У XXI века множество ярких социально-политических примет, масса научных открытий. Наш мир меняется все быстрее. Семья как неотъемлемая часть мира человека не может не отражать изменения, происходящие в экономике, политике, культуре, нравственности, общественной жизни.Современная семья, утратившая многие вековые традиции, представляет собой более сложное социальное явление, ставшее объектом социально-экономической и демографической политики, предметом постоянного внимания государства. Это подтверждается рядом законодательных актов о браке и семье и созданием единственной на постсоветском пространстве Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте Республики Казахстан, а также аналогичных региональных комиссий при акимах. Приоритетными целями работы этой комиссии в Костанайской области являются повышение уровня престижа семьи, улучшение здоровья женщин, мужчин и детей, искоренение насилия в семье. Для реализации этих целей комиссия проводит ряд мероприятий, таких как Неделя казахстанской семьи, участие в республиканском конкурсе билбордов и баннеров по пропаганде семейных ценностей. Выпущен альманах «Џлаѕат», содержащий очерки о многодетных матерях – ветеранах войны и труда. В рамках благотворительной акции «Дорога в школу», благодаря взаимодействию с бизнесменами, руководителями учреждений, НПО, политическими партиями и депутатами маслихата, только в прошлом году оказана адресная помощь 10000 социально незащищенных школьников на сумму более 50 млн тенге. Комиссией совместно с департаментом по защите прав детей проведено социологическое исследование «Семья в системе жизненных ценностей молодежи в Костанайской области». Тесное сотрудничество комиссии с кафедрой психологии и педагогики Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова позволило провести городской научно-практический семинар «Взаимодействие семьи и школы – условие психического здоровья учащихся», в работе которого приняли участие родители учеников и классные руководители. В рамках международной конференции «Психическое здоровье нации – условие стабильного развития государства», проведенной в Костанае, работала секция «Семья – источник психического здоровья». Впервые в нашей республике при Костанайском областном маслихате создана комиссия по вопросам реализации гендерной и семейно-демографической политики. Безусловно, что все эти действия весьма позитивно влияют на гендерно-демографическую ситуацию в области. Вместе с тем не могут оставаться незамеченными статистические данные и результаты научных исследований, которые обнаруживают тревожные тенденции, связанные с институтом семьи. Так, в последние годы наблюдается автономизация брачности, эротизма и рождаемости, что привело к увеличению количества гражданских браков, разводов, малодетных и неполных семей. Увеличивается возраст супругов, вступающих в брак впервые. Растет количество повторных браков. При этом, как отмечают психологи, множится количество супругов, неудовлетворенных брачными отношениями, когда главным элементом управления в семье становятся деньги. У молодежи утрачивается субъективная ценность семьи, представления о ее смысле, назначении, даже таинстве, поскольку сексуальная революция разрушила интимность, эксклюзивность и уникальность половой жизни в браке. Брак перестал быть детоцентричным, появилось много бикарьерных семей. Сегодня брак – это союз личностей, а не союз родителей, поэтому нередко в семье создается нездоровая конкурентная среда между супругами, а дети становятся детонаторами всех проблем. Следствием бездуховности, утраты семейных традиций и психологической безграмотности родителей в вопросах воспитания детей стала отчужденность родителей и детей, а также рост числа отказных детей и родителей, лишенных родительских прав. Опросы старшеклассников свидетельствуют, что до 58 процентов из них не хотели бы повторить опыт родительской семьи. В современной семье явно преобладает женское начало. Доминирование женщин, порой вынужденное, нередко проявляется в психологическом отсутствии отца при его фактическом наличии. А ведь благополучная крепкая семья должна иметь две мощные опоры – обоих супругов. В проведенных нами исследованиях обнаружено, что систематически занимаются воспитанием детей, вкладывая в них душу и сердце, менее половины отцов. Более половины учащихся отметили, что отцы их не понимают, каждого третьего отцы наказывают физически, дошкольникам читают книги только 11 процентов отцов. Среди старшеклассников в иерархии значимых людей отцы занимают лишь четвертую позицию, матери – первую. Оптимальное влияние на семью оказывает не авторитарный отец, а отец, которому можно довериться, – знающий, умелый, уверенный в своем положении, в себе, заботящийся о семье, способный взять на себя принятие ответственных решений. Вместе с тем научно обосновано, что отец имеет важнейшее значение для развития ребенка с момента его рождения. Отсутствие отца в семье или невыполнение им своих обязанностей приводит к развитию у ребенка психопатологии. Скрытая безотцовщина намного хуже открытой. Но, к сожалению, нет статистических данных о детях, воспитывающихся