| Не воруй, а то посадют | На вопросы отвечает главный специалист отдела регистрации юридических лиц департамента юстиции города Алматы Гульмира Хамзина.– Сейчас много говорят о коррупции вообще и борьбе с ней. А что такое коррупция, какие действия государственных служащих относятся к таким правонарушениям? – В соответствии с действующим законом «О борьбе с коррупцией» под коррупцией понимается непредусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ. Правонарушениями, связанными с коррупцией (коррупционными правонарушениями), являются деяния, сопряженные с коррупцией или создающие условия для коррупции, которые влекут установленную законодательством дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. – Какие меры принимаются государством для избавления общества от чиновников-коррупционеров и станут ли они барьером перед теми, кто готов использовать свое служебное положение в корыстных целях? – Действительно, в настоящее время в казахстанском обществе ждут многого от тех мер, которые предпринимаются государством по борьбе с коррупцией. Говоря в целом о борьбе с коррупцией, нужно подчеркнуть, что в Казахстане есть основное условие – наличие политической воли руководства страны осуществлять эту борьбу. Добросовестный чиновник в своей деятельности должен опираться на четкие стандарты. Поэтому установлены стандарты предоставления государственных услуг, а также жесткий контроль за их соблюдением. Детально регламентированы административные процедуры в той или иной отрасли, ограничен произвол со стороны госслужащих при принятии решений. Например, услуги по линии регистрации юридических лиц – здесь на законодательном уровне строго регламентированы сроки регистрации (перерегистрации) юридического лица, выдачи свидетельств о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, перечень документов для каждой регистрационной процедуры. Здесь положительную роль играет также внедренная программа «электронное правительство». Широкое использование информационных технологий по линии регистрации юридических лиц позволило сократить контакты в повседневной работе между населением и чиновниками, значительно повысить качество государственных услуг. Предприниматели могут подать электронное заявление о регистрации юридического лица и получить свидетельство о государственной регистрации юридического лица, получить электронную справку о зарегистрированном юридическом лице, не выходя из дома или офиса. Внедрение «электронного правительства», стандартов предоставления государственных услуг позволит повысить доступность к соответствующей информации, снизить потенциал коррупции, поскольку ограничиваются непосредственные контакты госслужащих с заявителями. Также нельзя противодействовать кооррупции только карательными мерами, должен быть стимул в работе для тех же государственных служащих, которые имеют большой опыт работы, высокий профессиональный уровень, образование. Нужно применять множество механизмов для привлекательности государственной службы, в том числе и повышение заработной платы. – Коррупционные правонарушения, связанные с противоправным получением благ и преимуществ, что к ним отнесено? – Коррупционными правонарушениями, связанными с противоправным получением благ и преимуществ, являются следующие деяния лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним: 1) принятие за исполнение своих государственных или приравненных к ним функций любого вознаграждения в виде денег, услуг и в иных формах от организаций, в которых лицо не выполняет соответствующие функции, а также от физических лиц, если иное не предусмотрено законодательством. Денежные средства, поступившие на счет лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, или лица, приравненного к нему, без ведома указанного лица, а также средства, полученные им в связи с выполнением соответствующих функций в нарушение абзаца первого настоящего подпункта, подлежат не более чем в двухнедельный срок после их обнаружения перечислению в республиканский бюджет с представлением объяснения в соответствующий налоговый орган об обстоятельствах поступления таких средств; 2) принятие подарков или услуг в связи с исполнением своих государственных или приравненных к ним функций либо от лиц, зависимых от них по службе, за общее покровительство или попустительство по службе. Подарки, поступившие без ведома указанного лица, а также подарки, полученные им в связи с исполнением соответствующих функций в нарушение абзаца первого настоящего подпункта, подлежат в семидневный срок безвозмездной сдаче в специальный государственный фонд, а оказанные лицу при тех же обстоятельствах услуги должны быть оплачены им путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет. Лицо, к которому поступили подарки, вправе с согласия вышестоящего должностного лица выкупить их из указанного фонда по рыночным розничным ценам, действующим в соответствующей местности. Вырученные от продажи подарков денежные средства специальный государственный фонд перечисляет в республиканский бюджет; 3) принятие приглашений во внутригосударственные и в зарубежные туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет физических и юридических лиц как иностранных, так и Республики Казахстан, за исключением поездок: – по приглашению супруга (супруги), родственников за их счет; – по приглашению иных физических лиц (с согласия вышестоящего должностного лица или органа), если отношения с ними не затрагивают вопросов служебной деятельности приглашаемых; – осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Казахстан или на взаимной договоренности между государственными органами Республики Казахстан и государственными органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; – осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо органа для участия в научных, спортивных, творческих, профессиональных, гуманитарных мероприятиях за счет средств организаций, в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких организаций; 4) использование не предусмотренных законодательством преимуществ в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимости и иного имущества.
Подготовил Ерик ТУНГАТАРОВ, Алматы
Уважаемые читатели! В нашей газете открылась постоянная рубрика «Спросите у юриста». В нашей газете открылась постоянная рубрика «Спросите у юриста». Если у вас имеются какие-либо вопросы юридического характера, вы можете отправлять их по следующему электронному адресу:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
.
| |
|