Предприниматель Шамиль Мефтахутдинов по роду своей деятельности бывает в командировках во многих городах бывшего Советского Союза. Естественно, отовсюду привозит домой сувениры. И вот однажды он приобрел фарфоровую статуэтку мальчика, играющего в снежки. Она напомнила ему детство. Одежда, обувь и головной убор были в точности такими же, какие носил его товарищ по играм много лет назад. Чем больше он вглядывался в эту статуэтку, тем глубже им овладевала ностальгия по тем временам, он испытывал чувства удивления и восхищения мастерством художника, сумевшего так точно подметить атмосферу зимнего дня, радостного воображения, азарта, воплотить это в маленькой фарфоровой статуэтке, в складках одежды, в положении рук и ног передать порыв, движение. Кажется, вот-вот – и мальчик размахнется и запустит в тебя снежком. С этой статуэтки и началось новое увлечение Шамиля – коллекционирование фарфоровых статуэток. Сейчас их у него более ста. Каждая – неповторима. О каждой он может говорить часами. Со временем это хобби стало всепоглощающей страстью, занявшей все его свободное время. Он собирает каталоги, общается по Интернету с собратьями по хобби, живущими в самых разных уголках бывшей советской империи. Его жизнь обрела новую грань. Она стала более интересной и увлекательной. Надо сказать, что Шамиль собирает только фарфоровые статуэтки советского периода. Не то чтобы он был в восторге от того времени. Совсем даже наоборот. Коммунисты сыграли в судьбе его семьи далеко не лучшую роль. Предки Шамиля родом из села Джамбейты Западно-Казахстанской области, как он этот поселок называет до сих пор (ныне – Жымпиты). Говорит, что в свое время это был большой, богатый поселок, игравший немаловажную роль в жизни края. Его цент-ральная улица состояла из крепких кирпичных зданий. По соседству с их домом находилось здание с фонтаном во дворе, чего в то время не было даже в Уральске. А заканчивалась улица площадью с каменной церковью, равной которой по красоте и размерам не было в казахстанском Приуралье, по крайней мере в других селах. Семья Мефтахутдиновых была по тем временам зажиточной. И когда только начались разговоры о коллективизации, прадед Шамиля собрал всю свою многочисленную родню и предложил, не дожидаясь раскулачивания, самим отправиться туда, куда, как говорят, Макар телят не гонял. И те, кто согласился с ним, проехали через всю страну и остановились на самом ее краю – в городе Сучане, впоследствии переименованном в Партизанск. Это был благодатный край с горами Сихотэ-Алинь и уссурийской тайгой. Там они жили долго и счастливо, избежав суровой Сибири и жестокой Колымы. А те, кто остался в Джамбейты, почти все были репрессированы. Как рассказал Шамилю краевед Анатолий Трегубов, его фамилия часто встречается и в расстрельных списках.
