизацию аналитических ресурсов, умение видеть перед собой риски, с которыми можно столкнуться, и поиск путей их снижения. Все это напоминает китайский трактат «Искусство войны». Наверное, потому, что время пошло такое: в мире растет конкуренция и чтобы выиграть в ней, следует поднимать планку перед собой.
Андрей КОРОЛЕВ, Марат МАМАЕВ, Алматы | |
|