| Смертельная битва | Пробки в Алматы зимой, по подсчетам специалистов, наносят экономике города материальный ущерб в размере до двух миллионов тенге в сутки. Шымкент ныне претендует на звание второго мегаполиса в республике.Здесь пробки тоже стали одной из основных проблем. В некоторых местах автозаторы растягиваются на несколько кварталов. Нынешний аким области подошел к этому вопросу масштабно – соответствующие органы получили задание оптимизировать всю транспортную схему Шымкента. – Аким области Аскар Мырзахметов дал задание оптимизировать всю транспортную схему города, и мы сейчас принимаем такие меры, как изучение интенсивности движения, чтобы на перспективу разработать проекты, – рассказывает начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Абильсейт Рабаев. – В том числе такие, как строительство транспортных развязок. Уже сейчас ясно, что это необходимо. В местах массового скопления людей требуется строительство надземных или подземных пешеходных переходов. В 2006 году подобное технико-экономическое обоснование было разработано, но сейчас все эти проекты, во-первых, устарели, а, во-вторых, не думаю, что все эти проекты были сделаны на основе каких-либо исследований. Сами посудите – я видел проект транспортной развязки улиц Мира – Г. Иляева, на площади Аль-Фараби. Зачем они там – непонятно. Я понимаю, развязка Кунаева – Тауке-хана или Карла Маркса – Рыскулова. Как специалист, я могу сказать, что в городе надо построить, как минимум, четыре транспортные развязки, минимизировать количество светофоров, которых в городе очень много. Даже четыре развязки принесли бы нашему городу огромную пользу. В настоящее время по транспортным развязкам разрабатывается план мероприятий, но к этому вопросу, как заявил А. Рабаев, надо подходить научно – не так, чтобы завтра построить развязку, а там транспорта нет. Необходимо изучить весь транспортный поток города, а это потребует немалого времени. Понимая, что одними транспортными развязками положение не исправить, надумали решать проблему комплексно. На днях руководство Шымкента, управления транспорта и управления дорожной полиции произвели объезд по городу и наметили проблемные участки – где и из-за чего образуются заторы, где имеется повышенная вероятность ДТП. – По результатам объезда было принято соответствующее решение – где-то светофоры добавить или дополнительные съезды сделать, где-то повороты запретить или движение открыть, – рассказывает А. Рабаев. – Например, планируется по ул. Байтурсынова сделать двухстороннее движение. Так как были построены дороги Казиева, Еримбетова и т.д., предполагается, что Байтурсынова не будет так загружена, как ранее. Кроме того, были обозначены участки, где, согласно заданию акима области, в местах скопления людей необходимо организовать мини-парковки. Взять, к примеру, территорию ЦОНа – дорога там очень загружена. У самого ЦОНа есть парковка, но она платная, и простой человек не хочет платить. Возле картинной галереи есть автостоянка, но люди не хотят ставить авто туда и пешком идти к ЦОНу, переходить дорогу. В результате все обочины заставлены машинами. Сейчас рядом с ЦОНом заканчивается строительство бесплатной автостоянки. В некоторых местах проблема будет решена посредством переноса автобусных остановок, установкой дополнительных светофоров «поворот налево» и т.д. Изучая опыт разных стран по организации движения транспорта по городу, местные специалисты предложили несколько идей, которые нашли одобрение у руководства Шымкента и областного управления транспорта. К примеру, по Пекину, где проживает 20 млн человек, можно проехать из одной точки в другую, ни разу не остановив автомобиль. Это достигается за счет транспортных развязок и грамотно сделанных съездов перед перекрестками. Поэтому было принято решение создать подобные съезды и на некоторых проблемных перекрестках Шымкента, что позволит не стоять перед красным сигналом светофора тем, кто хочет повернуть направо, а делать это, не прерывая движения. Еще одна идея касалась безопасности пешеходов и водителей – ограждения на разделительной полосе автодороги. – Это отнимает у человека охоту пересекать дорогу в неположенном месте, и у автомобилистов нет возможности выехать на встречную полосу или сделать разворот где попало, – рассказывает А. Рабаев. – Простое ограждение очень значительно снижает количество ДТП. При этом они не закреплены фундаментально, а мобильны – они очень тяжелые, но в случае необходимости их можно убрать. Это не так дорого будет стоить, однако результат даст существенный. При этом, если их сделать красивыми, они улучшат внешний вид города. Аким города поддержал это предложение, и оно будет рассмотрено. Надеюсь, что в ближайшее время на самых «горячих» местах мы эту идею реализуем. Кроме того, аким города Арман Жетписбаев выразил согласие разработать проектно-сметную документацию по пешеходным переходам. Во время объезда мы выявили несколько мест, где требуются подземные или надземные переходы. Еще одна проблема, которой уделяется большое внимание со стороны властей – это общественный транспорт. Точнее, те неудобства, которые он создает для остальных водителей и пешеходов города – гонки автобусов и маршруток по городу, дублирование маршрутов, низкое качество обслуживания, несоблюдение графиков и даже схемы движения. – Надо отметить, что основной показатель работы общественного транспорта – это показатель пассажиропотока. Последние данные по пассажиропотоку относятся к 2002 году. В настоящее время эти показатели абсолютно не соответствуют действительности. Сейчас необходимо заново все подсчитывать, причем не только в областном центре, а по всей области. Таким образом мы сможем узнать, где и сколько пассажиров пользуются общественным транспортом, в каких районах имеется необходимость увеличения или уменьшения транспорта. Это даст возможность заново оценить все схемы маршрутов. Возможно, где-то нужно вместо автобусов пустить маршрутки или вместо 2-3 маршруток достаточно одного автобуса. Сейчас, кстати, в Шымкенте маршруток насчитывается более 35 процентов от общего числа общественного транспорта, тогда как по правилам этот показатель не должен превышать 30 процентов. В общем, обновление данных по пассажиропотоку позволит сделать переоценку и разработать улучшенные схемы движения и маршрутов. В ближайшее время из городского бюджета будет выделено 5 млн тенге на изучение пассажиропотока. После проведения этой работы и анализа данных будет выделено порядка 60 млн тенге на закуп и установку оборудования на общественный транспорт. Дело в том, что для улучшения контроля общественного транспорта принято решение создать автоматизированную систему контроля (АСК) за процессом перевозок пассажиров. На данный момент во многих городах СНГ уже введены подобные автоматические системы управления, и полученные южноказахстанскими транспортниками отчеты российских коллег показали, что улучшения есть и значительные. Установка на автобусы и маршрутки спутниковых навигаторов и создание центра контроля позволяет не только заказчику контролировать выполнение контрактных обязательств перевозчиками, но и руководителям транспортных компаний отслеживать добросовестность своих сотрудников. Кстати, благодаря АСК полностью исключается человеческий фактор.
Юрий ЕЛИСЕЕВ, Шымкент | |
|