| Опытный обмен | Замечательную поездку в Тель-Авив по приглашению посла Казахстана в Израиле Галыма Оразбакова совершила в декабре прошлого года группа студентов и преподавателей из Казахского национального университета им. Аль-Фараби. Корреспондент «ЛИТЕР-Недели» встретился с участником этой поездки – первым проректором этого университета, профессором Мухамбеткали Мырзабаевичем Буркитбаевым и попросил его прокомментировать путешествие по земле обетованной. М.Б.: Это была очень представительная поездка, приуроченная к празднованию Дня независимости РК. Десять лучших студентов, отличившихся в учебе и художественной самодеятельности нашего университета, в сопровождении преподавателей отправились в Израиль. Все ребята гордились и волновались, сознавая, что их пригласили соотечественники-дипломаты, которые с нетерпением ждали их выступления. И я должен вам сказать, что после концерта зрители, а число приглашенных на праздник составило около шестисот человек, среди которых были и министры дружественных стран, долго не могли поверить, что на сцене выступали студенты, так как многим показалось, что это профессиональные артисты. ЛИТЕР-Неделя: Насколько мне известно, для студентов посольством была составлена программа пребывания, предоставлен транспорт для небольших поездок по Израилю, а потому молодые люди успели посетить исторические достопримечательности Тель-Авива и Иерусалима и даже, несмотря на декабрь, искупаться в Средиземном море. А вы сумели побывать в двух израильских университетах. Пожалуйста, расскажите об этом подробнее. М.Б.: Конечно, мы показали не только номера студенческой самодеятельности для дипломатического корпуса, но и посетили учебные лаборатории израильских университетов. Специально для меня была составлена программа посещения университета имени первого премьер-министра Израиля Бен-Гуриона, который в свое время инициировал и профинансировал создание этого университета. Теперь его детище играет значительную роль в развитии местного региона, а молодые израильтяне предпочитают учиться здесь, получая не только теоретические знания, но и имея все возможности для практического использования результатов своих научных разработок в реальном секторе экономики. Университет работает с инновациями по разным приоритетным направлениям как промышленности, так и сельского хозяйства. Надо сказать, что земля у израильтян не очень плодородная, мало того, на территории страны часто дуют песчаные ветры, обезвоживая сельскохозяйственные угодья. В стране дорожат каждой каплей опресненной воды. Там, где нет влаги, ничего не растет. Поэтому за деревьями и растениями там ухаживают люди. Кстати, в Израиле повсеместно применяется система капельного орошения. Эта технология меня просто потрясла – буквально все населенные пункты окружены сетью труб капельного орошения. Судите сами, растут плодовые деревья – и под каждое из них поведены пластиковые трубочки для полива. Там очень бережно относятся к влаге и к растительности. В нашем понимании теплица сооружается над огурцами и помидорами для сохранения тепла, а в Израиле, наоборот, чтобы уберечь их от солнца и засухи. ЛИТЕР-Неделя: Действительно, в пустыне следует экономить воду и выгоднее сажать плодовые деревья, чем кусты, дающие тень. Однако что интересного лично вы привезли из этой поездки? М.Б.: Мне как проректору была интересна наработанная программа развития университета Бен-Гуриона, структура и особенности ее функционирования как исследовательского университета. В нашей стране недавно была опубликована программа развития высшего образования, в которой даны понятия исследовательского университета. Казахстан готовится к созданию исследовательских университетов. Естественно, меня сейчас интересуют пути, которые мы должны найти, а затем пройти для того, чтобы трансформировать классический казахстанский университет в исследовательский университет. Я смотрел, как в университете Бен-Гуриона поставлен учебный процесс, проводятся научные исследования, осуществляется реализация инновационных высокотехнологических проектов в секторе экономики. И пришел к выводу, что там во главу угла поставлены наука и научные исследования, генерирующие новые знания в научные технологии, а последние внедряются в жизнь, где на их основе возникают новые предприятия и фирмы, которые работают на благо страны, населения всего экономического региона. ЛИТЕР-Неделя: Очень похожая задача была поставлена президентом РК Н.