| Ерлан Карин: Президентскоепослание – глобальное видениенациональной стратегии | Накануне Дня независимости президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев обратился с посланием к народу Казахстана, в котором провозгласил новую стратегию – «Казахстан-2050». О значении этого документа, его исторической значимости и актуальности мы сегодня поговорим с известным казахстанским политологом, секретарем народно-демократической партии «Нур Отан» Ерланом Кариным.– Президент озвучил новое послание, которое сразу же было названо историческим. На ваш взгляд, почему Глава государства в год 15-летия стратегии «Казахстан-2030» вышел с новой стратегической общенациональной программой? В чем заключается значимость этого документа? – Буквально на днях я встречался с руководителем казахстанского филиала одной из крупнейших японских корпораций. И что интересно, токийский офис этой компании, ознакомившись со «Стратегией-2050», рекомендовал всем своим структурным подразделениям досконально ее изучить и проанализировать. А это очень большая и серьезная международная корпорация. И в первую очередь их заинтересовал системный подход в долгосрочном планировании, а также глубина поднятых вопросов. Поэтому я бы охарактеризовал новое президентское послание как глобальное видение национальной стратегии. Ведь, прежде чем обозначить новые горизонты развития страны, Глава государства достаточно подробно остановился на анализе ключевых глобальных тенденций. Тем самым президент призывает интеллектуальный и политический класс страны к системному подходу в стратегическом планировании, максимально широко соотносить внутренние приоритеты с глобальными факторами. Это очень важное замечание для понимания значимости стратегии «Казахстан-2050», поскольку невозможно, да и нельзя сегодня определять новые задачи или приоритеты страны без учета и осмысления мировых процессов. Наша страна является частью огромного глобального мира, а значит, мы не можем развиваться изолированно, в отрыве от общих процессов. Это раньше казалось, что говорить о международных и глобальных процессах – прерогатива исключительно только лидеров мировых держав: России, США, Франции и т.д. Но сегодня в результате взаимосвязанности и взаимообусловленности разноуровневых процессов стратегическое планирование должно учитывать как внутренние, так и глобальные факторы. И выдвигая новую национальную стратегию с учетом глобальных трендов, президент показывает себя экспертом глобального масштаба, политиком, который отслеживает, осмысливает и понимает суть происходящих в мире процессов. Стратегия «Казахстан-2050» является видением развития страны, составленным на основе выводов, анализов и замечаний, которые президент делал последние несколько лет. К примеру, одним из рисков ближайших десятилетий президент обозначил водную проблему, которую, кстати говоря, американские эксперты недавно назвали одним из возможных дестабилизирующих факторов в Центральной Азии, то есть положения президентского послания основаны на глубоком и всестороннем исследовании. Кстати, очень много тезисов посвящено анализу ситуации и проблем в Центральной Азии. Тем самым президент говорит о намерении Казахстана усилить свое участие в региональных процессах, развитии внутрирегиональной интеграции. – В новой стратегии провозглашаются семь приоритетов, такое же количество было заложено и в программе «Казахстан-2030». Но при этом сами приоритеты претерпели существенные изменения... – Нынешние семь приоритетов – это не просто лишь продолжение традиций предыдущей стратегии. Программа «Казахстан-2030» была, так сказать, «дорожной картой» перехода страны от условий выживания к условиям развития. Как отметил президент, «стратегия «Казахстан-2030» была создана для периода становления нашей государственности». Для достижения этой цели и были провозглашены соответствующие приоритеты: безопасность, стабильность и т.д. Другими словами, мы строили фундамент устойчивого развития нашей страны и общества, образно говоря, наращивали мускулы. Теперь же, чтобы, с одной стороны, продолжить линию поступательного развития, а с другой – адаптироваться к глобальным факторам, Глава государства провозгласил новые задачи, выдвинул новый порядок долгосрочных приоритетов. И это не просто лишь отдельно взятые задачи развития, их главная ценность во взаимосвязанности. Стратегия «Казахстан-2050», впрочем, как и все инициативы президента, основывается на сбалансированном и системном подходе. Поэтому все ключевые составляющие компоненты развития – экономическая, социальная, политическая – увязаны друг с другом и взаимообусловлены. При этом на некоторых направлениях президент сделал особый акцент, выделив их в отдельный приоритет: поддержка предпринимательства, новые принципы социальной политики, образование и профессионализм. – Судя по информационному освещению президентского послания, главным «хитом» новой стратегии стало введение выборности акимов. Многие восприняли послание президента как начало обновления в политической жизни страны. И в этом предположении есть определенная логика. Поэтому у меня такой вопрос: не означает ли, что после