| Не заигрывая с правдой | Должно быть, время и место появления человека на свет влияют не только на судьбу новорожденного, но и накладывают неизгладимый отпечаток на характер и жизненные принципы.Калибек Данияров, наш сегодняшний герой, родился на древней тарбагатайской земле в начале 30-х годов ушедшего века. Это десятилетие стало одним из самых трагических периодов в судьбе и истории казахов. Может быть, свидетельство и участие в этих испытаниях и стали впоследствии главным мотивом для его исторических изысканий и попытки постижения родной истории. Слишком много возникало вопросов, на которые не было ответов. Он стал искать эти ответы самостоятельно. Сегодня Калибек Данияров отмечает свое 80-летие. С высоты прожитых лет он говорит о своем прошлом, сравнивая свое тогдашнее мироощущение с настроем нынешней молодежи. Об этом периоде в своей книге он пишет так: «Окончившие школу не знали, что такое безделье и непослушание». Сильны в семье Даниярова были и родовые традиции, которые дали духовную крепость будущему ученому, закончившему один из сильнейших вузов страны – Томский политехнический институт, предварительно отучившись еще и в Лениногорском горно-металургическом техникуме. Специалисты горного дела в те годы были явлением, скорее, экзотическим. А уж говорить о том, как непросто было ему, молодому специалисту, укрепиться в этом мире, и говорить не приходится. Тем не менее свой точный след в науке Данияров оставил, получив степень кандидата технических наук. И сейчас, спустя 65 лет, он поименно называет своих учителей. Также остались в душе судьбы чеченцев, депортированных в Казахстан. «И начиная с 1950 года, – пишет Калибек Каирбекович, – в моем сознании вся пропаганда о некоем советском народе, который успешно строит социализм, окончательно рухнула». Теперь он иначе воспринимал судьбу своего отца и своей семьи, новым смыслом наполнились слова отца о государственном бесправии казахского народа. И вот уже больше сорока лет он занимается сбором, систематизацией и анализом ценнейших документов. Потом была работа в Усть-Каменогорске, Джамбуле и, наконец, Алматы, сыгравшем огромную роль в осуществлении мечты всей жизни по завершению сбора первоисточников по истории Казахстана, изучению методологии и опыта мировой науки по созданию истории государств, – все это стало основой для создания истории казахского государства, состоящей из 12 книг. На память приходит судьба выдающего русского ученого Владимира Даля, создавшего словарь русского языка, который не превзойден до сих пор ни одним из ученых, ни одним из научных центров. А ведь он тоже не был кабинетным работником. Восемь лет прослужил в Западном Казахстане, изучил казахский язык, занимался переводом казахских народных сказок на русский язык, сбором пословиц и поговорок. Думаю, на таких подвижниках, как Даль и Данияров, держится нация. Не могу не согласиться с Калибеком Каирбековичем, когда он пишет: «Великая история поднимает национальный дух, уровень национального самосознания и мышления народа, знающего, кем он был и кем должен стать, а также формирует национальную идею». Данияров как истинный инженер очень точен и конкретен в своих изысканиях. Он считает, что история казахской государственности начиналась с сакского периода и включает в себя девять основных этапов. В качестве самостоятельного периода он выделяет период государства Чингисхана. Фактической базой, подтверждающей его утверждения, он называет древнейшие памятники. В частности, героический эпос «Чингисхан», изданный в Пекине в 1240 году. «Мною установлено, – пишет он, – что эпос написан младшим братом отца Чингисхана, Есикей хана, Отшигыном. Эпос «Чингисхан» написан древненайманским алфавитом (это установлено европейскими и российскими учеными). Европейскими учеными текст был переписан латинскими буквами без перевода с языка на язык, что не позволяет его фальсифицировать». Кроме этого, исследователь ссылается еще на ряд трудов, в частности на изданный в 1305 году сборник «Джамигат-ат-Тауарах» Рашид-ад-Дина, на летопись Ибн-Аль-Асира, где упоминаются татары, наймана, жалаиры, но не монголы. Не буду перечислять все первоисточники, но список и имена очень внушительны. По словам Даниярова, проблема заключается еще и в том, что в трудах по истории государства Чингисхана, издаваемых сегодня в Казахстане, многое списано из книг монголоведов – Котвича, Владимирцова, Хаара-Давана, Кычанова и других. В них мало ссылок на первоисточники. Работы же зарубежных тюркологов и исследователей истории Казахстана в бывшей Казахской ССР не признавались. Что касается происхождения Чингисхана, то и здесь Данияров ссылается на труды Рашид-ад-Дина, в частности на главу «О роде кият, из которого происходит Чингисхан и ханом которого был Чингисхан», где сообщается: «Кабул хан – третий предок Чингисхана, а монголы-тюрки предков в третьем колене называют еленчик… Его детей и внуков называют кият». Кроме того, имена, наименование титула «Чингисхан» и рода кият (большая часть представителей которого и сейчас проживает в Казахстане), религия, а также тот косвенный факт, что среди четырех жен Чингисхана не было ни одной монголки, подтверждают тесную родственную связь между казахами и их предком – Потрясателем Вселенной. Неравнодушный человек Калибек Каирбекович, конечно, имеет и единомышленников, и последователей. Среди них такие известные имена в Казахстане, как Мухтар Магауин, Аким Тарази, Кайрат Закирьянов и другие. Не дает юбиляру покоя мысль о том, что в своих книгах он не раз задавал вопросы авторам «Истории Казахстана», которая, с его точки зрения, переписана с «Истории Казахской ССР»: «Вы пишете в учебниках по истории, что казахский народ и Казахское ханство возникли в 1456 году. Что было до 1456 года? Народ и государство не формируются в одно и то же время. Народ образуется на тысячелетия раньше». И не слышал ответа. По словам профессора Кайрата Закирья нова, подвижнический труд Калибека Даниярова еще будет по достоинству оценен народом: «Калибек Данияров в плане формирования национального самосознания сделал очень много. Его роль в пробуждении векового духа современных степняков огромна. Ведь до недавнего времени, воспитанные в духе имперской идеологии России и СССР, не только мировое сообщество, но и мы сами считали себя диким, варварским племенем, умевшим только крушить плоды чужих цивилизаций и ничего не сделавшим для развития мировой цивилизации. Но благодаря трудам таких подвижников, как Калибек Данияров, мы осознали себя нацией с великой историей, оставившей свои глубокие следы в цивилизациях Китая, Индии, Ирана, Восточной и Западной Европы. Путь к исторической правде всегда труден и драматичен. Но все вместе, не сомневаюсь, мы его преодолеем».
Петр ПОМИНОВ, Алматы | |
|