А. Назарбаевым перед руководством МОН РК, или я ошибаюсь? М.Б.: Наш президент уже озвучивал эту задачу несколько раз, и сдвиги есть. Об этом говорил и министр МОН РК Б. Жумагулов, который взял направление на создание исследовательских университетов в Казахстане. Однако вернемся в Израиль. Я для себя открыл следующее: в исследовательском университете используются многочисленные и непрерывные каналы финансирования. Средства в университет поступают не только из государственного бюджета, они приходят от студентов в виде платы за обучение, проведение научных исследований, а также существенный вклад в развитие университета вносит благотворительность. Я видел в университетах целые учебные корпуса, построенные наследниками выдающихся ученых, видел огромную тридцатиметровую стену, на поверхности которой были выбиты имена и фамилии людей, которые безвозмездно перевели университету огромные денежные суммы. Я открыл для себя, что богатые люди, желающие своей стране процветания, чаще всего вкладывают свои деньги именно в образование. Университеты являются вечными объектами, потому что пока существуют двигатели образования, они никогда не исчезнут. Израиль – это страна, у которой есть чему поучиться, в частности в области образования. Я думаю, в Казахстане тоже появятся меценаты, имена которых будут выбиты на университетских стенах. ЛИТЕР-Неделя: В Казахстане много учреждений научного уклона, где можно получить высшее образование, но ведь меценатов на всех не хватит. Не придется ли какой-то части закрыться или поменять квалификацию? М.Б.: Наши ученые столкнулись с проблемой шекспировского Гамлета. Помните знаменитое начало монолога: «Быть или не быть?». Шекспир зовет к борьбе за жизнь, а не только за место под солнцем. Каким же образом наука и образование должны взаимодействовать? Они должны стать генерирующим звеном для получения новых знаний, на основе которых возникнут новые инновационные технологические разработки, востребованные нашей экономикой. В советское время была хорошо продуманная схема внедрения научных разработок через научно-исследовательские, проектные и отраслевые институты. Эта система – уже история. В современных исследовательских университетах все основные направления деятельности, научные исследования, образование и инновационное производство будут взаимосвязанны и будут способствовать углублению и расширению их развития. В настоящее время, к сожалению, статус научного работника в обществе невысокий, поэтому приток молодежи в академические институты недостаточный. На мой взгляд, принято правильное решение присоединить академические НИИ к университетам. Что мы получим? А вот что – самый настоящий кластер: университеты с нескончаемым потоком молодежи, НИИ, которые перестанут страдать от нехватки финансирования и отсутствия учеников, потому как они обязательно придут из университетов. Государственная программа развития высшего образования в РК предполагает присоединение НИИ к университетам, чтобы они функционировали как единый организм. ЛИТЕР-Неделя: Для этого нужен государственный закон и переходное время, почему бы не подождать? М.Б.: Мы все живем ожиданием принятия закона о науке. Выход его позволит устранить различные шатания в поисках единого положения. Мы надеемся, что этот закон, прошедший несколько этапов чтения, скоро увидит свет, и тогда многие проблемы должны решиться. ЛИТЕР-Неделя: Интересно, по какой системе студенты получают высшее образование в университете Бен-Гуриона, если они связаны и с работой в НИИ? М.Б.: Начну с того, что студенты там действительно вовлечены в проекты НИИ. Система образования трехступенчатая. Первые четыре года – в бакалавриате, где они получают базовое высшее образование. Затем более узкая, научная специализация – в магистратуре, куда попадают обычно более талантливые студенты, а затем, на третьей, высшей ступени – в докторантуре. Так вот, на второй и третьей ступени, то есть в магистратуре и докторантуре, в университете Бен-Гуриона обучаются более 30 процентов студентов, а в университете города Тель-Авива еще больше – около 50 процентов. Все они связаны с научно-исследовательской деятельностью и продвижением результатов своих исследований. ЛИТЕР-Неделя: А какие черты будут характерны для университета, скажем для КазНУ им. Аль-Фараби, куда, по идее, могли бы войти для совместной работы привлеченные НИИ? М.