Потом, во время хрущевской оттепели, Мефтахутдиновы вернулись в наш край. Степняку трудно жить в тайге и горах. Осели в Уральске. Здесь Шамиль родился и вырос, окончил среднюю школу, строительный техникум. На ны-нешнюю жизнь не жалуется, все, что надо, у него есть. Но и на Союз не ропщет, потому что в той стране прошли его самые счастливые годы – годы детства. По детским годам человек ностальгирует всю свою сознательную жизнь. Первая фарфоровая статуэтка – мальчик, играющий в снежки, – в коллекции Шамиля оказалась и до сих пор остается самой редкой и дорогой не только в моральном плане, но и в денежном выражении. Потом было много других приобретений. Очень гордится Шамиль статуэткой мальчика, мчащегося с горы на лыжах. Она тоже навевает ему воспоминания о детстве. Зимы в то время были снежными, хороших лыж и спортивных костюмов не было, а кататься очень хотелось. И ребятня в обычных пальто и шапках, в валенках, засунутых в простенькие кожаные ремешки, лихо носилась с горок. История этой статуэтки связана с детским спортивным движением Страны Советов. В те годы проводились различные спартакиады, слеты. И на одном из этих слетов скульптор увидел, как пионеры состязаются в быстроте на лыжных скоростных спусках. Изваял статуэтку, которая потом, отлитая заводом в ограниченном количестве, выдавалась в качестве приза за лучшие результаты. Еще одна статуэтка изображает очень популярную в пятидесятые годы балерину Стуколкину во время исполнения роли Раймонды в балете «Кармен». Эта статуэтка уникальна тем, что, когда балерина умерла, скульптор Сычев изваял ее в мраморе в качестве надгробного памятника. Черты лица, все изгибы фигуры соответствовали оригиналу. А движения были настолько изящными и стремительными, что руководство фарфорового завода обратилось к скульптору с просьбой изготовить уменьшенную копию. Мастер и в маленькой статуэтке сумел сохранить пластичность балерины и легкость ее движений. Было время, когда Н. С. Хрущев собрал всю союзную творческую интеллигенцию и заявил, что мы, например, хорошо знаем северных индейцев американского контитента хотя бы по рассказам Джека Лондона. Но почему же мы так плохо знаем наших индейцев, наши северные народности? В результате в Союзе появились писатели, композиторы и певцы, рассказывающие и поющие о нашем севере. А в коллекции Шамиля есть три северных статуэтки. Это девочка-якутка, первый раз собравшаяся в школу, чукотский мальчик с лайкой и удэгейка с рыбой, причем рыба эта почему-то похожа на севрюгу, хотя известно, что там, где живут удэгейцы, осетровые не ловятся, а водоемы богаты лососевыми. В СССР интерес к фарфоровым статуэткам возник в пятидесятые годы. Это было время, когда из Европы возвращались на родину победители и привозили сувениры, среди которых было много фарфоровых статуэток. По техническому исполнению саксонские изделия были безупречны, но, как считает Шамиль, в них не было души. В Германии статуэтки раскрашивались методом штамповок, а советские художники разрисовывали их вручную. Поэтому в каждой партии не было двух похожих. Это мнение, кстати, разделяют и коллекционеры всего мира. Они выше всего ценят именно советские фарфоровые статуэтки пятидесятых-шестидесятых годов прошлого столетия. На стезю коллекционирования фарфоровых статуэток Шамиля Мефтахутдинова направил Геннадий Мухин – сам большой любитель собирательства и организатор, а также бессменный председатель местного клуба коллекционеров. Ведь Уральск – один из очень немногих провинциальных городов, в котором активно функционирует подобный клуб. А еще Шамиль – большой книгочей. Свою солидную, что очень редко встречается в наши дни, библиотеку он начал собирать еще с четырнадцати лет. По характеру он – человек очень открытый, всегда готов к общению, трудолюбивый и темпераментный. За что бы ни брался, все доводит до конца. Коллекционирование фарфоровых статуэток – хобби очень тонкое и хрупкое. Как говорится, мышка пробежала, хвостиком махнула, и коллекция уже неполная. Но в клубе коллекционеров есть мастер-реставратор Алексей Чистяков, который в два счета сделает разбитую статуэтку опять новенькой. * * * …Мы долго разговаривали с Шамилем. Он увлеченно рассказывал о своей коллекции: о советских фарфоровых заводах, о знаменитых коллекционерах фарфоровых статуэток, таких как родители Евгения Миронова, Владимира Высоцкого. О том, что некоторые статуэтки покрыты краской, применявшейся на изразцах мавзолеев в Самарканде в XII–XIII веках, о том, что жена ему всячески помогает, а сын, который сейчас оканчивает институт в Санкт-Петербурге, постоянно покупает для него статуэтки, о своих планах показать Уральску всю свою коллекцию. А я слушал и завидовал белой завистью человеку, жизнь которого наполнена до краев.
Сергей АБЛАЕВ, фото Ярослава КУЛИКА, Уральск | |