без отца. Кроме того, только в трех процентах случаев при расторжении браков дети доверяются отцам по решению судов. Падение отцовского авторитета, вызванное вполне определенными социальными причинами, подрывает само функционирование семьи и формирует тот или иной тип безотцовского общества. Поэтому так важно сегодня обратить внимание на воспитание мужчин-отцов, на формирование у них чувства ответственности и на изменение представлений общества об их роли в семье. Необходимо, чтобы общество уважало отцовство так же, как оно уважает материнство, поскольку, как гласит казахская пословица, «один отец значит больше, чем сто учителей». Кроме того, установлено, что отцовское влияние важно так же, как и материнское, в плане психического развития, половой идентичности и эмоционального благополучия. Поэтому социальные условия должны быть благоприятными для проявления мужской активности, для того, чтобы отцы могли обеспечить экономическое благополучие семьи, нести ответственность за семью, защищать ее интересы. Действий, способных устранить или хотя бы смягчить риски распада семей, способствовать стабилизации в них отношений, много, и они неравнозначны. Так, жилищные и материальные проблемы можно решить только в контексте более широких и глобальных вопросов социально-экономического развития. Решение основных проблем качества семейных отношений можно в значительной мере обеспечить созданием и реализацией государственной системы просвещения по вопросам брака и семьи. Значимость этой системы связана с необходимостью повышения уровня социальной престижности брака, семьи, родительства, развитием психологической готовности к реализации новых супружеских и семейных ролей, формированием культуры здорового образа жизни. Как минимум, можно выделить пять основных блоков этой системы. Первый – психологическая подготовка молодых людей к созданию семьи. При этом главными должны стать вопросы о семейных ролях, о тех изменениях, которые происходят в содержании этих ролей в условиях новых социально-экономических отношений и всевозрастающей социальной активности женщин, об адаптации к этому новому содержанию. Второй – организация служб знакомств. Третий – обучение конструктивному общению, поскольку супруги должны научиться осознавать природу своих трудностей и уметь совместно продуктивно обсуждать, оценивать их и, если нужно, своевременно обращаться к специалистам. Четвертый – формирование репродуктивных установок и репродуктивного здоровья супругов. Последнее чрезвычайно важно, поскольку из года в год устрашающими темпами растет количество бездетных браков, а статистика стерильности мужчин нацеливает на необходимость развития в республике андрологической службы и кризисных центров для мужчин. И, наконец, пятый блок – регулирование семейных взаимоотношений, способствующих устойчивости семьи, для чего нужны семейные консультации специалистов-профессионалов. Предлагаемая система решит проблемы оказания всесторонней помощи семье и детям в преодолении кризисных ситуаций, в решении жизненных проблем на основе профилактики, диагностики, коррекции и реабилитации. На наш взгляд, такая система будет способствовать созданию условий для раскрытия привлекательности имиджа феномена семьи и его дальнейшего устойчивого развития. Было бы целесообразным ввести учебные курсы психологии брачно-семейных отношений во всех вузах страны, усилить подготовку по этой дисциплине в педагогических вузах. Весомый вклад в решение брачно-семейных проблем могли бы внести средства массовой информации, особенно телевидение, а также специальные научные исследования. В то же время было бы неосторожно и опрометчиво уповать только на помощь семье со стороны общества. Ясно, что даже при самых оптимальных материальных и жилищных условиях не исчезнут семейные драмы, минимизировать которые можно только при одном условии – повышении духовно-нравственной культуры каждого члена семьи. Становится очевидным, что новые явления в брачной, репродуктивной и семейной сферах, возникшие в конце ХХ века, должны рассматриваться как признак необратимых трансформационных сдвигов в самом институте семьи. Патриархальный уклад семьи пока еще сохраняет свое значение, хотя сомнительно, что это будет долго. Поэтому нужно думать о том, как с меньшими потерями и с большей пользой действовать в тех условиях, которые предлагает реальная жизнь. Сегодня требуются новые модели и новая социальная система, направленная на формирование духовной личности, основы которой закладываются в семье. Именно семья может научить человека любить, явить ему примером, словом и делом всю высоту, глубину и полноту этого чувства. В семье закладываются основы гуманистической нравственности, ответственности и высокой духовности. Семья является основой устойчивости общества, инструментом передачи традиций от одного поколения другому. Весь опыт человечества доказывает, что альтернативы традиционной семье нет. Следовательно, укрепление и развитие любого государства, его социальная безопасность напрямую связаны с устойчивостью и качеством института семьи.
Лилия САРКИСЯН, кандидат психологических наук, профессор | |