Б.: Характерными чертами в трансформации исследовательского университета станет современная форма интеграции науки, образования и инновационного производства, эффективная система коммерциализации научных результатов. В классическом университете мы обучали студентов, которые в конце последнего курса защищали диплом – и на том обучение для них заканчивалось. Нынче все поменялось. Хотим мы того или нет, но сегодня мы должны брать пример с передового европейского образования, внедрять его в систему докторантуры, развивать прикладную науку, получать практические результаты от научных разработок в реальном секторе нашей отраслевой экономики. Это также новые задачи перед казахскими НИИ, которые рано или поздно начнут ориентировать себя на слияние в исследовательский университет. Недавно на заседании МОН РК, которое проходило под председательством министра Б. Жумагулова, руководители вузов Казахстана высказывали свое видение по преобразованию университетов в исследовательские университеты. Ректор КазНУ им. Аль-Фараби Г. Мутанов представил доклад, в котором четко определил задачи и мероприятия, работа над которыми позволит национальному университету достичь показателей, характерных для ведущих исследовательских университетов мира. В частности, он рассказал собравшимся, каким видит университетский образовательно-инновационный кластер, где мы находимся, как мы должны двигаться поэтапно, чтобы через некоторое время достичь уровня исследовательских университетов в понимании Европы и Америки. К этой теме мы часто возвращаемся на кафедрах факультетов, думаем и предлагаем проекты, как лучше построить консорциумы и кластерное образование. У нас есть желание изменить внутреннюю систему образования, сделать ее престижной, а главное – конкурентоспособной с известными мировыми университетами. ЛИТЕР-Неделя: Кто-нибудь из израильской профессуры вел с вами разговоры на тему кластерного образования? М.Б.: Спасибо нашему посольству за мое посещение университетов в Тель-Авиве, оно сумело договориться с руководителями, а я уже говорил с коллегами по интересующей теме. Надо заметить, меня тепло встретили ректор университета Бен-Гуриона, профессор Зви Хаскохен (Zvi HaCohen), вице-президент Моти Герскович (Moti Herskowitz), беседа с которыми мне надолго запомнится. В университете Тель-Авива после встречи с проректором, профессором Диной Приалик (Dina Prialik), директором школы по химии, профессором Юром Кохен (Yoram Cohen) для меня была организована экскурсия по факультетам и лабораториям университета. Я рассказывал о Казахском национальном университете им. Аль-Фараби, о том, какие мы хотим провести преобразования, спрашивал коллег о функционировании израильских университетов в области научных исследований. Мне очень понравился механизм трансформации знаний и механизм коммерциализации проектных разработок, они говорили об этом как о давно свершившемся факте. Я узнал много об источниках финансирования университета (например, об Эндаументе), о меценатах и благотворительности, о том, что в образовании молодежи участвуют общественность и инновационные фирмы. ЛИТЕР-Неделя: Как относится к деловой и финансовой исследовательской деятельности университетов государство? М.Б.: Государство полностью поддерживает деятельность университетов, и они являются реальным самостоятельным субъектом экономических рыночных отношений. А вообще, образовательная территория неприкосновенна и охраняется законом, никто не запрещает на ней по договоренности строить центры и производственные помещения, продавать и покупать патенты. В общем, администрация Тель-Авива не имеет права вмешиваться или оказывать давление на партнерскую деятельность на земле университетского кампуса. Таким образом, исследовательские университеты израильтян оправдывают и решают возложенные на них государственные задачи по развитию местного региона, где, по моим соображениям, во всем присутствует принцип разумной достаточности. ЛИТЕР-Неделя: Будем надеяться, что новый закон «О науке» проложит путь к заветной цели. И последний штрих. С каким настроением вернулись студенты из Израиля? М.Б.: С гордостью как представители Казахстана и благодарностью к послу Г. Оразбакову за приглашение и ректору Г. Мутанову за предоставленную возможность поездки. Я тогда подумал, какое счастье жить и работать с нашей современной молодежью. Вот и все.
Беседовал Сергей ТОРОПКИН, Алматы – Тель-Авив – Алматы | |
|