программ социальной и экономической модернизации страна приступает к политической модернизации? – Безусловно, выборность акимов – это достаточно серьезный шаг, демонстрирующий серьезность намерений политической модернизации. Уже в следующем году казахстанцы изберут 2533 акима, из которых 50 акимов – городских. В общей же сложности это составляет около 92 процентов из общего числа акимов. Но введение выборности акимов – это не самоцель. Это всего лишь одна из инициатив масштабной стратегии Главы государства. Ведь задача не просто в осуществлении каких-то отдельных шагов, а в том, чтобы на основе комплексного и системного подхода перенастроить в целом государственную машину на новые задачи. И обратите внимание, что и сам документ называется как новый политический курс. А это, в свою очередь, предполагает не просто отдельно взятые конкретные меры и шаги, а в первую очередь подразумевает именно новые политические принципы и подходы. Поэтому Глава государства в целом говорил о необходимости расширения участия граждан в управлении государством, продолжения курса демократизации общества. Например, в послании также сказано об усилении Парламента полномочиями. – Если честно, выступление Главы государства с посланием в некотором смысле стало неожиданностью. Ведь все привыкли, что президент обращается с посланием в начале года. По крайней мере, последние три года это происходило в январе. Получается, что в этом году президент выступает фактически со вторым посланием? – Помимо содержательной части, новизна «Стратегии-2050» заключается и в том, что своим программным выступлением президент закладывает хорошую традицию. Теперь День независимости становится не просто праздником, но и неким отсчетом, рубежным моментом. Ведь мы входим не просто в новый календарный год, а в качественно новый период своего развития. Поэтому нынешнее обращение Главы государства – это не послание на предстоящий, 2013, год, а стратегия на десятилетия вперед. Я уже как-то говорил, но сейчас повторюсь еще раз: в нашей стране обращение президента с посланием является конституционно закрепленной нормой, впрочем, как и в большинстве стран с президентской формой правления. Но у нас нет ни законодательно установленных сроков, ни устоявшейся традиции озвучивания обращения в определенный месяц. И если с 1997 по 2001 год президент обращался к народу с посланием осенью, то с 2002 по 2004 год послание озвучивалось весной, а затем в январе-феврале. В выборе календарного времени озвучивания президентского послания есть своя логика и системность: обращение президента осенью было обусловлено тем, что бюджет страны в тот период формировался на один год и закладывался в конце года, поэтому нужно было заранее заложить средства под параметры послания. Затем мы перешли на трехлетний бюджет, соответственно, послание озвучивалось в начале года, для того чтобы определить объем и направления работы, скорректировать законотворческую работу, рабочие планы и бюджетные расходы в соответствии с президентскими установками. То есть при озвучивании президентского послания учитывались все возможные моменты, в том числе и организационно-процедурные. Другое принципиальное отличие президентского послания от подобных документов в других странах – это адресат послания. К примеру, в той же Америке президент адресует свою речь конгрессу страны, а в России глава государства адресует свое послание Совету Федерации и Думе. Другими словами, в этих странах глава государства обращается к элите, и фактически это получается некое обсуждение планов с людьми, непосредственно вовлеченными в процесс принятия решения и управления страной. В нашей же стране президент обращается к народу Казахстана, то есть конечный адресат – каждый простой казахстанец. Не случайно в стратегии «Казахстан-2050» президент особо подчеркнул, что «главным критерием для меня всегда был и будет уровень жизни народа». И даже провозглашая глобальные инициативы, президент исходит прежде всего из интересов простых людей. В этом и заключается суть назарбаевской политической доктрины. Не случайно послание насыщено обращениями к конкретным вопросам и злободневным проблемам людей: президент говорил о государственном языке, о ситуации в религиозной сфере, защите материнства и детства, здравоохранении и образовании, то есть фактически все основные аспекты социальной политики нашли свое отражение в выступлении президента. Именно поэтому недавно Общенациональная коалиция демократических сил обратилась к казахстанцам с призывом поддержать и принять активное участие в реализации новой стратегии. А в коалицию, помимо крупных общественных объединений и НПО, также входят самые разные политические партии, придерживающиеся разных позиций, но каждая политическая сила в новом документе увидела принципиально важные вопросы, близкие их политическим программам. Поэтому новая «Стратегия-2050» является также уникальной и серьезной платформой для развития политического диалога. Не случайно в план работы ОКДС на следующий год ее участники решили включить те проблемы и вопросы, которые нашли отражение в послании.
Беседовала Инна НИГМАДЗЯНОВА, Астана | |
|