Суматоха с учебниками и школьными пособиями всегда возникает в канун нового учебного года. Этот год не стал исключением. Родительский ажиотаж многократно возрос – учеба уже началась, а дети до сих пор не могут приобрести учебники.Более того, некоторые учебники не отличаются качеством. От сложившейся ситуации в шоке не только родители, но и учителя, которые не знают, как преподавать по учебникам, в которых содержатся грубейшие ошибки. В последние дни книжный склад-магазин при издательстве «Атамура» буквально осаждают родители. – Нет учебников по казахскому языку для 4-го класса. В издательстве нам сказали, что новых учебников и не предвидится. Поэтому нам приходится покупать книги на базаре, причем самого отвратительного качества, порой изданные буквально на газетной бумаге, – поделилась с «Литером» мать 4-классника Инна (фамилию по этическим соображениям не называем). Интересная ситуация сложилась также и с учебниками по самопознанию. Напомним, этот предмет был введен в программу начальных классов совсем недавно. Издание пособия по этому курсу патронируется фондом «Бобек» и распространяется бесплатно. Тем не менее на всех учеников города книг не хватило, поэтому в некоторых школах учителя отправляют учеников или их родителей в магазины, где они также давно раскуплены. Особый ажиотаж в эти дни наблюдается вокруг учебных пособий и принадлежностей, необходимых для первоклашек. До сих пор многие из них не снабжены ни букварями, ни прописями, ни дневниками наблюдения. Аналогичная ситуация и с контурными картами по географии и по истории, которые также сегодня приходится покупать на свои кровные. Их цена варьируется в районе 500 тенге, что для родительских карманов весьма ощутимо. Об этом рассказали члены попечительской организации, помогающей малоимущим детям и беженцам. По их словам, дети никак не могут приступить к обучению плюс ко всему получают нагоняй от учителей, которые не могут начать нормальное обучение без этих самых пособий. Вместе с тем в городском департаменте образования панических настроений не разделяют. – На сегодняшний момент учебниками обеспечено 90 процентов детей города. Стопроцентная обеспеченность у малоимущих детей, оралманов, военнослужащих и прочих бюджетников, – рассказала главный специалист общего и среднего образования департамента образования Алматы Саида Токеева. – Остается еще 10 процентов, которые не приобрели учебники. Видимо, родители, которые поздно спохватились, и создают этот ажиотаж. Как уверяют родители, чьи дети уже постарше первоклассников, до последнего момента остается неизвестным, по пособиям какого издательства все-таки будет идти обучение – «Атамура», «Мектеп» или какого-то другого из существующих в городе двадцати трех издательств. А между тем учителя до сих пор испытывают тихий ужас от качества учебников. Так, в редакцию газеты «Литер» обратилась кандидат педагогических наук, профессор КазНПУ им. Абая Зубаржат Боранбаева, которая указывает на грубейшие ошибки «в рекомендованном МОН РК учебнике-хрестоматии Т.С. Ошкиной и Г.З. Татибековой «Русская литература», 10-й класс, Алматы, «Мектеп», 2006 год». В частности, как утверждает Зубаржат Боранбаева, многие разделы данного учебника почти слово в слово повторяют аналогичные разделы московского учебника-хрестоматии для национальных общеобразовательных учреждений «Русская литература», 10-й класс, под ред. профессора М.В. Черкезовой (Москва, «Дрофа», 2001 год). – Непонятно, на основе какой периодизации написан этот учебник. Одна обзорная тема называется «Русская литература начала ХIХ века», а другая – уже «Русская литература второй половины ХIХ века», т.е. целая четверть века выпала из поля зрения авторов, – говорит педагог. Кроме того, Зубаржат Боранбаева указывает на терминологическую путаницу. – В словаре литературоведческих терминов представлено 86 понятий. В нарушение основного закона дидактики все они, за исключением 3–4 случаев, даны без примеров. Даны не точно. Определение теоретико-литературного понятия ставит в тупик не только учеников, но и опытных учителей, – поясняет она и цитирует: – Например, «элементы сюжета – события или системы событий, изображаемых писателем… Отсюда элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия…». Но в экспозиции событий нет. Действие еще не началось. Также, по словам педагога, данный учебник изобилует такими несуразицами, как «стихотворение Тютчева дошло до наших дней не только в виде трех романсов, но и в виде прекрасного поэтического текста», «Раскольников рождает теорию», «о Чехове: «Как расставляет своих героев автор?», «рассказ «Человек в футляре» имеет своеобразную конструкцию», «сужение мысли до одного» и т.д. Таким образом, проблема качества и количества казахстанских учебников по-прежнему оставляет желать лучшего.
Константин КОЗЛОВ,Алина БЕКИРОВА, Алматы | |